Смекни!
smekni.com

Психиатрия до Октябрьской революции и развитие Советской психиатрии (стр. 2 из 2)

С 1868 г. наряду с основным курсом на медицинском фак-тете А.У. Фрезе читал на юридическом факультете курс судебной психиатрии и в 1871 г. опубликовал первый на русском языке учебник судебной психиатрии А.У. Фрезе был одним из инициаторов и активных деятелей в области осуществления мягкого, гуманного ухода за психически больными. В отчете Казанской психиатрической больницы он писал, что за десять лет в больнице было только три случая связывания больных.

Учеником А.У. Фрезе был П.И. Ковалевский (1849–1923), ставший с 1877 г. доцентом, а с 1884 г. профессором психиатрии в Харькове. С 1883 г. он начал издавать первый в России журнал невропатологии и психиатрии. «Архив психиатрии, неврологии и судебной психопатологии». Первый номер журнала открывался статьей А.У. Фрезе, в которой подчеркивалось большое значение для психиатрии «блестящей теории Сеченова».

Ученик П.И. Ковалевского А.И. Ющенко, позднее занимавший кафедру психиатрии в Ростове, был пионером в исследовании обменных процессов при психических заболеваниях.

Продуктивная исследовательская работа велась в Варшаве, где с 1894 по 1905 г. кафедру нервных болезней и психиатрии возглавлял А.Е. Щербак – один из основоположников современной физиотерапии. Источником, питавшим теоретическую мысль кафедр, была деятельность практических лечебных учреждений.

Более благоприятные условия для научной работы коллективов практических учреждений были созданы после земской реформы 1864 г. Переход психиатрических больниц в ведение земств был завершен к 1875 г. До этого психиатрические больницы находились в ведении приказа общественного призрения – бюрократического и крайне бедного ведомства. Уже первые земские психиатры обнаружили, как недостаточна была сеть учреждений приказа общественного призрения и в каком бедственном положении они находились. Возникла не терпящая отлагательства задача строительства благоустроенных психиатрических больниц. Огромной заслугой земских психиатров является не только постройка в земских губерниях большого числа новых больниц, но и то переустройство, реформа, которые распространились на все стороны обслуживания больных в психиатрических учреждениях. Запрещались связывание, смирительные рубашки, изоляторы и другие меры стеснения больных. Перестраивался весь стиль работы психиатрических больниц. Все было подчинено тому, чтобы обеспечить удобства для больных, обеспечить их мягким и внимательным уходом. Многие деятели земской П. в истории отечественной медицины занимают столь же почетное место, как и крупнейшие деятели науки. Имена П.П. Кащенко, В.И. Яковенко, М.П. Литвинова, А.А. Говсеева, А.Ф. Мальцева и ряда других земских психиатров в истории отечественной медицины стоят в одном ряду с крупнейшими представителями медицинской науки.

Из среды практических врачей были избраны на заведование кафедрами Н.В. Краинский, одним из первых начавший изучать биохимические нарушения при эпилепсии, А.Д. Коцовский, известный своими исследованиями пеллагры; в больницах сформировались многие крупные ученые, занявшие кафедры и руководящие научные должности в исследовательских институтах уже в годы советской власти – В.А. Гиляровский, П.Е. Снесарев, С.Н. Давиденков, Т.И. Юдин, Т.А. Гейер, Е.К. Краснушкин и др.

Большой вклад в науку внес петербургский психиатр В. X. Кандинский, который, будучи практическим врачом и никогда не занимая академической должности, разрабатывал сложнейшие проблемы психиатрии.

Развитие Советской психиатрии

В апреле 1918 г. проф. П.Б. Ганнушкин, бывший тогда председателем правления Союза психиатров, получил предложение Совета врачебных коллегий, являвшегося до создания Народного комиссариата здравоохранения высшим медицинским органом советского государства, рекомендовать трех врачей-психиатров для участия в работе Совета врачебных коллегий. Правлением Союза психиатров были рекомендованы П.П. Кащенко, Л.А. Прозоров и И.И. Захаров, которые и возглавили в Совете врачебных коллегий, а в дальнейшем в Народном комиссариате здравоохранения дело психиатрической помощи.

В феврале 1919 г. было положено начало осуществлению нового плана организации психиатрической помощи в Москве. К каждому из восьми районов Москвы был прикреплен врач-психиатр, на которого были возложены многочисленные обязанности: оказание психиатрической помощи на дому, направление больных в стационары, учет психических заболеваний, осуществление консультации заинтересованным организациям и родственникам больных, защита прав и имущества больных, забота о снабжении больных в те трудные годы продовольствием и одеждой. На эту работу были выделены опытные клиницисты – организаторы психиатрической помощи Д.А. Аме-ницкий, Е.Н. Довбня, И.И. Захаров, П.М. Зиновьев, И.Д. Певзнер, Л.А. Прозоров, Ю.Н. Рагозин, В.Д. Чельцов. Возглавил деятельность первых районных психиатров В.А. Тромбах.

В августе 1919 г. было созвано первое Всероссийское совещание по вопросам психиатрии и неврологии.

В докладах особое внимание уделялось профилактике нервных и психических заболеваний, обсуждались вопросы организации неврологической и психиатрической помощи детям. На этом же совещании были заслушаны научные доклады В.А. Гиляровского, А.М. Гринштейна, А.М. Кожевникова, Т.И. Юдина, В.М. Бехтерева.

В этих первых мероприятиях наметились важнейшие особенности советской психиатрии, отличающие ее от психиатрии дореволюционной. В трудные годы становления и укрепления советской власти к руководству делом психиатрической помощи населению государственные органы привлекают психиатрическую общественность, что утвердило демократичность, коллективизм в разработке планов психиатрической помощи и в их осуществлении. Как важнейший принцип построения психиатрических учреждений был определен принцип близости помощи к населению и активность этой помощи, когда врач-психиатр берет на себя ряд задач, обеспечивающих не только лечение, но и всестороннее устройство больного в жизни, в обществе. В теорию и практику организации психиатрической помощи внесли вклад многие советские психиатры (В.А. Громбах, Л.А. Прозоров, М.А. Джагаров, Г.Г. Каранович, С.В. Курашов, А.М. Рапопорт, И.А. Бергер, А.Л. Андреев, В.В. Ченцов, И.Н. Каганович, А.Я. Доршт, Г.В. Зеневич, В.Д. Денисов, П.Б. Посвянский).

Для успешного решения новых задач психиатрической помощи была найдена новая форма организации этой помощи – районная психиатрия, развившаяся в дальнейшем в систему психоневрологических диспансеров, в значительной мере определяющая специфику советской психиатрии, привлекающая к себе внимание передовых психиатров всех стран.

В первые же годы советской власти в стране был организован ряд научно-исследовательских институтов. В 1918 г. в Ленинграде был основан Психиатрический институт для увечных воинов, в 1920 г. был

открыт Невропсихиатрический институт в Москве и Психоневрологический институт в Харькове, в 1922 г. – Невропсихиатрический институт в Киеве. В последующие годы созданы институты в Тбилиси, Одессе, Институт психиатрии им. Ганнушкина в Москве, Украинская психоневрологическая академия. Научно-исследовательские институты и научные центры детской психиатрии создавались также в первые годы после победы революции. В 1921 г. в Москве был организован Институт судебной психиатрии им. Сербского.

В первые годы революции сформировались ведущие научно-психиатрические школы, развернувшие исследовательскую деятельность и подготовку новых научных кадров: в Москве – П.Б. Ганнушкин, В.А. Гиляровский, Е.К. Краснушкин, Т.А. Гейер, Т.И. Юдин, М.О. Гуревич, Ю.В. Каннабих, Л.М. Розенштейн; в Ленинграде – В.М. Бехтерев, В.П. Осипов, А.Г. Иванов-Смоленский, В.П. Протопопов (перешедший вскоре на Украину), П.А. Останков, Р.Я. Голант; на Украине – А.И. Ющенко. Непрерывно возрастало число кафедр П. Развернулась интенсивная научно-исследовательская работа. На опыте осуществления научной и практической деятельности, в оживленных дискуссиях, порой в острой взаимной критике вырабатывались важнейшие черты советской психиатрии: объединяющее всех советских психиатров мировоззрение диалектического материализма; нозологическое направление клинической психиатрии; тесная связь теории с практикой.