Смекни!
smekni.com

Принципы распознавания и лечения опухолей (стр. 2 из 2)

Из зарубежных препаратов следует упомянуть венгерский препарат деграноль (главным образом для лечения лимфогранулематоза), японский препарат нитромин, немецкие препараты Е-39 и эндоксан. Однако надо сказать, что круг успешного применения всех этих препаратов невелик и ограничивается пока небольшим числом опухолей, где химиотерапия оказывается оправданной. Противоопухолевые препараты, как правило, подобно лучевой терапии угнетают кроветворение и требуют большой осторожности при применении.

Ведется много работ по изысканию противоопухолевых антибиотиков. Известна серия актиномицинов (А, В, С, Б и др.), японские препараты саркомицин, карцинофиллин, митомицин и др.; советские антибиотики актиноксантин, аурантин и др. Но противоопухолевое действие всех этих препаратов не так велико и при этом препараты, как правило, не лишены токсичности.

Фактор молока обладает выраженными антигенными свойствами, что было доказано реакциями нейтрализации, преципитации и связывания комплемента. Этипоследние, впрочем, осуществляются с трудом вследствие теснейшей связи фактора молока с тканевыми компонентами. Одним из свойств фактора молока, которое больше всего роднит его с вирусами, является его способность к саморазмножению. Это доказано опытами в культурах тканей и на хорион-аллантоисной оболочке развивающегося яйца с последующими серологическими и электронномикроскопическими исследованиями. Под электронным микроскопом фактор молока определяется в виде характерных круглых телец диаметром около 200 тц.

Хотя по ряду своих свойств фактор молока близок к вирусным агентам, его действие, а может быть, и происхождение тесно связаны с закономерностями организма и тканей и определяются ими. Так, фактор молока обнаружен лишь у мышей определенных линий, генетически отличающихся от других. У мышей других линий, не обладающих фактором, можно вызвать, напр. канцерогенными веществами, рак молочных желез, в котором фактора молока нет. У мышей-самцов высокораковых линий имеется фактор молока, но рак молочных желез не возникает. Достаточно ввести таким самцам эстрогенные гормональные препараты, чтобы получить у них рак. С другой стороны, при помощи эстрогенов можно вызвать рак молочных желез у животных, у которых вовсе нет фактора молока, например у крыс – как у самок, так и у самцов. Иначе говоря, фактор молока без эстрогенов рака не вызывает, а эстрогены без этого фактора могут вызвать рак. Следовательно, наибольшее этиологическое значение в происхождении рака молочных желез имеет не вирусоподобный агент, а определенные химические влияния. Что касается происхождения фактора молока, то хотя для каждой подопытной мыши определенной линии он и является экзогенным, имеется немало данных за возможность его эндогенного возникновения в организме. Электронномикроскопические исследования прямо показывают выделение фактора молока клетками эпителия молочных желез при его секреции.

Наличие фактора молока описано лишь у мышей высокораковых линий; у других животных и у человека он не наблюдается, по крайней мере в том виде, как у мышей. Однако, как показали опыты Н.Н. Медведева и Р.П. Мартыновой, введение мышам низкораковых линий экстрактов из тканей раковых опухолей молочной железы и молока женщины, больной раком той же локализации, вызывает у мышей опухоли молочных желез и появление фактора молока.

Описанные три вирусоподобных опухолеродных агента – саркомы кур, папилломы кроликов и рака молочных желез мышей – обладают рядом различий, но вместе с тем и одним весьма существенным сходством: все они строго специфичны, т.е. каждый из них вызывает лишь один, совершенно определенный вид опухоли. В конце 50-х годов 20 в. появились сведения об опухолеродных вирусах, вызывающих самые различные опухоли у разных животных, которым они введены. В таких случаях говорят о вирусе «полиомы» (иначе говоря, полибластоыы), т.е. о вирусе, вызывающем различные опухоли. Эти совершенно новые наблюдения должны подвергнуться всестороннему дальнейшему исследованию.

Гормонотерапия находит применение при так называемых гормонально зависимых опухолях, главным образом при поздних стадиях рака молочной и предстательной желез. Применение гормонального лечения при раке молочных желез у менструирующих женщин требует выключения овариальной функции путем удаления яичников или рентгенокастрации. Проводится систематическое введение больших доз препаратов мужского полового гормона (наиболее часто – тестостерон-пропионат). Старым женщинам рекомендуется применять препараты женского полового гормона (синэстрол и др.). Ввиду длительности лечения целесообразно вместо ежедневных инъекций гормональных препаратов прибегать к подкожной имплантации медленно рассасывающихся пилюль из кристаллического гормона. Воздействия на эндокринную систему при поздних стадиях гормонально зависимых опухолей могут осуществляться также путем удаления определенных желез внутренней секреции. Кроме упоминавшейся овариоэктомии, иногда находят применение операции удаления надпочечников и гипофиза. Однако эти тяжелые операции, дающие лишь временный эффект у части больных, широкого распространения не получили. Могут также применяться лучевые воздействия на органы внутренней секреции для выключения их функций.

При многих злокачественных опухолях применяют комбинированные методы лечения, включающие оперативные и лучевые методы или оперативные и химиотерапевтические способы лечения. Так, например, при раке молочной железы в большинстве случаев оперативное лечение комбинируется с до- или послеоперационной рентгенотерапией, а в случае необходимости эти методы дополняются гормональной терапией или применением химиотерапевтических средств (например, ТиоТЭФ).

Результаты лечения злокачественных опухолей резко различны в зависимости от характера и локализации опухоли, а также от стадии заболевания. Так, например, при раке кожи стойкий положительный результат лечения достигается более чем в 90% случаев, в то время как при раке желудка, по данным большинства статистик, 5-летнее выживание после радикальных операций достигается не более чем в 30–35% случаев. Для ранних стадий заболевания этот процент повышается до 60–65, резко снижаясь у больных, оперированных в более поздних стадиях болезни. Поздняя диагностика рака служит одной из наиболее важных причин того, что результаты лечения злокачественных опухолей во всех странах мира остаются в общем неудовлетворительными, несмотря на успехи в разработке лечения отдельных форм рака.

Организация онкологической помощи

Трудности своевременного выявления опухолей и разработка ряда специальных методов лечения их, требующих аппаратуры для лучевой терапии, а также необходимость привлечения к лечению больных опухолями специально подготовленных для этой цели врачей, требуют создания специальных онкологических лечебно-профилактических учреждений.

В основу борьбы со злокачественными опухолями положены широкая профилактика и диспансерный метод работы лечебных учреждений.

Создана обширная сеть онкологических диспансеров, которые вместе с онкологическими отделениями и кабинетами больниц и поликлиник осуществляют большую работу по диспансеризации онкологических больных. Лечение больных проводится как непосредственно в онкологических диспансерах, так и в учреждениях общей лечебной сети. При этом для лечения в специализированных учреждениях отбираются главным образом больные, нуждающиеся в специальных методах лечения, в то время как многие больные, нуждающиеся, напр., только в хирургическом лечении, получают помощь в хирургических больницах и клиниках. В онкологических учреждениях применяются единые методы лечения основных форм злокачественных опухолей, которые разрабатываются ведущими научно-исследовательскими онкологическими институтами страны. Инструкции по рекомендуемым методам лечения больных опухолями утверждаются Министерством здравоохранения.

В работе по профилактике и ранней диагностике опухолей активно участвуют врачи общих лечебных учреждений, которые проводят профилактические осмотры населения и наблюдают больных, страдающих предопухолёвыми заболеваниями. Массовые профилактические осмотры населения проводятся с 1948 г.

Кроме этих осмотров, диспансеры и поликлиники проводят индивидуальное обследование всех обращающихся. Профилактическая работа предусматривает не только выявление и лечение предопухолевых заболеваний. Проводятся также широкие мероприятия по выявлению и устранению возможных канцерогенных влияний на человека из окружающей среды. При Главной государственной санитарной инспекции Министерства здравоохранения работает специальный комитет по канцерогенным агентам, изучающий возможные канцерогенные примеси к пищевым продуктам, загрязнение атмосферного воздуха и т.д. и разрабатывающий мероприятия по профилактике их действия.

Онкологические учреждения ведут работу по учету раковых больных, по изучению причин поздней диагностики опухолей, а также по изучению эффективности лечения различных форм опухолей разными методами. Учет больных злокачественными опухолями введен в СССР с 1945 г. и с 1951 г. проводится во всех городах страны. Онкологические учреждения вместе с домами санитарного просвещения ведут работу по противораковой пропаганде среди населения.

Онкологические лечебно-профилактические учреждения участвуют и в разработке научных вопросов онкологии, работая в содружестве с институтами.

Таким образом, имеется специальная система мероприятий по противораковой борьбе, обеспеченная созданием сети специализированных учреждений. В социалистических странах система онкологической помощи строится с использованием опыта Советского Союза. В капиталистических странах борьба со злокачественными опухолями организуется в большинстве случаев путем привлечения различных пожертвований. Организуются так наз. «раковые общества», задачей которых является сбор средств и проведение мероприятий по противораковой пропаганде. Осмотры населения в большинстве случаев проводятся за плату, так же как и лечение. Исключение делается лишь для людей, признанных бедными, не имеющими возможности платить за лечение. В разных странах имеются свои организационные мероприятия. Учет и статистика опухолевых заболеваний наиболее хорошо поставлены в таких небольших странах, как, напр., Дания, Норвегия, Финляндия. Специальные регистрационные центры по статистике рака в этих странах работают уже давно, и работа их облегчается небольшим числом жителей и малой территорией страны.