Смекни!
smekni.com

Синдром длительного позиционного сдавления (стр. 4 из 7)

Азотемия в этот период, хотя и не сразу, постепенно снижается. Но даже при выраженной полиурии концентрация креатинина, мочевины и остаточного азота в крови может не только снижаться, но и увеличиваться. Это обусловлено медленным восстановлением азотовыделительной функции почек. Обычно в этот период восстанавливается лишь клубочковая фильтрация, а канальцевая реабсорбция остается недостаточной. Подтверждением этого является низкое содержание мочевины в моче в первые сутки периода восстановления диуреза.

Характерной особенностью начального периода восстановления диуреза является гиперкальциемия, возникающая за счет освобождения депонированного кальция из мышечной ткани поврежденных конечностей. В это же время наблюдается сгущение плазмы, вследствие чего повышается концентрация белков. Эта гиперпротеинемия связана с гемоконцентрацией в результате быстрой потери солей и воды с мочой.

Полиурия, как правило, сопровождается уменьшением массы тела, исчезновением периферических отеков и свободной жидкости в полостях, нормализацией артериального давления, уменьшением интоксикации, улучшением общего состояния и самочувствия пострадавших.

Продолжительность фазы полиурии и восстановления диуреза во многом зависит от степени гидратации и количества жидкости, вводимой при инфузионной терапии.

Однако переход в полиурическую фазу ОПН таит много опасностей, нередко тяжело переносится пострадавшими, поэтому в этот период необходимо строго следить за изменениями показателей гомеостаза и вовремя корригировать их. Предвестником полиурической фазы является нарастающая на фоне уремической интоксикации гипертензия, сопровождающаяся выраженной тахикардией. Гипертензия обусловлена перемещением жидкости из межклеточного пространства в кровь, что нередко ведет к повторной гипергидратации легких и нарастанию азотемии. Все это может явиться основанием для проведения активной детоксикации и гипогидратации. Определенную опасность в периоде полиурии представляют гидролитические расстройства, возникающие из-за обезвоживания и большой потери электролитов. Так, интенсивное выведение из организма калия, особенно при недостаточной коррекции колебаний в его содержании, ведет к выраженной гипокалиемии, при которой могут наблюдаться нарушения функции миокарда вплоть до остановки сердца.

Отражением развивающейся при полиурии гипокалиемии являются характерные изменения на ЭКГ: прогрессирующее снижение зубца Т, зубец Т перевернут с повышенной амплитудой (сегмент QT удлинен), повышенные интервалы Р-Р, эктопический предсердный ритм. Кроме того, нередко выявляются гипохлоремия и гипонатриемия, реже – гипомагниемия и гипокальциемия. Вводно-электролитные нарушения могут проявляться астенией, вялостью, резкой заторможенностью, повторной рвотой, значительным уменьшением массы тела и даже возникновением коматозного состояния. Нормализация вводно-электролитного баланса ведет к улучшению состояния пострадавших.

Обычно начало выздоровление при ОПН у пострадавших с СДС отмечают с момента нормализации содержания азота в крови, что относится, как правило, к позднему периоду СДС, так как продолжительное время сохраняются нарушения функции почек (полиурия, никтурия, снижение клубочковой фильтрации и др.). Этот период ОПН при СДС наиболее длительный и может продолжаться несколько месяцев.

Для промежуточного периода СДС характерно развитие гипохромной анемии. Наиболее выраженное снижение числа эритроцитов было отмечено на 4-5 сутки посткомпрессионного периода СДС, когда к дефициту эритроцитов, обусловленному секвестрацией крови в системе микроциркуляции, присоединяется повышенная адгезивно-агрегационная активность форменных элементов крови и прежде всего эритроцитов. Этому же способствуют прогрессирующие повышение проницаемости сосудов, сгущение крови. Несмотря на проводимую инфузионную терапию, направленную на поддержание гемодилюции и улучшение реологических свойств крови, гипогидратация и гемоконцентрация продолжают нарастать, достигая наиболее выраженных значений к 5-м суткам посткомпрессионного периода. Одновременно происходят деформация и снижение объема эритроцитов, что связано изменениями степени гидратации тканевых структур, обусловленными нарушением вводно-электролитного обмена, переходом плазмы в межтканевые пространства, повышением свертывающей активности крови. В свою очередь деформация эритроцитов ведет к нарушению микроциркуляции, так как жесткие, ригидные эритроциты окклюзируют капиллярное русло.

В промежуточном периоде СДС в результате протеолиза, преобладания катаболических процессов и нарушения функции почек происходит увеличение в крови не только продуктов азотистого обмена, но и калия, магния, фосфатов и сульфатов, нарушается кислото-основное состояние в сторону развития метаболического ацидоза. Причем гиперфосфатемия сопровождается возникновением гипокальциемии. На 4-9 сутки посткомпрессионного периода содержание белка плазмы вновь достигает нормальных величин за счет уменьшения катаболизма белков под влиянием проводимого лечения, главным образом за счет восполнения потери белков трансфузиями препаратов крови (эритроцитарной массы, плазмы, альбумина, протеинов и аминокислот). Однако на 2-3 неделе промежуточного периода вновь происходит снижение содержания белков в плазме, что свидетельствует об истощении анаболических возможностей организма, а также развитии к этому времени тяжелых осложнений, прежде всего инфекционных.

В промежуточном периоде СДС наблюдаются выраженные сдвиги в системе свертывания крови, которые носят фазовый характер. Вначале развиваются явления гипер-, а затем гипокоагуляции, что является признаком тромбогеморрагического синдрома. Пусковым механизмом развития этого синдрома служит массивное поступление тромбопластина из поврежденных тканей. Тромбогеморрагический синдром ухудшает состояние пострадавших и нередко является причиной развития тяжелых осложнений. При исследовании показателей свертывающей системы крови в раннем периоде ОПН можно выявить начальные признаки гиперкоагуляции: незначительное уменьшение времени свертывания крови и рекальцификации плазмы, снижение протромбинового индекса, повышения толерантности плазмы к гепарину. При этом тромбиновое время и концентрация фибриногена существенно не меняются, хотя фибринолитическая активность немного увеличивается. Гиперкоагуляция обусловлена активизацией свертывания крови не только за счет внешнего, но и внутреннего механизмов, т.е. не только за счет поступления в кровь тромбопластических веществ из поврежденных тканей, но и за счет активации контактной фазы свертывания.

Одним из частых осложнений, развивающихся в промежуточном периоде СДС, является поражение печени – от легкой степени до развития острой печеночной недостаточности. Степень нарушения функции печени зависит от масштабов повреждения мягких тканей и продолжительности компрессии. Острый гепатит проявляется желтушностью склер и кожных покровов, увеличением печени и ее болезненностью при пальпации. Повышается содержание внутриклеточных печеночных ферментов в плазме крови. Нарастает концентрация билирубина до 100 ммоль/л и более. При благоприятном течении СДС восстанавливается нормальное содержание ферментов и билирубина, постепенно исчезают клинические признаки поражения печени.

Наиболее постоянным проявлением клинической картины СДС в промежуточном периоде является гиперкалиемия, особенно при средней и тяжелой степени СДС. Она обусловлена в основном поступлением в кровоток большого количества калия из поврежденных мышечных тканей. Опасность гиперкалиемии для пострадавших с СДС определяется главным образом токсическим влиянием высоких концентраций калия на сердечную мышцу. Причем токсичность калия увеличивается в условиях развития ацидоза и гипокальциемии. В связи с этим изменения ЭКГ являются более информативными показателями гиперкалиемии, чем можно ожидать от результатов непосредственного определения калия крови.

Клиническими признаками гиперкалиемии у пострадавших в промежуточном периоде СДС являются:

· Резкая мышечная слабость, периодические судороги, иногда двигательное возбуждение, галлюцинации;

· Брадикардия;

· Снижение высоты зубца Р, удлинение комплекса QRS, появление гигантского зубца Т с заострением его верхушки, синоаурикулярный блок, А-В блок, преждевременное сокращение желудочков, их мерцание;

· Повышение плазменного калия выше 6 ммоль/л.

Нельзя исключить и тот факт, что гиперкалиемия при тяжелой степени СДС может стать

причиной летального исхода.

Особую опасность для жизни пострадавшего в промежуточном периоде СДС, помимо гиперкалиемии, представляет гипергидратация, обусловленная, как правило, неадекватной и интенсивной инфузионной терапией, неограниченным приемом жидкости на фоне развивающейся олигурии. Это серьезное осложнение трудно своевременно диагностировать из-за первоначальной скудности специфических клинических признаков, особенно на фоне выраженных проявлений СДС, и поэтому оно может быстро приводить к развитию тяжелой дыхательной недостаточности, нередко предопределяя неблагоприятный прогноз в течении СДС.

Симптомами развивающейся гипергидратации являются:

· Появление пастозности, цианоза и общих отеков;

· Сухой кашель с появлением оральной крепитации;

· Переполнение шейных вен;

· Напряженный пульс и тахикардия;

· Повышение АД до 160-200 ммНg., которое становится рефрактерным к большинству гипотензивных средств;