Смекни!
smekni.com

Полиомиелит: вирусологическая диагностика и лечение (стр. 2 из 2)

Такая процедура все же часто не удается по ряду причин. В очень немногих случаях при лабораторном обследовании высоко инфекциозного материала от больного полиомиелитом можно получить ответ о типе возбудителя через 3—5 дней после начала анализа. В большинстве случаев процедуры выделения, титрования и типирования занимают от 10 до 40 дней; следовательно, действительно ранней, регулярно используемой вирусологической диагностики полиомиелита пока не существует.

Не могут ускорить этиологическую диагностику болезни и чисто серологические методы исследования, т. к. для установления диагноза требуется определить нарастание титров антител, при одновременном исследовании 2 или 3—4 проб сыворотки крови, взятых с интервалом в 7—14 дней или больше. Тем не менее обследование парных проб сывороток в реакции нейтрализации полиовируса в пробирочных культурах с учетом цитопатогенного эффекта или в цветной пробе (Солк и др., 1954) является важным звеном в методах лабораторной диагностики.

Для постановки раннего серологического диагноза явной или скрытой инфекции наиболее удобно исследование в реакции преципитации сывороток крови, взятой в первые 2—3 недели заболевания (М.С. Балаян, 1960). Серологическое подтверждение диагноза также возможно с помощью реакции связывания комплемента при использовании строго специфичных нативных антигенов [М.Я. Чумакова, 1958, 1959; Леннет, 1955].

Новую главу в учении о вариантах вируса полиомиелита представляют современные методы разграничения атенуированных (вакцинных) от полностью вирулентных для центральной нервной системы штаммов вируса полиомиелита с помощью так наз. маркеров. Атенуированные штаммы, селекционированные и очищенные с помощью метода изолированных колоний (бляшек) в клеточных культурах под слоем агара (по Дульбекко и Фогту), резко отличаются от диких штаммов отсутствием паралптогенной активности при внутримозговом заражении обезьян макак. Этот признак считается маркером невровирулентности. Кроме того, ате-нуированные штаммы, в отличие от диких штаммов полиовируса, очень плохо размножаются в культурах при t° 40° (разница в титрах вакцинного вируса при t° 36° и 40° может составлять от 10° до 10° инфекционных единиц, тогда как у дикого вируса эта разница обычно не превышает 102— 103 инфекционных единиц) — это так наз. маркер t° 40°. Атенуированные штаммы хуже, чем дикие штаммы, растут в культурах под слоем агара при низком содержании бикарбонатов (ниже 0,22%) и кислой реакции среды. Описаны и многие другие признаки, по которым можно отличать атенуированные штаммы от диких штаммов, в том числе по неодинаковому росту на перевиваемых линиях клеток от обезьяны, по титрам в опытах нейтрализации иммунными сыворотками, изготовленными для отдельных штаммов (вакцинных или диких); по разному отношению к некоторым дезинфицирующим агентам (хлору и др.). Все разнообразие маркирующих признаков полностью еще не изучено.

Лечение острого полиомиелита должно быть комплексным и проводиться с учетом стадии и формы болезни. При каждом подозрении на острый полиомиелит следует сразу установить строгий постельный режим. Доказано, что покой является главным методом профилактики параличей и что наилучший исход достигается у тех больных, которым он был обеспечен рано. Полный покой имеет важнейшее значение и в паралитической стадии. Больной должен лежать в удобном положении, его необходимо оберегать от всяких активных движений и утомительных исследований. В паралитической стадии правильное положение тела и парализованных конечностей приобретает особо большое значение. Ранний ортопедический режим предупреждает растяжение мышц, развитие деформаций и контрактур. Следует при этом избегать неизменного однообразного положения и менять его примерно каждые 2 часа.

В течение всего лихорадочного периода следует измерять температуру 3—4 раза в сутки, следить за пульсом, дыханием, кровяным давлением. Необходимо следить за функцией кишечника и мочевого пузыря, обеспечить уход за кожей и слизистыми оболочками. Питание должно быть высококачественным и вкусным. При выраженности болевого синдрома и повышенной раздражительности показано применение болеутоляющих и успокаивающих средств (бромиды, пирамидон, анальгин, аспирин и др.). Из физиотерапевтических процедур наилучший болеутоляющий эффект дают горячие укутывания. Из других тепловых процедур (соллюкс, парафин, озокерит и др.) лучший эффект дает озокерит.

Эффективность серотерапии сомнительна.

Введение гамма-глобулина даже в препаралитической стадии не оказывает заметного влияния на течение болезни.

Витаминотерапия. С первых дней болезни показано лечение витаминами. Аскорбиновую кислоту назначают в больших дозах (по 0,05—0,1 г на 1 кг веса больного в сутки, разделив на 4—5 приемов).

Лечение витамином В12 проводится в паралитической и восстановительной стадиях.

Медиаторы. В ранней восстановительной стадии на 3—4-й неделе болезни начинают лечение медиаторами и стимуляторами, которое с перерывами проводится очень длительно. Применяют прозерин, галантамин (нивалин), дибазол, секуринин и др. Курс лечения антихолинэстеразными препаратами 15—20 дней. Секуринин противопоказан при нарушениях дыхания, наклонности к повышению кровяного давления, при выраженных болях и наличии контрактур.

Аминокислоты. В восстановительной и резидуальной стадиях применяется елютаминовая кислота.

В комплексном лечении полиомиелита известное значение имеют физиотерапевт и ч е с к и е методы. Уже было указано на значение тепловых процедур для борьбы с болевым синдромом. После падения температуры, стабилизации параличей и улучшения общего состояния, что наступает обычно после 7—12 дней, назначают процедуры, которые рассчитаны на повышение обменных процессов, усиление иммунных защитных сил организма и понижение интоксикации (М.М. Аникин). Применяют водяные ванны (37—38°) и влажные укутывания. При нарушении дыхания при бульбарных формах эти процедуры противопоказаны. УВЧ назначают на область пораженных сегментов спинного мозга (10 сеансов с длительностью каждого 10—12 минут). На основании противовоспалительного и болеутоляющего влияния диатермии ее применяют при полиомиелите со строгим соблюдением общих правил. Курс лечения — 10—15 ежедневных сеансов.

Основное значение в лечении полиомиелита имеет правильно и длительно проводимая лечебная гимнастика. Применяются также активная электрическая гимнастика в виде ритмической фарадизации или ритмической гальванизации пораженных мышц и в последние годы электростимуляция мышц импульсным током. Лучший результат получается при сочетании методов электрической гимнастики с приемом медиаторных стимуляторов (М.М. Аникин).

В различные сроки восстановительной стадии, начиная с 4—6-го месяца от начала болезни, успешно применяется также лечение грязями. Имеются данные об успешности и более раннего (2—3 месяца) применения грязелечения. Грязевые аппликации накладываются на пораженный уровень позвоночника и парализованные конечности. В последнее время используются грязи низких температур (38—42°). Более низкие температуры грязи показаны в более раннем периоде болезни (Л.С. Петелин). Специализированные для лечения полиомиелита санатории имеются во многих республиках и областях Советского Союза, на ряде курортов (Евпатория, Одесса, Цхалтубо и др.). Лечение паралитического полиомиелита должно быть очень длительным, с учетом возможности улучшения функции даже в резидуальной стадии. Ортопедическая помощь важна с первых дней паралитической стадии, ее роль возрастает и методы меняются в восстановительной и резидуальной стадиях.