Смекни!
smekni.com

Кисты и свищи поджелудочной железы (стр. 2 из 3)

Первой задачей при оперативном лечении ложных кист, в ко­торых за редким исключением течет инфекционно-воспалительный процесс, является их вскрытие через переднюю брюшную стенку, эвакуация остатков панкреонекроза и дренирование тем илииным способом. В опорожненную полость вводится один или несколько дренажей (часто и тампонов), причем могут ис­пользоваться системы для постоянного или периодического про­мывания псевдокисты антисептическими растворами.

В прошлом рекомендовалось также рыхлое заполнение поло­сти тампонами с мазью Вишневского. После вскрытия гигантс­ких ложных кист рекомендовалось также подшивать края их фиброзной капсулы к ране передней брюшной стенки для отгра­ничения дренируемой полости кисты от свободной брюшной по­лости. Этот прием называется цистостомией или марсупиализацией кисты (от лат. marsupium — сумка кенгуру). В дальнейшем у части больных, у которых полость не имеет стойкого сообще­ния с панкреатическим протоком, она может постепенно облитерироваться. В части же случаев, как уже упоминалось в разделе о лечении ХП, полость сохраняется и формируется панкреати­ческий свищ, для устранения которого необходимо обеспечение беспрепятственного оттока панкреатического секрета в желудоч­но-кишечный тракт (см. ниже).

С целью ликвидации кист, полость которых поддерживалась благодаря сообщению ее с протоковой системой поджелудочной железы, на протяжении длительного времени применялось так называемое внутреннее дренирование кист путем анастомозирования их с просветом желудка, двенадцатиперстной или тощей кишки (цистогастростомия, цистодуоденостомия, цистоеюностомня с выключением по Ру участка тощей кишки).

Однако в последнее время эти вмешательства осуществляют­ся все реже, поскольку патологическое сообщение между прото­ком поджелудочной железы и псевдокистой бывает узким, может периодически закрываться и не обеспечивать ликвидации прото­ковой гипертензии, характерной для ХП. Кроме того, при цистогастро- и цистодуоденостомии возможен заброс в кисту желу­дочного содержимого, что поддерживает инфицированность полости и препятствует ее облитерации.

Поэтому основным современным методом лечения псевдокист является их наружное дренирование с наложением широкого нанкреатикоеюноанастомоза с выключенной по Ру петлей (опе­рация Пуэстоу-I) при наличии протоковой панкреатической ги­пертензии.

При редко встречающихся истинных кистах поджелудочной железы рекомендуется их оперативное удаление, часто требую­щее резекции части железы, в которой располагается киста (ки­сты).

В последнее время появились сообщения о пункционном ле­чении кист под контролем УЗИ или КТ с повторным их опорож­нением и введением склерозирующих растворов. Впрочем, в дан­ном случае всегда трудно исключить наличие пролиферирующих (опухолевых) кист, безусловно, требующих оперативного удале­ния вместе с частью железы в пределах здоровых тканей, а лече­ние ложных кист при ХП таким образом часто неэффективно, так как: 1) неустраненная протоковая гипертензия, являющаяся причиной образования хронических кист, приводит к их быстро­му рецидиву; 2) нередко кисты содержат секвестры, которые можно удалить только оперативным путем.

Кисты паразитарного (эхинококкового) происхождения опе­рируют по обычным для этого заболевания правилам (вскрытие фиброзной капсулы, опорожнение и последующее удаление хи­тиновой оболочки). В принципе возможна и «идеальная» эхинококкэктомия, в том числе с резекцией части железы. Однако сколь­ко-нибудь значительный опыт в лечении паразитарных панкреа­тических кист отсутствует ввиду крайней редкости соответству­ющих поражений.

Для заполнения полостей, остающихся после удаления боль­ших по размеру кист различного происхождения, некоторые ав­торы используют пластику лоскутом большого сальника на питающей ножке.

Свищи поджелудочной железы

Существуют два основных фактора, являющихся причиной формирования и поддержания панкреатических свищей: 1) не­завершенность отторжения панкреонекроза; 2) нарушение от­тока панкреатического секрета естественным путем в двенад­цатиперстную кишку. Таким образом, панкреатический свищ представляет собой патологический канал, через который про­исходит выделение за пределы организма (отторжение) продук­тов распада некротизированной ткани (преимущественно гной) и/или панкреатического сока. Панкреатические свищи принято подразделять на наружные и внутренние. Поскольку спонтанный прорыв гноя или панкреа­тического секрета через кожу из глубоко расположенной подже­лудочной железы практически невозможен, наружные свищи все­гда формируются лишь после операций по поводу острого или ХП, а также после вмешательств, связанных с травмой поджелу­дочной железы.

Внутренние свищи, напротив, обычно возникают спонтанно в результате естественного отторжения инфицированных очагов панкреонекроза и окружающего их гноя, часто содержащего пан­креатический секрет, в соседние полые органы (желудок, двенад­цатиперстная кишка, поперечная ободочная кишка). Иногда в результате достаточного дренирования через внутренний свищ может наблюдаться ремиссия или даже клиническое излечение полостной формы ХП. В других случаях через образовавшееся патологическое сообщение может происходить уже упоминавше­еся кровотечение из аррозированных сосудов поджелудочной же­лезы в желудочно-кишечный тракт. При прорыве очага из под­желудочной железы или панкреатической клетчатки через диа­фрагму в плевральную полость возникает плеврит (чаще левос­торонний), в этиологии которого может преобладать фермента­тивный или инфекционный фактор. Прорыв хронического гной­ного очага в свободную брюшную полость вызывает возник­новение перитонита, также преимущественно инфекционного или же ферментативного.

Происхождение панкреатических свищей, связанных с трав­мой, бывает различным. В одних случаях, когда происходит ушиб железы без нарушения анатомической целости органа, развиваю­щийся острый, а затем ХП может повести к образованию свищей по тем же закономерностям, что и панкреатит другого генеза. Если же при травме происходит разрыв железы в результате прямого воздействия ранящего снаряда или же тяжелого закрытого по­вреждения живота, механизм свища бывает иным. Современная хирургическая тактика при таких повреждениях состоит, прежде всего, в отказе от попыток восстановления анатомической целос­ти железы. Наиболее рациональным считается эвакуация обычно массивной забрюшинной гематомы, гемостаз и удаление нежизнес­пособных размозженных тканей поврежденного органа, после чего оба конца разорванного или рассеченного панкреатического протока тонкими трубками дренируются наружу. Одновременно тем или иным способом дренируется и парапанкреатическая клетчат­ка. Такое вмешательство если не исключает, то, во всяком случае, ограничивает тяжесть травматического панкреатита и предупреж­дает истечение панкреатического сока в забрюшинное простран­ство и свободную брюшную полость. Оно оказывается спаситель­ным для больного в остром периоде травмы, но неизбежно ведет к формированию панкреатического свища или свищей, подлежа­щих оперативному закрытию в поздние сроки.

Иногда панкреатические свищи могут быть обусловлены опе­рационной травмой, не связанной с панкреатитом. Примером это­му могут служить свищи, формирующиеся при недостаточности панкреатикоеюноанастомоза после панкреатодуоденалыюй резек­ции по поводу рака. Нельзя забывать, однако, что и в этом случае причиной недостаточности анастомоза и последующего свища чаще всего является травматический панкреатит в торцевой части культи поджелудочной железы.

Клинические проявления наружных панкреатических сви­щей — несложны. Их устья обычно формируются в лапаротомной ране, заживающей после операций на поджелудочной железе, или же в небольших дополнительных ранах брюшной стенки, через которые выводились дренажи. При истечении панкреати­ческого сока развивается ферментативный дерматит.

Для уточнения диагноза, а также для определения калибра и направления свищевого хода обычно применяется фистулография. Количество жидкости, вытекающей через свищ, должно учитывать­ся и отражаться в истории болезни. Бывает целесообразным также лабораторный анализ отделяемого (определение ферментов под­желудочной железы, цитологическое исследование осадка и т. д.).

По характеру течения наружные панкреатические свищи мож­но разделить на: 1) склонные к спонтанному заживлению; 2) стой­кие или персистирующие; 3) рецидивирующие. В случае, если в процессе функционирования свища происходит полное отторже­ние поддерживающего его некротического субстрата, а отток пан­креатического сока в двенадцатиперстную кишку не нарушен или же постепенно восстанавливается, отделяемое из свища стано­вится все более скудным и происходит его спонтанная ликвида­ция в течение нескольких недель или месяцев. Если же причина или причины, поддерживающие свищ, продолжают существовать, формируется стойкий свищ, не склонный к заживлению, при небольшом количестве отделяемого, наружное отверстие сви­та может периодически закрываться и даже эпителизироваться. Однако после накопления значительного количества отделяемо­го, обычно содержащегося в увеличивающейся по объему лож­ной кисте, и/или обострения инфекционного процесса свищ ре­цидивирует. Обычно этому предшествуют боли, инфильтрация в области рубца и повышение температуры. Описанный цикл мо­жет повторяться неопределенно долго.

Внутренние панкреатические свищи при благоприятном те­чении основного процесса могут ничем себя не проявлять и оста­ваться диагностированными вплоть до появления осложнений, например, кровотечения в желудочно-кишечный тракт. Их уда­ется распознать при контрастном рентгенологическом исследо­вании желудка и двенадцатиперстной кишки по затекам контра­ста в направлении поджелудочной железы или же при гастродуоденоскопии. Эндоскопическое контрастирование главного панк­реатического протока (РХПГ), как уже говорилось, является не всегда безопасным из-за возможности обострения ХП.