Смекни!
smekni.com

Народная медицина и целительство (стр. 5 из 8)

9. Массажная терапия определяется как упорядоченное, систематическое воздействие на мягкие ткани тела с целью облегчения мышечных болей и достижения релаксации. Обычно массаж проводится с помощью стандартных приемов, выполняемых руками, но иногда давление оказывается и другими частями тела, как, например, предплечьем, локтем или ногой.

Главная цель массажа - уменьшить напряжение, улучшить кровообращение, помочь при травмах мягких тканей и болях и способствовать общему хорошему самочувствию. Массаж может мягко растянуть ткани, увеличивая подвижность суставов, и уменьшить некоторые виды опухания. Он также может помочь снизить кровяное давление и ритм сердечных сокращений и улучшить дыхание. Исследователи считают, что массаж помогает мозгу вырабатывать эндорфины - химические вещества, действующие как природные болеутоляющие, чем, вероятно, и объясняется тот факт, что пациенты чувствуют себя после массажа лучше и спокойнее.

Прикосновение - это, конечно, неотъемлемая часть массажа, и оно может играть значительную роль в лечебном эффекте данной процедуры. В ходе исследований выяснилось, что животные, к которым прикасаются, растут быстрее и что младенцы, к которым не прикасаются, развиваются медленнее и физически и психологически, чем те, к которым прикасаются. Прикосновение может передавать целительные для живого существа эмоции заботы и участия. Некоторые терапевты полагают, что прикосновение может породить доверие и открытость и помочь освободить блокированные эмоции.

Одна из самых ранних форм врачевания, массаж упоминается в китайских медицинских текстах 4000-летней давности. Он имел последователей и в западных обществах с тех пор, как древнегреческий врач Гиппократ в IV веке до н. э. обратился к приему, называемому растирание. В Древнем Риме, как сообщают, Юлию Цезарю приходилось щипать себя весь день для лечения невралгии.

В начале XIX века шведский инструктор по гимнастике и мастер фехтования Пер Хенрик Аинг вылечил собственный больной локоть с помощью легких постукивающих ударов пальцами. Впоследствии он развил свой метод лечения, ставший известным как шведский массаж.

Некоторые врачи традиционной медицины выражают обеспокоенность тем, что больные или травмированные люди могут попытаться заменить массажем необходимое медицинское лечение. Однако дипломированные массажисты обычно осведомлены о том, в каких случаях необходимо традиционное медицинское лечение. Как и в случае с другими видами лечения, пациенту следует с осторожностью относиться к любым преувеличенным обещаниям, сулящим быстрое выздоровление

На рубеже 80-90-х гг. прошлого века у отечественной системы здравоохранения появился реальный конкурент - вышедшая из 'подполья' нетрадиционная медицина. Мир целительства противопоставил этой системе не только широкий спектр непривычных для россиян приемов врачевания - 'альтернативная медицина' строилась на совершенно иных социокультурных, экономических и организационных основаниях. С одной стороны - рационализм европейской, материалистической науки, опора на ее технические достижения, достаточно узкая специализация, 'техника безопасности', предусматривающая тщательный контроль над любыми инновациями, обязательность лабораторной, экспериментальной фазы работы над ними, ведение медицинской статистики и т.д. С другой - опора на эзотерические учения Востока либо на неотрефлексированный опыт народной медицины, апелляция к трансцендентным силам либо непознанным закономерностям, универсализм целителя, готовность к использованию средств и целительских техник, механизм воздействия которых на организм пациента неизвестен или, по крайней мере, непонятен ни больному, ни тому, кто их применяет. С одной стороны - стандартизированное, комплексное медицинское образование, предоставляемое в государственных вузах, ординатура, дипломы и ученые степени, курсы повышения квалификации. С другой - таинственный путь ученичества, дозированная передача знаний и умений от целителей к избранным ученикам (иногда - по наследству), отсутствие каких-либо общепризнанных сертификатов, подтверждающих квалификацию целителя. С одной стороны - централизация, сложная система государственных и муниципальных медицинских учреждений различного профиля и различного уровня, призванная в совокупности обеспечивать комплексное бесплатное медицинское обслуживание всего населения страны. С другой - абсолютная децентрализация, совершенно не отрегулированный рынок, агрессивная реклама и широчайшее - хотя, как правило, спонтанное - использование принципов сетевого маркетинга.


Глава 2. Практика народной медицины

Как это ни печально, но сегодня можно с уверенностью констатировать, что мы дожили до такого времени, когда очень трудно уберечь среднестатистическую российскую семью от сына-наркомана или дочери-проститутки. Увы, но это такая же аксиома, как и - "от тюрьмы и от сумы не зарекайся". Об этом приходится задумываться всякий раз, когда узнаешь про чью-то беду. Даже чужую. А поскольку она не приходит одна, то все чаще сопутствующие ей проблемы выходят далеко за рамки этой самой семьи и, словно метастазы, поражают общество. Причем довольно своеобразно. Для кого-то они слезы и вечная боль, а для кого-то - радость. Двойная. Именно таков критерий чужого горя. Очередное письмо с таким горем пришло в редакцию одной из газет. Ситуация, которую описал в своем письме читатель из Братска Николай Ткач, оказалась банальной. Его единственный 20-летний сын - наркоман. Причем процесс заболевания зашел уже настолько далеко, что все испробованные методы лечения в сибирском провинциальном городке положительных результатов не дали. И тут кто-то подсказал (да плюс еще реклама по телевизору сработала) обратиться в Москву в оздоровительно-реабилитационный центр "Мирослава". Гарантия, мол, почти 100-процентная. Родители посовещались меж собой, заняли деньжат (было это в июле прошлого года и только на одну дорогу в оба конца требовалось больше пятнадцати тысяч рублей), и отец с сыном уехали в первопрестольную. Пройдя в центре диагностику и получив назначение на соответствующий курс лечения сроком на один месяц, отец принял решение остаться. Несколько смутила, правда, стоимость медико-консультационных услуг (43 тысячи 150 рублей) и сами методы лечения (минут по 25-30 в день без привычных физио- и прочих процедур), но нетрадиционная медицина потому, наверное, и называется так. Да и на что не согласишься ради здоровья собственного ребенка?.. На следующий же день после приезда домой в Братск (курс лечения был пройден полностью) Ткач-сын "укололся". И словно не было никакого "лечения". Разгневанный отец позвонил в "Мирославу": как же так?! его успокоили: "по-видимому, вы не до конца соблюдали все наши рекомендации. Мы можем выслать вам за наш счет пищевые добавки, и это уже поможет точно". Николай Ткач среагировал на подобное предложение так, как, наверное, среагировали бы сто человек из ста: "да пошли вы в… со своими добавками, верните лучше назад мои деньги". А чтобы облечь свою реакцию в более конкретные формы, он отправил письмо в отдел по борьбе с экономическими преступлениями криминальной милиции северо-восточного административного округа Москвы. Там он изложил суть происшедшего и свои претензии к вышеуказанному центру. Спустя три месяца гражданину Ткачу в далекий Братск пришел ответ за подписью заместителя начальника отдела подполковника Лебедева: "в возбуждении уголовного дела в отношении ООО "Оздоровительно-реабилитационный центр "Мирослава" отказано (и перечислен ряд статей УПК РСФСР)".

В настоящее время наблюдается огромное количество так называемых гадалок, целителей, ясновидящих и прочих «специалистов» по энергетике и иным нетрадиционным способам исцеления. Доверчивым людям обещают открыть все мыслимые и немыслимые чакры, улучшить карму на десять жизней вперёд и снять все болезни по фотографиям. Спрос, как известно, рождает предложение, и объём этого спроса невозможно объяснить иначе как религиозной и медицинской безграмотностью граждан. Следствием этой ситуации стали участившиеся случаи жалоб тех, кто стал жертвами мошенничества на псевдорелигиозной почве. Например, после проведения журналистского расследования редакция областной молодёжной газеты «На смену» (г. Екатеринбург) совместно с местной организацией «Благотворительный фонд противодействия деструктивным культам» направили обращение с требованием проверить деятельность печально известного астрального центра «Пирамида». В результате в организации была начата прокурорская проверка законности её деятельности. Встаёт вполне резонный вопрос: возможно ли привлечь к ответственности самих мошенников? Оказывается, подобные прецеденты существуют. Так, определением Верховного суда от 1 августа 2006г. было оставлено в силе решение о ликвидации Архангельской региональной общественной организации "Духовное возрождение северян", а Определением Верховного суда от 26 ноября 2002 г. было удовлетворено заявление прокурора о ликвидации общественной организации "Хабаровский региональный гуманитарный центр "Дианетика". Суд отметил, что применяемая в Центре сайентологическая "Программа очищения" относится к медицинской деятельности, на занятие которой у Центра нет соответствующей лицензии. Кроме того, суд отметил, что "одитинг" (самая распространённая в секте сайентологов процедура) является методом воздействия на личность человека, не прошедшим специальную апробацию, и поэтому не может быть разрешен к применению. Самым последним прецедентом в это области стало решение суда Центрального района г. Челябинска по делу Анатолия Кашпировского. На последнего был наложен штраф по ч. 2 статьи 6.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ («Занятие народной медициной (целительством) с нарушением установленного порядка»). Однако Приказ Минздрава РФ от 13.06.96 N 245 "Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия", запрещающий применение методов и средств оккультно-мистического и религиозного происхождения (на который ссылались суды в большинстве перечисленных решений), с некоторого времени был отменён. Как на данный момент обстоит ситуация с упорядочением услуг в области народной медицины и целительства, пояснил заместитель руководителя Центрального органа системы сертификации услуг в области народной медицины при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Егоров Владимир Владимирович. По его словам, процедура получения сертификата народного целителя на право заниматься народной медициной состоит из следующих этапов: 1. Лицо должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. 2. Кандидат должен иметь определённые медицинские знания и диплом об образовании в области народной медицины. С этим дело обстоит не так-то легко. Оказывается, в данном случае под медицинским понимаются знания, полученные и в негосударственных образовательных учреждениях, а то и вовсе на 2-3-месячных целительских курсах. Ситуация усугубляется тем, что стандарты образовательной подготовки для целителей в принципе не утверждены, хотя в будущем планируется проведение стандартизации целительских услуг. Встаёт вопрос, являются ли в таком случае подходящими дипломы разнообразных «народных академий», число которых растёт в нашей стране столь стремительно, что при таком темпе грозит в будущем превзойти число общеобразовательных школ? Например, на одной только квартире на улице Рубинштейна находятся основанные известным оккультистом Рушелем Блаво Международный университет восточной медицины, НИИ традиционной народной медицины и музыкальной терапии и другие не менее презентабельные учреждения. Однако, как уверяет руководство органа по сертификации, на данный момент в России существует всего пять признанных учреждений для подготовки специалистов в области народной медицины. Это Белгородская ассоциация врачей, Омская ассоциация народной медицины, аналогичная Тольяттинская ассоциация, Челябинская академия инновационных технологий и Санкт-Петербургский социальный институт. Дипломы, полученные в других учреждениях, Минздравом не признаются. 3. Следующим шагом будущий народный целитель должен собрать отзывы не менее десяти пациентов до и после лечения. Отчасти это напоминает сеансы того же самого А. Кашпировского, который на каждом своём новом выступлении заставлял выйти на сцену всех, кто имел неосторожность исцелиться от чего-либо на его предыдущих сеансах. Вышедшие должны были поведать об этом всему залу, умалчивая при этом о вновь возникших болезнях. Правда, в этом случае отзывы должны сопровождаться вполне официальными медицинскими документами. 4. Необходимы также документы, подтверждающие стаж работы целителем не менее пяти лет. Здесь подходит всё – от свидетельства о регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей до всё тех же отзывов пациентов. 5. Целители также должны обладать правовыми знаниями, в частности, законодательства о защите прав потребителей. 6. Если всё перечисленное у кандидата имеется, начинается самое интересное. Как сообщил Владимир Владимирович, целителя вызывают в Москву, чтобы… провести исследование его способностей по биоэнергетике! Оказывается, биоэнергетика утверждена Госстандартом ещё в 1993г., и даже существует Институт по объективизации энергоинформационного воздействия, имеющий лицензию Минздрава. Исследования в самом деле проводятся на высоконаучном уровне: изучается влияние энергетики кандидата на электропроводность воды, активизацию и подавление различных бактерий, способность активировать разные участки головного мозга и т.д. Справедливости ради стоит сказать, что подобная проверка действительно способна отмести откровенных шарлатанов. Однако не секрет, что экстрасенсорные способности существуют, и даже фиксируются приборами. Проблема заключается в источнике этих способностей и их влиянии, как на самого носителя «силы», так и на его пациентов. Так, Президент Центра психоаналитических исследований Б.Егоров и директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Т. Дмитриева свидетельствуют об опасности для здоровья сеансов А Кашпировского. Доктор медицинских наук В. Лебедев исследовал 6228 писем людей, смотревших сеансы «целителя». Вот результаты исследования: "У 63% людей было отмечено резкое обострение заболеваний. Последующие исследования показали, что из 15%, казалось бы, исцелившихся после сеансов, у 13-14% вновь возникли обострения заболеваний в более резкой форме". Подобное можно сказать и про других целителей. Глядя на эти исследования, становится понятным, почему Православная церковь изначально считает экстрасенсорные способности проявлением тёмных сил и категорически запрещает своим членам обращаться к колдунам и целителям. Правда, господин Егоров утверждает, что институт действует с одобрения Московской Патриархии, более того, при тесном сотрудничестве с последней. Прояснить этот вопрос мы попросили руководителя «Центра религиоведческих исследований» по Новосибирской области и эксперта аналитической группы АНН протоиерея Александра Новопашина: - Новоявленные шаманы, колдуны, знахари, экстрасенсы, астрологи, медиумы и др., связанные с оккультизмом лица, во всеуслышание объявляются целителями от всех бед. Через посредство различных дельцов и беспринципных людей они получают доступ к средствам массовой информации и распространяют этот ядовитый салат из мистики, теологии и эзотерических знаний, - сообщает отец Александр. - Ветхий Завет относится к оккультизму, как к идолопоклонству, а Новый — как к открытому противостоянию Иисусу Христу. Если христианство призывает к сознательному служению нашему Творцу, к отказу от греховной жизни и последующему строительству ее на Божественных ценностях: добре, правде, любви к ближнему и всеобщем мире, то оккультисты, в первую очередь, требуют слепого поклонения медиуму или провидцу, который при помощи мистических сил посвящает жертву в свои ряды, вырваться откуда почти невозможно. Многие также прикрываются, якобы, имеющимися у них благословениями Православной Церкви, но это – ложь, так как Церковь не сотрудничает с силами тьмы, - предупреждает священник. К слову сказать, о своём якобы сотрудничестве с Церковью заявляет и так называемая «Международная академия инновационных технологий и духовного развития», руководитель которой является последовательницей скандально известного Григория Грабового. Комментарии, как говорится, излишни. 7. Возвращаясь к процедуре сертификации. На предпоследнем этапе Минздрав посылает в региональное министерство запрос на предмет наличия жалоб на кандидата – как от пациентов, так от иных лиц. 8. Наконец, собирается комиссия, на заседании которой решается вопрос о выдаче сертификата. Сертификат выдаётся сроком на три года, о чём вносится запись в соответствующий реестр. Контроль за деятельностью народных целителей осуществляет Росздравнадзор. Именно он при наличии жалоб может отозвать у незадачливого экстрасенса лицензию. Правда, на практике таких случаев ещё не возникало. Итак, с виду система при всей сомнительности отдельных её звеньев выглядит более-менее проработанной. Однако русская поговорка «закон – что дышло» в полной мере справедлива и здесь. Оказывается, вся описанная выше процедура является… не обязательной, а факультативной! Как разъяснил В.В. Егоров, народная медицина делится на традиционную медицину, для занятия которой необходима лицензия, и собственно целительство. Целительство не подлежит лицензированию, и для занятия им сертификат не требуется. Таким образом, сертификация услуг в области народной медицины носит добровольный, а не обязательный характер. Нет смысла говорить, что результатом подобной вседозволенности является огромное количество случаев мошенничества на псевдорелигиозной и псевдомедицинской почве. Именно этот разгул смеси оккультизма и шарлатанства мы все и наблюдаем сегодня. Правда, некоторое воздействие на недобросовестных целителей оказать всё же можно. В случае, если на лицо имеются жалобы, Росздравнадзор передаёт их рассмотрение Роспотребнадзору. Дело в том, что в соответствии с законом «О защите прав потребителей» покупатель имеет право получать достоверную информацию о товаре и производителе. Понятно, что не имеющий государственной лицензии производитель такую информацию предоставить не может, а потому ему грозит в худшем случае административный штраф. Такой же будет санкция за отсутствие у «целителя» свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Но запретить их незаконную деятельность тем не менее никто не вправе. Понятно, что ни о какой защите прав граждан в этом случае нет речи, и на рынке целительских услуг царит полное беззаконие. Единственным выходом из сложившейся ситуации Минздрав видит в скорейшем введении системы обязательной сертификации. Вообще обязательная сертификация услуг в области народной медицины является палкой о двух концах. Как отметил В.В. Егоров, «Из двух зол выбирают меньшее». Он подчеркнул, что целители в любом случае будут, и разработка обязательных требований и стандартов в этой сфере поможет по крайней мере избежать шарлатанства и откровенного мошенничества экстрасенсов и позволит контролировать их деятельность. С другой стороны, такой подход ничем не отличается от взглядов сторонников легализации проституции. Казалось бы, эта легализация позволит систематизировать работу лиц древнейшей профессии и поставить её под санитарный и налоговый контроль. Однако вместе с этим произойдёт и непоправимый нравственный слом в общественном сознании, ведь то, что раньше считалось постыдным и развратным, станет признаваться в обществе, как норма. Не станет ли сертификат народного целителя своего рода индульгенцией, прикрываясь которой, экстрасенсы и маги начнут теперь уже вполне легально калечить здоровье и души обратившихся к ним граждан? Шарлатанам закон не писан. Законодатели постоянно стараются найти на них управу, но пока безрезультатно. Главная проблема в том, что законы имеют обходные пути. А шарлатаны имеют связи, деньги и умеют убеждать. Ситуация, сложившаяся сегодня на рынке так называемых оккультных услуг, в полной мере подтверждает точность этих утверждений. Колдуны, маги, ясновидящие и потомственные целители обещают сделать невозможное за реальные деньги. Перечень услуг весьма широк: от снятия венца безбрачия до исцеления от смертельного заболевания. Некоторые прибегают к подобного рода услугам только из-за любопытства. Однако когда человек находится на грани отчаяния, когда традиционная медицина оказывается бессильна, когда разваливается семья, остается два варианта действий: смириться или обратиться за помощью к высшим силам