Смекни!
smekni.com

Личностные особенности больных гипертонической болезнью (стр. 5 из 10)

Демонстративные личности испытывают потребность в постоянном общении, стараются все время находиться в центре внимания окружающих, не переносят безразличия и равнодушия. Им свойственны повышенная внушаемость, эмоциональная неустойчивость, большая выразительность, иногда позерство. Стремятся привлечь к себе внимание экстравагантностью во внешнем виде, жизненном укладе. Принимают иногда опрометчивые, необдуманные решения, неспособны ставить отдаленные цели, легко меняют установки и интересы. В обществе могут производить впечатление блестящих людей, оживляют любую компанию. Предпочитают работу, связанную с постоянным общением с людьми, одиночество не переносят. Склонны к вытеснению из сознания переживаний, несоответствующих их оценкам. Психастеничные личности обычно впечатлительны, неуверенны в своих силах, боязливы. Они с трудом принимают решения, часто перепроверяют себя, стремятся быть во всем точными и скрупулезными. Вместе с тем постоянно находят поводы для сомнения в правильности своих действий. Неуверенно чувствуют себя в новой ситуации, в необычной роли, предстоящие трудности значительно преувеличивают. Отличаются повышенной ответственностью, исполнительностью, стой

костью морально-этических устоев. Они обычно сдержанны, склонны к подавлению внешних проявлений эмоций. У лиц с профессиональной артериальной гипертензией и больных с лабильной артериальной гипертензией обычно сочетается; несколько черт характера, иногда противоположным (например, стеничность и психастеничность), что можем свидетельствовать о дисгармоничности их личности [14, c. 317]

По мере нарастания тяжести заболевания отчетливо уменьшается стеничность, гипертимность, демонстративность и увеличивается частота таких характерологических особенностей, как интравертированность, психастеничность, циклоидность и ригидность.

Для интравертированных личностей характерны замкнутость, сдержанность, малая общительность. Они живут своими, иногда необычными увлечениями и интересами. Неспособны устанавливать с окружающими контакты и тяжело это переживают. Обладают повышенной чувствительностью, ранимостью, что способствует еще большему их «уходу в себя». Замкнутость у них сочетается с недостаточной интуицией, неумением тонко ориентироваться в ситуации. Они неспособны к сопереживанию, что создает впечатление их холодности и черствости. Недоступность их внутреннего мира и сдержанность чувств делают непонятными и неожиданными некоторые их поступки. Свойственное им чудачество никогда не служит для привлечения всеобщего внимания. Мышление у них отличается оригинальностью, способны к нестандартному, парадоксальному подходу при решении задач, проявляют интересе к абстрактным проблемам, что обусловливает их успехи в области теоретических дисциплин.

Циклоидные личности — открытые натуры, с ними легко устанавливается эмоциональный контакт. Они любят общество и тяготятся одиночеством. Для окружающих они приятны и легки в общении. Чутко Я реагируют на отношение к себе других лиц и свое поведение строят с учетом этого. Склонны к изменениям настроения, которое проявляется либо затяжной субдепрессией, либо колебаниями аффекта. Это может быть связано с определенными временами года или суток. Снижение настроения часто воспринимается как соматическое неблагополучие или усталость. Напротив,при повышенном настроении возникает ощущение полного здоровья и расцвета сил.

Для ригидных личностей характерны возможность аффекта, обстоятельность, мелочность, отсутствие гибкости в поведении, упрямство. Они нередко неуживчивы из-за постоянной готовности к критике окружающих. В то же время они принципиальны, чувствительны к несправедливости, пунктуальны и любят во всем строгий порядок [8, c. 173-175].

С прогрессированием болезни у больных гипертонической болезнью чаще встречаются психастеничные черты характера с постоянной тревожностью, неуверенностью в своих силах, нарастают трудности в принятии решений с частыми сомнениями в правильности своих действий. Одновременное нарастание циклоидных черт характера приводит к длительным изменениям настроения больных с нарушением адаптации к окружающей обстановке.

Особенности личности и отношение к заболеванию больных, согласившихся и отказавшихся от участия в реабилитационных мероприятиях. Проведенные многочисленные исследования показали, что больные гипертонической болезнью, согласившиеся и отказавшиеся от лечения, имеют в целом сходную клиническую картину, болезни и мало отличаются по величинам АД, характеру течения АГ, длительности болезни и т. д. Это обстоятельство позволяет предположить, что причина отказа пациентов от предлагаемой терапии лежит в их поведенческих особенностях и восприятии заболевания, отношении их к различным терапевтическим рекомендациям (Шхвацабая И. К.) [13, c. 175-178]. Выяснение этих факторов имеет важное практическое значение, так как открывает новые подходы к проведению психокорригирующей работы, а также повышает готовность больных следовать советам врача.

В то время как пациенты, отказавшиеся от терапии, более демонстративны, общительны, эмоционально неустойчивы, они часто преувеличивают свои возможности и у них имеется тенденция к экстравагантности во внешнем виде и жизненном укладе. Одновременно они агрессивны, решительны, упорны в достижении своих целей и честолюбивы. Таким образом, у таких больных отмечено сочетание некоторых противоположных личностных черт, что может свидетельствовать о дисгармоничности их психического статуса.

Больные, согласившиеся на реабилитационное лечение, реже отрицательно относятся к необходимости систематического приема лекарственных препаратов, соблюдению бессолевой диеты и занятиям ЛФК. Напротив, больные, отказавшихся от терапии, отрицательное отношение к перечисленным выше лечебным мероприятиям.

При изучении «внутренней картины» болезни отмечено, что у больных согласившиеся на реабилитационное лечение чаще встречается гармонический тип восприятия гипертонической болезни. Этот факт свидетельствует о трезвой оценке больными своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и видеть все в мрачном свете. Больные активно содействуют успеху лечения, систематически придерживаются врачебных назначений (бессолевая диета, занятия ЛФК, прием гипотензивных препаратов и др.). В случае неблагоприятного прогноза (например, инвалидность) они переключают свои интересы на те области жизни, которые им остаются доступными. Больные, согласившиеся на лечение, склонны объяснять свои проблемы и конфликты состоянием здоровья. По данным Р.В. Рожанца и соавт., они отличаются целенаправленностью и устойчивостью поведения и высокой активностью в сотрудничестве с врачом [19, c. 55].

У них значительно реже зарегистрирован тревожный, неврастенический, ипохондрический и анозогнозический вариант реакции на заболевание. Больным, отказавшимся от реабилитации свойственна тревожная реакция на болезнь, у них типичны постоянное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения гипертонической болезни, возможности осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Больные постоянно ищут новые способы терапии, интересуются дополнительной информацией о болезни, часто обращаются за помощью к участковому врачу, консультируются у других специалистов. В отличие от больных с ипохондрическим вариантом их больше интересуют объективные данные о болезни, результаты анализов, дополнительных исследований, чем собственные ощущения. Поэтому они предпочитают больше слушать объяснения врача, чем без конца предъявлять жалобы. Обычно эта реакция на болезнь встречается у больных при наличии синдрома тревоги.

Ипохондрический тип отношения к болезни характеризуется сосредоточенностью больных на субъективных ощущениях. Пациент стремится постоянно рассказывать окружающим о своих страданиях, занимается выискиванием у себя несуществующих болезней. Стремление лечиться сочетается у них с неверием в успех терапии, преувеличением побочного действия лекарственных препаратов и лечебно-диагностических процедур. Нередко этот вариант реакции на болезнь является составной частью ипохондрического синдрома.

Для неврастенического типа характерно поведение больного по типу раздражительной слабости. Вспышки гнева, особенно при ухудшении течения гипертонической болезни, неудачах в лечении, обрушиваются на первого встречного и завершаются потом раскаянием и слезами. Больные обычно не переносят болевых ощущений, неспособны ждать облегчения, нетерпеливы. Они конфликтны, но сохраняют критику к своим поступкам.

Анозогнозический вариант обусловлен активным отбрасыванием мыслей об имеющейся артериальной гипертонии и возможных ее последствиях. Симптомы гипертонической болезни больные объясняют наличием других несерьезных заболеваний. Они отказываются от тщательного обследования и предложенной терапии, избегают посещений врача.

Другие варианты отношения к артериальной гипертонии (обсессивно-фобический, эйфорический, паранойяльный) отмечались у обследованных больных гипертонической болезнью значительно реже [7, c. 100-107].

Таким образом, больные гипертонической болезнью и лица с профессиональной артериальной гипертензией, согласившиеся на лечение, в основном адекватно воспринимают свою болезнь, готовы к выполнению рекомендаций врача по систематическому применению гипотензивных препаратов, бессолевой диеты, ЛФК и других назначений. Повышенное АД реже вызывает у них тревогу, раздражительность, неустойчивость эмоционального состояния и жалобы ипохондрического плана. Напротив, у лиц, отказавшихся от терапии, доминирует выраженная тревога в отношении прогноза и исхода гипертонической болезни. Они постоянно сомневаются в эффективности терапии, ее целесообразности, нередко обращаются к различным специалистам в поисках новых способов лечения и для получения дополнительной информации о болезни. Гипертонические кризы обычно способствуют у них повышению раздражительности, конфликтности и затрудняют межличностные контакты, особенно с медицинскими работниками [12, c. 232-235].