Смекни!
smekni.com

Остеонефропатии и рентгенодиагностика остеопатий (стр. 2 из 2)

Последние две формы относятся к так называемым внутренним остеоматозам костей.

Обнаруживается рентгенологически в виде продольных полос, чередующихся с параллельными полосами нормальной плотности. Особенно резко выражена полосчатость в метафизарных отделах костей. Вертикальные полосы могут быть в позвонках. В трубчатых костях полосы обычно начинаются в области эпифизарных линий, но нередко — от суставной поверхности, пересекая эпифизарную линию. Кроме поражения длинных костей, наблюдаются веерообразная полосчатость в подвздошных костях и диффузный остеосклероз костей свода и основания черепа. Иногда распространение процесса— одностороннее. Примикроскопическом исследовании находили эбурнеацию костей в очагах поражения с облитерацией ряда сосудистых каналов и утратой остеонноп строения кортикального слоя. Остеопатия полосчатая описана у детей и у взрослых. Фоорхуве описал ее у отца и двух его детей — мальчика и девочки. Клинического значения данный процесс не имеет и обнаруживается случайно при рентгенографии, произведенной по другому поводу. Отношение его к сходному процессу (остеопойки-дии) неясно. Термин «остеопатия» применяется также для обозначения направления в медицине, созданного в 1873 г. американским врачом Стиллом, по представлениям которого тело — жизненный механизм, структурное и функциональное единство которого определяется главным образом состоянием костного скелета; почти все заболевания происходят от поражений последнего. Приверженцы этого взгляда («остеопаты») признают главным образом мануальную терапию, применяемую на скелете. Т. Виноградова.

Рентгенодиагностика остеопатии. В рентгенологической номенклатуре заболеваний костей понятие «остеопатия» не является столь широким, как у патологоанатомов, и частично соответствует понятию «остеодистрофия» патологоанатомов. Главным и основным признаком остеопатии является рентгенологически остеопоротическая перестройка скелета. Остеопороз, как правило, распространяется на все кости скелета, хотя степень его проявления в той или иной кости может быть различной. Интенсивнее выражен остеопороз в тех отделах скелета, которые несут наибольшую функциональную нагрузку: позвоночник, тазобедренные и коленные суставы. Такие признаки остеопороза, как резкая подчеркнутость контуров костей, крупно-петлистый костный рисунок и истончение кортикального слоя, отчетливо выражены в позвонках, особенно грудного и поясничного отделов, и в местах диафизов длинных трубчатых костей. При прочих равных условиях остеопороз более отчетливо выражен в детском возрасте (до 12—13 лет) и у пожилых людей (после 40—45 лет). По-видимому, биологические закономерности проявления процессов перестройки кости одинаковы как в физиологических, так и в патологических условиях.

При отчетливо выраженной клинической картине остеопатии остеопороз обнаруживается во всех костях без исключения (кости черепа, ребер, таза, верхней конечности и др.). Обычными спутниками остеопороза в этих случаях являются деформации костей и местные зоны перестройки, гл. обр. в трубчатых костях. Эти изменения являются следствием ослабления опорной функции кости и потери ею нормальной упругости. По этой причине длинные трубчатые кости преимущественно нижних конечностей не выдерживают обычной физиологической нагрузки и искривляются; соответственно изгибам появляются зоны местной перестройки.

Своеобразны деформации позвонков. При некотором утолщении межпозвонковых дисков у детей, а нередко при сужении их у взрослых, верхняя и нижняя площадки тела позвонков блюдцеобразно вдавливаются, в то время как передние и боковые поверхности сохраняют сравнительно меньшую вогнутость. Благодаря этому позвонки в рентгеновском изображении приобретают форму так называемых рыбьих позвонков. Нередко деформация с течением времени усиливается в связи с присоединением явлений деформирующего спондилоза с обызвествлением мест прикрепления передних и боковых связок к позвонкам.

Ввиду того, что остеопатии всегда представляют собой системное заболевание, рентгенологическому исследованию следует подвергать различные отделы скелета и прежде всего позвоночник на всем протяжении, крупные суставы, кости черепа и длинные трубчатые кости конечностей. Другие отделы скелета могут быть исследованы по показаниям при наличии или подозрении на искривления, изгибы, надломы, зоны перестройки. Диагноз остеопатии всегда должен основываться на анамнестических, клинических и рентгенологических данных. Задачей рентгенологического исследования является изучение состояния костной системы, определение степени остеопоротической перестройки и сопутствующих ей деформаций отдельных костей скелета.

Остеопатия (остеодистрофия, остеомаляция) голодающих впервые описана немецкими авторами в период первой мировой войны. Это заболевание хорошо изучено как у взрослых, так и у детей советскими авторами во время Великой Отечественной войны и после нее и известно под названием алиментарной дистрофии. Рентгенологическое исследование при этом заболевании устанавливает системное поражение скелета в виде остеопороза, наиболее отчетливо выравненного в позвонках, суставных концах и метафизах длинных трубчатых костей нижних конечностей и в других губчатых костях. Изменения наступают в более ранний период и лучше выражены у детей, чем у взрослых. При заболевании в детском возрасте характерны нечеткость наружных контуров трубчатых костей в рентгеновском изображении в результате наличия тонкого слоя необызвествленной остеоидной ткани под надкостницей, что весьма напоминает рахит (С. А. Рейнберг). Часто встречаются зоны перестройки костной структуры в длинных трубчатых костях, в первую очередь нижней конечности (в области шейки бедра, ветвей лонных костей). Истинные переломы крайне редки. При остеопатии голодающих деформации костей и позвоночника выражены сравнительно слабо. Развитие «рыбьих позвонков» не достигает резкой степени. У взрослых нередко происходит более или менее равномерное сплющивание тел одних позвонков и одновременно деформация других по типу «рыбьих позвонков».

В течение первого года болезни при улучшении жизненных условий и питания заболевание легко излечивается. Остеопороз подвергается обратному развитию и рентгенологически в дальнейшем не обнаруживается, зоны перестройки исчезают, но деформации позвонков сохраняются надолго или навсегда; восстановление формы позвонков возможно только у детей.

При длительном голодании и резко выраженных дистрофических изменениях в костях процесс никогда не подвергается обратному развитию. Клинические наблюдения и данные рентгенологических исследований в период Великой Отечественной войны показали, что при общем хорошем состоянии и клиническом излечении дистрофические изменения скелета могут быть обнаружены спустя много лет после перенесенного тяжелого заболевания.

При распознавании остеопатии голодающих проводят дифференциальную диагностику е туберкулезным спондилитом и множественными метастазами злокачественной опухоли в тела позвонков, т. к. кифотическое искривление позвоночника и уплощение или даже клиновидное сплющивание тел позвонков могут сопровождать как О., так и туберкулезное или опухолевое поражение позвоночника. Данные рентгенологического исследования, особенно рентгенограммы в боковой проекции, вносят ясность в отличительном распознавании. Отсутствие деструктивных явлений в телах позвонков, распространение деформации на все позвонки, изменения в других отделах скелета и соответствующие анамнестические данные говорят в пользу О. голодающих.

Остеопатии желчная, печеночная, поджелудочная, желудочная встречаются крайне редко. Экспериментальные и клинические наблюдения при заболеваниях печени, желчных путей, поджелудочной железы, а иногда и желудка показывают, что эти заболевания могут, сопровождаться дистрофическими изменениями костной системы. Размягчение костей при свищах кишечника, желчных путей и поджелудочной железы отметил еще в 1905 г. И. П. Павлов. Желчная, печеночная и поджелудочная остеопатия характеризуются постепенно нарастающим остеопорозом, вследствие чего кости скелета теряют свою твердость и упругость. Однако деформации, искривления, изгибы и надломы костей при этом крайне редки. Заболевания носят системный характер. Распознавание строится на анамнестических, клинических и рентгенологических данных. Описанная Мейленграхтом ахилическая остеомаляция не нашла общего признания. Возможно, однако, что понижение кислотности желудочного сока каким-то образом связано с ацидозом или алкалозом крови и тканевых жидкостей организма, существенно нарушающих солевой обмен в костной ткани. Трудности изучения этого вопроса объясняются тем, что пожилому и старческому возрасту, когда чаще всего наблюдается понижение кислотности желудочного сока, свойственны возрастные изменения костей в виде остеопороза. За небольшой степенью остеопороза и его медленным нарастанием в связи с возрастом трудно уловить дистрофические изменения костной системы и определить их характер. В этом отношении заслуживают внимания наблюдения И. П. Павлова, никогда не отмечавшего развития дистрофических изменений костей у собак, которым накладывался желудочный свищ для получения в течение ряда лет желудочного сока.