Смекни!
smekni.com

Патологическая анатомия поджелудочной железы (стр. 2 из 2)

Опухоли. Доброкачественные опухоли соединительнотканного происхождения (фибромы, липомы, миксомы, хондромы и лимфангиомы) в поджелудочной железе наблюдаются крайне редко. Некоторый интерес представляют лимфангиомы ввиду того, что они иногда образуют лимфатические кисты. Злокачественные опухоли соединительнотканного происхождения встречаются также сравнительно редко. Среди них преобладают веретенообразно- или полиморфноклеточные саркомы, реже гигантоклеточные, лимфо- и ретикулосаркомы. Среди доброкачественных новообразований поджелудочной железы эпителиального происхождения заслуживают внимания экскреторные аденомы, развивающиеся из эпителия выводных протоков. Случаи экзокринных аденом, растущих из ацинозной паренхимы железы, ставятся под сомнение.

Экскреторные аденомы встречаются сравнительно редко. Они могут развиваться в любом отделе поджелудочной железы, чаще — в очагах склероза органа. Гистологически они представляют собой очаговое

разрастание высокого однослойного эпителия, выстилающего выводные протоки. Иногда опухоль имеет папилломатозный характер. Нередко в аденомах встречаются кисты различной величины, выстланные уплощенным эпителием. Кисты количественно могут преобладать и тогда придают опухоли вид цистоаденомы. Участки с крупными кистами обычно богаты толстыми соединительнотканными прослойками, мелкие кисты разделены друг от друга тонкими соединительнотканными перегородками. Такого вида кисты обычно выстланы кубическим эпителием.

Рак является самой частой опухолью поджелудочной железы (1—2% всех случаев рака у человека). Чаще всего опухоль поражает головку поджелудочной железы (более 50%).

Макроскопически рак поджелудочной железы имеет вид отграниченного бугристого плотного, иногда мягкого (аденокарцинома) узла, белого, серо-белого цвета, лишенного дольчатости, присущей поджелудочной железе. Иногда он распространяется диффузно, на различном протяжении, иногда инфильтрирует железу целиком. Ткань опухоли частью некротизируется. Некротические участки в последующем разжижаются, в результате чего образуются полости, псевдокисты.

Консистенция опухолевого узла зависит от содержания в нем соединительнотканной стромы и выраженности воспалительных и склерозирующих процессов в окружающей ткани. Процессы эти нередко весьма интенсивны, и опухоль оказывается заключенной в своеобразную капсулу. Это обстоятельство дало основание считать, что рак развивается в цирротически измененной поджелудочной железы. Такая особенность рака поджелудочной железы делает возможным ошибки при биопсиях, когда обычно иссекаются небольшие поверхностные кусочки ткани. Весьма значительная плотность, особенно головки поджелудочной железы, вследствие отека или интерстициального панкреатита при застойных желтухах также может быть причиной диагностических ошибок во время операции. По гистологическому строению в поджелудочной железе различают раки, развивающиеся из эпителия протоков, железистой паренхимы и из островкового эпителия. Наиболее часто встречающейся формой является скирр. Опухоль состоит из мелких клеток, преимущественно полигональной формы, которые располагаются в виде тяжей или ячеек, образуя иногда аденоскирры. Они бывают сходными по виду с эпителием железистой паренхимы, иногда с эпителием лангергансовых островков и нередко отличаются от них выраженным полиморфизмом гиперхромных ядер. Гистогенез этих раков не вполне ясен, речь может идти лишь о протоках поджелудочной железы или о ее паренхиме, хотя второй вариант Альбертини отрицает. Сходство клеток этих опухолей с эпителием лангергансовых островков чисто внешнее.

Аденокарциномы встречаются в поджелудочной железе несколько реже и бывают мелко- и крупноячеистыми. Последние, носящие также название цилиндроклеточных аденокарцином, наблюдаются чаще в головке поджелудочной железы. Они состоят из крупных ячеек, часто напоминающих извилистые ходы, выстланные одним или двумя слоями цилиндрического эпителия. Опухоли обычно богаты стромой и очень похожи на рак желчных путей, вследствие чего метастазы этих двух форм опухолей можно легко спутать. Считают, что цилиндроклеточные аденокарциномы происходят из конечных ветвлений протоков поджелудочной железы. Строение мелкоячеистых аденокарцином напоминает структуру железистой паренхимы поджелудочной железы. Мелкие железистые ячейки располагаются различными по величине группами в хорошо развитой строме. Возможно, что происхождение этой формы рака связано с эпителием железистых пузырьков. Более редки в поджелудочной железе папиллярные аденокарциномы и цистоаденокарциномы. Слизистые раки поджелудочной железы встречаются весьма редко. Они, видимо, не происходят из желез крупных протоков, как это было принято считать раньше, потому что известны случаи перехода солидных раков в слизистые. Плоскоклеточные раки, ороговевающие и неороговевающие, также редкие, вероятно развиваются из плоского эпителия, возникающего в результате метаплазии эпителия протоков при хроническом воспалении. Кроме того, в поджелудочной железе встречаются аденоканкроиды, базальноклеточные и анапластические раки, а также псаммокарциномы.

Морфологическая картина рака и его клиническое течение зависят от локализации опухоли. Наиболее часто встречающиеся раки головки поджелудочной железы могут сдавить выводной проток железы, что приводит к расширению дистального отдела его и постепенной атрофии железистой ткани. При этом хорошо сохраняются лангергансовы островки. Сдавленным может оказаться общий желчный проток, вследствие чего развивается застойная желтуха. Нередко к этому присоединяется тромбоз ветвей воротной вены с прорастанием в них опухоли и последующим нагноением. Распространение тромбоза или эмболия могут привести к закупорке основного ствола воротной вены и развитию асцита, иногда инфарктов печени. Инфильтрация или обрастание раком двенадцатиперстной кишки приводят к сужению просвета кишки, иногда с ее непроходимостью. В случаях распада опухоли она может прорваться в просвет двенадцатиперстной кишки, реже в полость желудка. Очень трудно определить первичную локализацию опухоли, если раковая ткань захватывает вирзунгов проток в области фатерова сосочка и находящийся здесь же общий желчный проток.

Метастазы рака поджелудочной железы обнаруживаются, прежде всего, в регионарных лимф, узлах. Последние иногда сливаются с основной опухолью. Развивающиеся таким образом конгломераты могут приобрести значительные размеры и бывают доступными для пальпации, особенно у истощенных больных, и нередко ошибочно принимаются за рак желудка. Кроме регионарных узлов, опухоль метастазирует в печень, легкие, иногда в кости. Наблюдается и канцероматоз брюшины. По данным Кауфмана, источником такого метастазирования являются преимущественно раки хвоста железы. Раки головки имеют меньшую склонность к генерализованному метастазированию. Метастазы злокачественных
опухолей из других органов в поджелудочной железе редки.
Они бывают иногда при раке желудка, реже саркоме, хорионэпителиоме и меланоме. За метастазы злокачественных новообразований в поджелудочной железе нередко принимают опухолевую ткань, врастающую в железу из других органов (рак желудка). Имеют место и прорастания паренхимы поджелудочной железы раковой тканью из близлежащих лимф, узлов, пораженных метастазами.

Нарушение внешней секреции. В норме поджелудочная железа, выделяя в кишечник панкреатический сок, содержащий липазу, диастазу, трипсин и другие ферменты, активно участвует в процессах переваривания пищевых веществ и всасывания их из кишечника. Экспериментальными исследованиями было доказано, что перевязка панкреатического протока, ведущая к полному прекращению поступления панкреатического сока в кишечник, вызывает резкие изменения в процессах переваривания и всасывания, главным образом жира и белка. Если в норме у здорового человека при соблюдении диеты Шмидта (ее состав см. в разделе Функциональная диагностика) из кишечника всасывается приблизительно 94% жира и 92% азота, т. е. с испражнениями выделяется только 6% жира и 8% азота, то при полной закупорке или перевязке панкреатического протока количество жира, выделяемого с испражнениями, возрастает примерно до 60%, а количество азота до 50% и более. Такое повышенное выделение жира с испражнениями получило наименование стеатореи, а азота — азотореи. В этих случаях нередко можно отметить изменения со стороны внешнего вида испражнений — они становятся обильными, приобретают серую окраску и имеют гнилостный запах. Иногда выделение жира с испражнениями столь обильно, что могут быть видны многочисленные мелкие жировые капли. При микроскопировании таких испражнений можно нередко обнаружить наличие в них значительного количества непереваренных мышечных волокон с сохранившейся поперечной полосатостью.

Перевязка панкреатического протока вызывает не только указанные выше нарушения, но и ведет к резкому нарастанию в крови количества диастазы. Нарушение внешнесекреторной деятельности поджелудочной железы может быть вызвано не только в эксперименте, но и наблюдается в клинике при различных заболеваниях: панкреатит, камни, кисты, рак поджелудочной железы, а также заболевание соседних органов, когда вторично развиваются функциональные расстройства поджелудочной железы.

Всем этим заболеваниям сопутствуют необычайно интенсивные мучительные боли различной локализации. Механизм их возникновения сложен. Одной из причин может быть давление увеличенной в размерах поджелудочной железы (рак, киста) на солнечное сплетение, которое располагается позади железы. Поджелудочная железа, как известно, богато снабжена парасимпатическими и симпатическими нервами. Работами В.М. Годанова и В.А. Алексеева доказано также наличие в ней обильно развитого рецепторного аппарата. Вовлечение в патологический процесс нервного аппарата поджелудочной железы и может повести к возникновению этих жестоких болей. Причиной болей может быть также повышение давления в расширенном панкреатическом протоке из-за закрытия его просвета опухолью (рак головки поджелудочной железы) или развития резкого фиброза в головке железы на почве длительного хронического воспаления.