Смекни!
smekni.com

Лекарственные растения (стр. 1 из 2)

Ископаемые растения позволяют судить о климатах геологического прошлого. Палеоботанические аргументы играют немалую роль в давнем споре о движении материков. История растительного мира, длившаяся сотни миллионов лет и богатая разнообразными событиями, не менее поучительна, чем история мира животных.

Введение

Лекарственные растения были известны человеку с глубокой древности. Первобытные народы, осваивая местную флору, находили для себя многие полезные растения, в том числе растения, обладающие целебными или ядовитыми свойствами. Так постепенно накапливались знания о лекарственных растениях, которые позже обобщались и систематизировались, и передавались из поколения в поколение.

Долгое время растения были основными средствами для лечения многих заболеваний.

На современном фармацевтическом рынке около 60 - 70 % препаратов - синтетические. Если провести сравнения между синтетическими и растительными препаратами, то у обоих можно выявить недостатки и преимущества. Преимущества синтетических препаратов - пролонгированность действия, более избирательное влияние на органы и системы, точность дозирования. Растительные препараты имеют меньше противопоказаний, побочных эффектов, они чаще менее токсичны для организма. Первые необходимо применять в разгар болезни, вторые - в период выздоровления и для профилактики.

При повышенной нагрузке на организм, при ослаблении после заболевания, для профилактики необходимо применять витаминные препараты. Немаловажно и применение витамина С. Одни из наиболее хороших источников - растительные, где аскорбиновой кислоте сопутствуют многие полезные соединения.

Иван Акопов. Из истории изучения и применения лекарственных растений

Растения в лечебных целях использовались людьми с незапамятных времен. Особенно были распространены лекарственные растения у древних народов: в Ассирии, Египте, Китае, Индии, Греции и Риме. В средние века они широко применялись в арабских странах, в Средней Азии, в Закавказье, особенно в Армении и Грузии.

На развитие медицины в Армении оказала воздействие классическая греческая медицина. Однако через сравнительно небольшой отрезок времени она, как пишет академик Л.А. Оганесян, "блеснув на закате своей былой славы появлением нескольких талантов (Аэзий, Александр Трилийский, Павел Эгинский), неудержимо пошла к своей полной и безвозвратной погибели. На смену греческой медицине выдвинулась рожденная под ее же влиянием и во многих отношениях составлявшая ее естественное продолжение медицина арабов... Замечательно, однако, что в отличие от других крупных народов-завоевателей арабы в созданной ими огромной торговой империи не только не стремились уничтожать культурные ценности завоеванных ими народов, но даже бросились изучать эту культуру с какой-то необычайной энергией" (Л. А. Оганесян. История медицины в Армении с древнейших времен до наших дней. Кн. 1-я, с. 203-204). Впоследствии, как известно, огромная арабская держава, просуществовав менее столетия, в VIII веке начала распадаться, оставив в наследие термин "арабская медицина".

В Институте древних рукописей "Матенадаран" им. Месропа Маштоца в Ереване хранится большое количество манускриптов на армянском, арабском, персидском и других языках, свидетельствующих о большой популярности растений при лечении больных с древнейших времен.

С.А. Варданян (1982) сообщает краткие сведения о древней и средневековой Армении, где врачи лечили больных растениями. Так, выдающийся армянский астроном, математик и философ Анания Ширакаци в 667 г. составил пространный свод наук "Кнникон", из которого очевидно, что его автор сам занимался фитотерапией. В книге С.А. Варданяна "Амирдовлат Амасиаци - армянский естествоиспытатель и врач XV в. " (1987) дан довольно обширный очерк истории естествознания и медицины средневековой Армении, приведены сведения о жизни и творчестве ученого-энциклопедиста средневековья - ботаника и географа, филолога, лексикографа, фармакогноста и врача, теоретика и опытного клинициста - Амирдовлата Амасиаци, а также о других армянских и арабских ученых-врачах, о преимущественном использовании ими фитотерапии. Так, реальное число лекарственных веществ, определенных в работе Амирдовлата Амасиаци "Ненужное для неучей", составляет 1400, из которых 1000 (72%) составили лекарственные растения. Приблизительно такой же процент их у Ибн Сины и 76 % - у Диоскорида.

Наиболее полно медицинские представления отразились в сочинениях современника Ибн Сины - Григора Магистроса Пахлавуни (X - XI вв.) - одного из крупнейших армянских ученых эллинистического направления, эрудита и знатока античной культуры, разносторонне одаренной личности, поэта, философа, врача с тонкой интуицией, прекрасно знакомого с клиникой и лекарственной терапией, особенно фитотерапией.

Немалый интерес представляет также деятельность основоположника средневековой армянской медицины, представителя Киликийской медицинской школы Мхитара Гераци, или Великого Мхитара. Как считают, он сделал для армянской медицины то же, что и Гиппократ для греческой, Гален - для римской, Ибн Сина - для арабской. В 80-х годах XII в. Мхитар Гераци приступил к созданию главного труда своей жизни, книги "Утешение при лихорадках". В описанной в ней системе лекарственного лечения ведущее место занимает фитотерапия. Среди рекомендованных Мхитаром Гераци лекарственных растений упоминаются кувшинка, фиалка, ирис, коровяк, солодка, безвременник, каперцы, мята, чабрец, якорцы и многие другие целебные растения, большинство которых включены в нашу книгу.

В плеяде выдающихся арабских и мусульманских врачей средневековья особое место занимает ученый, врач, философ и поэт Ибн Сина (Абу Али Хусейн ибн Абдалах, латинизированное - Авиценна). Он родился в 980 г. в селении Афшана близ Бухары, умер в 1037 г. Некоторые мусульманские исследователи обвиняли Ибн Сину в ереси и атеизме. Ибн Сина писал (на арабском языке и на языке фарси) о вечности материи, проповедовал просвещение и науки. Важнейшим трудом Ибн Сины является получивший всемирную известность "Канон врачебной науки", который переиздавался на латинском языке около 30 раз, много веков был обязательным руководством в Европе и в странах Востока. "Канон" издавался также на арабском языке. На русский язык он был переведен и издан в Ташкенте издательством Академии наук Узбекской ССР в 1956 г.

В этой фундаментальной энциклопедии обобщен многовековой опыт греческой, индийской, армянской и среднеазиатской медицины, а также опыт фармакологов, фармацевтов и фитотерапевтов мира. "Канон" состоит из пяти книг, из которых вторая посвящена "простейшим лекарствам", охватившим 811 названий. Характерно, что из них 612 - растения или средства растительного происхождения. "Канон" был источником знаний для врачей не только Востока, но и Запада. Многие лекарственные растения, описанные Ибн Синой, прочно вошли в практику народной медицины разных стран мира, а часть из них - ив научную медицину. Фитотерапия получила значительное развитие также в Древней Руси, но, как пишет известный историк медицины врач Л.Ф. Змеев, до нас не дошли лечебники, которыми пользовались в древние времена. Сохранились только "Гигиенические статьи", вошедшие в "Изборник Святослава" (1073 г.) и статья под названием "Строгановы лечители царя Ивана IV", входящая в состав "Лечебника Строгановых лекарств".

Народная гигиена представляла собой часть народной медицины, она охватывала вопросы сохранения здоровья и работоспособности, приготовления пищи, постройки жилищ и т. п. Когда появилась письменность, многие положения народной медицины записывали и распространяли в виде книг под названием травников, лечебников. В. Ф. Груздевым было описано более 300 таких книг, относящихся к XVI - XVII векам.

Огромное влияние на развитие науки о лекарственных растениях и изучение отечественной флоры оказала основанная в 1725 г. Академия наук. В первом ее научном печатном органе - "Комментариях" - в 1732 г. впервые появилась статья о лекарственных растениях. В дальнейшем такие статьи печатались в "Сельском жителе", "Экономическом магазине", "Трудах Вольного экономического общества" и в других русских журналах. Организованные Академией наук географические, ботанические и натуралистические экспедиции С.П. Крашенинникова, П.С. Палласа и других занимались изучением лекарственных растений Сибири, Урала и других районов страны. В русской народной медицине с давних пор выработаны определенные показания к применению лекарственных растений (например, полынь - от лихорадки, березовый сок - для лечения гнойных ран, деготь - как дезинфицирующее средство, брусника и морошка - при цинге и т.д.) и приготовлению из них лекарственных форм. Прогрессивные представители русской медицины заимствовали из опыта народной медицины все лучшее, рациональное, особенно относящееся к лекарственным растениям, приготовлению из них препаратов, вводили их в практику научной медицины. По указанию Петра I в Москве были созданы первые аптеки (1714) и учрежден "Аптекарский огород". На базе Петербургского аптекарского огорода после Октябрьской революции был образован Ботанический сад при Ботаническом научно-исследовательском институте, действующий до нашего времени. М.В. Ломоносов, опубликовавший статью "О домашних средствах, простым народом в болезнях употребляемых" и другие работы на подобные темы, способствовал интенсивному изучению растительных богатств страны и их использованию в лечебной практике.

Большая заслуга в развитии медицины и ботаники принадлежит выдающемуся ученому-энциклопедисту, профессору Петербургской акушерской школы Н.М. Амбодику-Максимовичу. Он - автор ряда медицинских словарей, ставших руководством для многих поколений врачей, "Врачебного веществословия" (1783-1788). Этот ученый был активным пропагандистом распространения в народе научных знаний, выступал против знахарства и отсталости в медицине. В заключение своего "Веществословия" он писал: "Я смело могу сказать, что если бы все врачи и лекари тщательно и прилежно повторными опытами испытали силу и действие растений, в своем отечестве прозябающих, то едва ли бы они имели нужду в выписывании новых, из чужих стран вывозимых, дорогих, но иногда вовсе бездейственных лекарственных веществ". Не будет преувеличением сказать, что эти слова не потеряли своего значения и в наши дни.