Смекни!
smekni.com

Юридические аспекты работы врача (стр. 2 из 3)

На практике врач ОНП должен сознавать, что некоторые дети испытывают непосредственную угрозу здоровью и требуют защиты путем незамедлительного их изъятия из опасной среды. В тех случаях, когда потенциальное насилие в будущем не может быть исключено, врач должен привлечь соответствующие органы штата к принятию необходимых мер. Врач неотложной помощи призван защитить пациента от ущерба. Родительские права в этом случае не ставятся выше права ребенка на защиту от насилия. Врач должен избегать конфронтации, но в экстремальных обстоятельствах ему рекомендуется не отдавать ребенка опасным для него родителям до принятия соответствующего решения властей.

Является ли несообщение врача о жестоком обращении с детьми причиной последующего ущерба для них, зависит от конкретных факторов; этот вопрос решается судом. Прецеденты привлечения врача к ответственности в такой ситуации известны; это, например, дело Landeros против Flood.

В ряде штатов правила информирования властей о случаях жестокого обращения распространяются и на некоторые группы инвалидов. Хотя в отделениях неотложной помощи часто отмечаются факты насилия по отношению к родителям или одному из супругов, в настоящее время сообщение о них редко предусматривается законом. Однако потенциальная гражданская ответственность за нераспознание попытки убийства в последствиях оскорбления действием вполне реальна. Следует, по крайней мере, проинформировать предполагаемые жертвы о потенциальной угрозе или поставить полицию в известность о возможном насилии.

Насильственные раны

Об огнестрельных и колотых ранах следует сообщать местным властям. Врач обязан связаться с соответствующими местными органами для регистрации подобных случаев.

Инфекционные заболевания

Пациенты с инфекционными заболеваниями часто обращаются в ОНП — отчасти ввиду постоянной доступности лечения в таких медучреждениях, а также ввиду относительной анонимности обслуживания в них. Во всех штатах существуют законы, касающиеся венерических заболеваний и требующие от врачей ОНП и другого медицинского персонала обязательного сообщения о подобных случаях соответствующим органам здравоохранения. Что касается информации о венерических болезнях, более подходящим в этом отношении агентом представляется такое подразделение больницы, как лаборатория. Именно клиническая лаборатория окончательно устанавливает, положительны или отрицательны направляемые ей пробы. Поскольку лаборатория определяет наличие у пациента венерической болезни, вполне логичным было бы направлению ею этой информации в соответствующие органы. В каждой больнице следует установить четкие правила подобного информирования с разграничением обязанностей.

Во многих штатах требуется сообщать и о других инфекционных заболеваниях, в том числе об остром инфекционном гепатите, а также о пищевом отравлении, менингите и пятнистойлихорадке Скалистых гор. В разных штатах списки этих болезней неодинаковы, поэтому врач ОНП должен быть знаком с местным законодательством.

Укусы животных

Во всех штатах существуют также законы, обязывающие врачей сообщать о случаях укусов животных. От врача неотложной помощи и другого персонала ОНП обычно требуется срочное (в пределах нескольких часов) информирование соответствующих местных органов о каждом случае обнаружения укуса. Это очевидная мера предосторожности, призванная защитить общество от опасных животных и от распространения трансмиссивных заболеваний.

4. ДОСТАВЛЕНИЕ МЕРТВЫМ

Случаи доставки в отделение неотложной помощи мертвого пациента относятся к автоматически сообщаемым полиции или медицинскому эксперту. Почти все штаты требуют, чтобы о таких случаях немедленно информировалась полиция или медицинский эксперт для возможного начала следствия и определения необходимости вскрытия трупа.

Врачи и другой персонал ОНП должны как можно меньше прикасаться к телу умершего. Манипуляции с ним в отделении неотложной помощи следует свести к минимуму, чтобы не помешать сбору данных полицией или медицинским экспертом. Нельзя каким-либо образом изменять внешний вид трупа, поскольку это лишь затруднит последующую судебно-медицинскую экспертизу. Все образцы крови и тканей в таких случаях должны браться полицией или медицинским экспертом без участия врача или другого персонала отделения неотложной помощи.

5. ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМЕРТИ И УМИРАНИЯ

С расширением возможностей медицины в поддержании основных жизненных функций организма возникают сложные социальные, этические и экономические вопросы, касающиеся смерти и умирания. Стандартное определение смерти в отделении неотложной помощи таково: необратимое прекращение кровообращения и дыхания или необратимое прекращение функционирования головного мозга, включая его стволовую часть, у человека с температурой тела выше 36 °С. Принятие решения об отмене реанимации в настоящее время не относится к ведению ОНП; такие вопросы лучше обсуждать в более контролируемой больничной атмосфере.

С другой стороны, решение не начинать реанимацию или ограничить ее проведение определенными мероприятиями и методами — один из важнейших аспектов, приобретающих все большее значение в ОНП и на догоспитальном этапе оказания медицинской помощи. Здесь следует учитывать юридически признаваемые и правильно оформленные завещания "на случай выживания" (при их наличии) и другие имеющиеся распоряжения по поводу естественной смерти данного человека.

Умирание в отделении неотложной помощи оформляется специальным протоколом, соответствующим больничным, местным и региональным стандартам. В сомнительных случаях рекомендуется начинать реанимацию и лишь после этого ставить вопрос о ее отмене.

6. ТРЕБОВАНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

Пациенты обращаются в отделения неотложной помощи с просьбой о проведении экспертизы в двух случаях: при изнасиловании и при необходимости определения алкоголя в крови.

Сообщения о фактах изнасилования требуются лишь в немногих штатах. Фактически "экспертиза на изнасилование" является ответом ОНП на обращение за медицинской помощью, а также на требование пациента и общества провести определенное обследование для сбора прямых доказательств. По завершении обследования и сбора доказательств пациент получает копию медицинского заключения для ее передачи в полицию. В отношении результатов экспертизы должна соблюдаться врачебная тайна.

Юридическое определение изнасилования в разных штатах неодинаково. Изнасилование определяется как противозаконное плотское познание другого. Гетеросексуальное изнасилование наказуемо во всех штатах, а гомосексуальное — во многих штатах. Кроме того, насилием считается половой акт с лицом, не достигшим установленного законом совершеннолетия (независимо от согласия жертвы).

Важно, чтобы врачи и другой персонал ОНП сознавали, что "изнасилование" является юридическим заключением, а не медицинским диагнозом. Юридическое заключение о факте изнасилования обычно выносится после судебного разбирательства с анализом доказательств и аргументов обвинения и зашиты. Это подробнее изложено в главе 55 настоящей книги.

Отделению неотложной помощи часто приходится участвовать в конфликтах, связанных с определением алкоголя в крови. В отсутствие юридического ордера или освобождающего от ответственности закона врач не имеет права брать кровь на определение содержания алкоголя без согласия интоксицированного лица. Во многих штатах сейчас разрешается принудительное тестирование на наличие алкоголя в крови у ответчика в случаях явно (или потенциально) неумышленного убийства, причиной которого полиция считает вождение транспорта в нетрезвом виде.

По всей видимости, здесь нет каких-либо этических или медицинских соображений, требующих от врача проведения анализа крови (в качестве юридического доказательства) по просьбе потенциального ответчика.

Вопрос о необходимости анализа крови на алкоголь или наркотики следует решать на уровне медицинской диагностики, не руководствуясь юридическими соображениями. В принципе, если врач сознает целесообразность такого анализа, то его надо сделать.

Как при экспертизе "на изнасилование", так и при определении в крови алкоголя важно обеспечить достоверность выводов, документируя цепочку доказательств.

Образцы точно маркируются и передаются непосредственно работнику правоохранительных органов или судебно-медицинскому эксперту взамен на соответствующую справку от получателя. В отсутствие получателя образцы следует держать в запертом хранилище и при первой же возможности направить по назначению, чтобы не прервалась цепочка доказательств. Последнее крайне важно, когда речь идет о судебном расследовании. Если цепочка доказательств прервана, то защита обязательно заявит о фальсификации улики.