Смекни!
smekni.com

Травма верхней конечности (стр. 2 из 3)

Тендинит мышц-вращателей и дегенерацию часто путают с бурситом или кальцифицируюшим тендинитом, однако они редко сопровождаются кальцификацией в этой области. Диагностическим признаком кальцифицирующего тендинита служит появление кальфицикатов на рентгенограмме. У пациентов с ограниченными болезненными движениями, но без кальцификации следует предположить дегенеративный разрыв и тендинит вследствие дегенерации мышц ротаторного кольца.

Пациент с острым отрывом мышцы жалуется на боль и невозможность отвести плечо в суставе, но он способен пожимать плечом и отводить его только кзади и кнутри. Диагноз ставится при артрографии; при этом определяется выход контраста за пределы плечевого сустава. Дифференциальная диагностика в ОНП часто проводится при инфильтрации местным анестетиком болезненной области плеча. Если активное отведение возможно после снятия боли, то у пациента нет полного отрыва мышц-вращателей. В том случае, когда после устранения боли пациент не в состоянии активно отвести плечо, но пассивное отведение, возможно, имеются определенные основания для диагноза отрыва мышцы. Частичный отрыв мышцы часто поддается лечению с помощью иммобилизации. Полный отрыв мышц-вращателей требует хирургической коррекции.

Тендинит и теносиновит

Тендинит и теносиновит в области надплечья возникают в результате дегенеративных изменений, происходящих в относительно бессосудистых тканях этой области, а также вследствие повторной травмы сухожилий. При репаративных процессах наряду с воспалительными изменениями в клетках часто отмечаются отложения кальцификатов.

Кальцифицирующий тендинит чаще всего возникает в сухожилии надостной мышцы. Пациент жалуется на глубокую боль в плече и болезненность при круговых движениях; при этом отмечается напряжение над воспаленным участком. Теносиновит длинной головки двуглавой мышцы проявляется аналогичными симптомами при локализованном напряжении возле передней бороздки двуглавой мышцы.

Кальцификация лучше всего определяется на снимках плеча в положении внутренней и наружной ротации. Отсутствие кальцификации предполагает отрыв мышцы-вращателя.

В большинстве случаев эффективны противовоспалительные нестероидные препараты. В упорных случаях часто приносят облегчение удаление кальцификатов и инъекция местного анестетика и стероидов в наиболее болезненную область.

У пациентов, не способных двигать плечом из-за возникающей при этом боли или из-за терапевтической иммобилизации, часто развивается слипчивый капсулит. Это болезненное состояние можно устранить только упражнениями, способствующими растягиванию капсулы и восстановлению ее размеров, что обеспечит нормальный объем движений в плечевом суставе.

Переломы в проксимальной трети плеча. Переломы в проксимальной трети плечевой кости классифицируются С. S. Neer позднего периода. Однако у пациентов, близких к возрастной зрелости скелета, должна быть произведена более точная репозиция отломков.

Следует учитывать возможность патологических переломов плеча у пациентов с метастазами рака или множественной миеломой, а также у детей с однокамерными костными кистами или иными поражениями кости, поскольку в таких условиях перелом может произойти при воздействии меньшей, чем обычно, силы.

Переломы диафиза плеча. Закрытые переломы диафиза плеча часто сочетаются с параличом лучевого нерва. Нерв обычно подвергается растяжению, что приводит к нейропраксии. Разрыв нерва встречается редко. Если паралич лучевого нерва возникает сразу же после травмы, то прогноз в отношении нормализации функции нерва благоприятный. До начала манипуляций с отломками диафиза плеча обязательно регистрируется наличие разгибания в запястье и в суставах всех пальцев. Если после манипуляций пациент длительное время не может разогнуть запястье и пальцы, то показана эксплорация перелома с устранением ущемления нерва.

Переломы диафиза плеча в ОНП обычно лечат наложением гипсовой повязки, с помощью отводящей шины или иного устройства для наружной иммобилизации. После такого перелома следует ожидать появления отека в области локтевого сустава и кисти. Наиболее удобным для пациента является полусидячее положение, при котором сломанное плечо испытывает натяжение под действием тяжести верхней конечности. Без вытяжения полное заживление обычно наступает через 6—8 недель. Прикрепления мышц опреде­ляют степень и тип смещения костных отломков при таких переломах. Большая и малая бугристости отделяются друг от друга бороздой, через которую проходит сухожилие длинной головки двуглавой мышцы. Подлопаточная мышца (прикрепляющаяся к малому бугру) обеспечивает внутреннюю ротацию плеча, надостная мышца (прикрепляющаяся к большому бугру) осуществляет отведение плеча, а подостная и малая круглая мышцы (позади большого бугра) обеспечивают ротацию плеча кнаружи. Воздействие силы сокращения большой грудной мышцы на диафиз плеча приводит к перелому выше шейки плеча. Функция этой мышцы — приведение плеча. При переломе анатомической шейки плеча его головка отделяется от диафиза; при этом прекращается кровоснабжение головки или ее связь с сухожилиями. Согласно классификации Neer, костные фрагменты смещаются в предсказуемом направлении в зависимости от прикрепления мягких тканей: переломы с двумя, тремя или четырьмя фрагментами; переднее или заднее смещение головки плеча.

Распознавание переломов проксимальной трети плеча в ОНП имеет важное значение. При таких переломах, не имеющих существенного смещения отломков, обычно вполне достаточно наружной иммобилизации (специальный иммобилизатор для плеча, повязка Вельпо или лямки и бинты) до начала реабилитации (через 1—2 недели). При значительном смещении отломков или при невправляемом переломе нередко требуется открытая репозиция с внутренней фиксацией. Пациент должен быть направлен в специализированное отделение. При переломах и вывихах в проксимальной трети плеча возможно нарушение нейрососудистого статуса. Состояние нервов и сосудов регистрируется как до начала манипуляций с переломом, так и после их завершения.

У детей с открытым переломом эпифиза наблюдаются значительное смещение, в том числе угловое, и отрыв проксимального эпифиза плеча. Переднее угловое смещение, сопровождающее такую травму, обычно устраняется в течение 2—3-лет, переломы плеча часто сопровождаются замедленным образованием костной мозоли, поэтому адекватная иммобилизация должна быть обеспечена до появления рентгенологически подтвержденной костной мозоли.

2. ЛОКТЕВОЙ СУСТАВ

Надмыщелковый перелом

Надмышелковый перелом со смещением отломков у детей является истинно неотложным состоянием. Такая травма часто приводит к нарушению кровотока в мышцах предплечья и кисти.

Наиболее типичным механизмом травмы является падение на вытянутую руку, в результате которого происходит заднее смещение фрагментов надмышелков дистальной трети плеча и переднее смещение острого, как нож, конца дистальной части проксимальной трети плечевой кости. Такой перелом сопровождается разрывом мышц, а иногда и ущемлением плечевой артерии или срединного нерва. Обязательно проводится тщательная оценка состояния сосудов и нервов.

Лечение заключается в закрытой репозиции с применением соответствующей анестезии, выполнении тракции области надплечья кверху с помощью лямки, проведенной через подмышечную впадину, или тракции дистального отломка при положении конечности, согнутой в локтевом суставе. Пациентам с надмыщелковым переломом показана госпитализация с тщательным сестринским и врачебным наблюдением.

До репозиции кости необходим постоянный контроль пульса и движения пальцев. Для предупреждения ишемической контрактуры Фолькманна иногда требуется временная фасциотомия. Полная репозиция перелома в некоторых случаях затруднена ввиду невозможности адекватного сгибания в локтевом суставе без дальнейшего нарушения циркуляции. Лечение пациентов с таким опасным и трудным для репозиции переломом должно осуществляться высококвалифицированным травматологом.

Надмыщелковые переломы без смещения часто сопровождаются значительным отеком, однако при наличии адекватного сгибания в локтевом суставе возможно амбулаторное лечение для предупреждения последующего смещения отломков. Наблюдение за состоянием нервов и сосудов (проинструктированными родителями или медицинским персоналом) имеет важное значение.

Вывих в локтевом суставе

Вывих в локтевом суставе является результатом травмы при переразгибании. Возникающее смещение локтевой кости кзади может сочетаться с медиальным или латеральным смещением лучевой кости. Необходимо получение латеральной рентгенограммы локтевого сустава и переднезадних снимков предплечья и плеча, что позволяет исключить искажение изображения суставной поверхности вследствие сгибательной деформации.

Вывих вправляется тракцией и осторожными манипуляциями. Проверка стабильности связок помогает определить продолжительность иммобилизации. Для подтверждения полного вправления необходимы повторные рентгенограммы. В случае неполного вправления обычно имеет место интерпозиция мягких тканей (часто нерва). Необходима иммобилизация задней лонгетой сроком на 2—3 недели с последующим постепенным увеличением объема активных движений. Чрезмерные пассивные движения в локтевом суставе повышают риск развития оссифицирующего миозита.