Смекни!
smekni.com

Влияние реформ Петра I на развитие учета в России (стр. 4 из 4)

В системе учета центральное место занимает учет запасов на складах, так как снабжение материалами армии, строительства и промышленности строжайше регламентировалось. В военных интендантских складах провиантмейстер (заведующий) вместе с камериром (воинским инспектором) ежемесячно сдавали в штатс-конторколлегию (интендантское управление) ведомость о наличии остатков. В конце года или в случае возникновения подозрений проводились сплошные инвентаризации.

Огромное развитие учет получает на уральских металлургических заводах. Их создатель крупнейший металлург XVIII в. В.И. Геннин (1676–1750), голландец, находящийся на русской службе с 1698 г., разработал законченную систему учета. Так, учет выработки предусматривал вывешивание у каждой домны табельной доски, на которой отмечалась мастерами выработка готовой продукции, а также количество идущего в переработку сырья. "И в каждую субботу, списав со оных досок таблицами на полулистах, рапортовать ему, мастеру, в припасную контору для записи и с того в приход и расход и лучшего порядка в щетах. А в припасной конторе те подаваемые от мастера табели содержать особливо книгою, собирая их в столпы" [Геннин, с. 160]. Для учета проработанного времени мастер должен был "записывать, кто в который день, у какой работы был, а по прошествии месяца оную роспись мастеру или кому приказано будет, заруча, подать ему, управителю, а он должен свидетельствовать, ежели исправно, писать в Сибирской Обербергамт для заплаты денег" [там же, с. 108]. При передаче дел одним мастером (старостой) другому находящиеся на ответственности первого мастера ценности должны были передаваться после инвентаризации. Под инвентаризационной описью расписывался принявший дела мастер.

На государственных металлургических уральских заводах (1735) материальный учет велся в книгах "С" и "D" (кредит, дебет). Таких книг велось двенадцать – по числу групп материалов. В книгах надо "записывать каждую вещь по содержанию своему щетом, мерою и весом и по цене" [Геннин, с. 103]. Книги должны были быть прошнурованы, листы в них пронумерованы и скреплены печатью. Учет тесно переплетался с планированием, причем вся ответственность за простои в производстве возлагалась на управляющих. За несвоевременную подачу заявок на уральских заводах на виновных налагался штраф.

При Петре I организация учета была пересмотрена в связи с административными реформами, проведенными в государстве, издано множество различных законодательных актов и инструкций, многие из которых были, очевидно, заимствованы из западной, прежде всего шведской, практики [Милюков, 1892, с. 722].

Эта перестройка преследовала две цели: 1) усиление контроля за сохранностью собственности и 2) увеличение доходов казны.

Промышленный учет в петровской России имел огромные достижения. На предприятиях впервые были обеспечены: сплошное документирование всех фактов хозяйственной жизни; регулярность проведения инвентаризаций и составления отчетности; более совершенная методика исчисления затрат; применение линейной записи в учете; аналитичность информации, необходимой для управления отдельными структурными подразделениями предприятия. Вместе с тем промышленный учет не знал системы двойной записи.

4. Распространение в России двойной записи

Первой книгой по бухгалтерскому учету, изданной на русском языке, стал "Ключ коммерции" (1783). Это был перевод известного английского учебника, написанного Джонсом Хавкинсом. Его книга была издана в Англии в 1689 г.

Первые русские книги по бухгалтерскому учету были созданы выдающимися бухгалтерами К.И. Арнольдом, И. Ахматовым и Э.А. Мудровым, по праву называемыми создателями русской школы. Карл Иванович Арнольд (1775–1845) первым провел различие между теорией и практикой бухгалтерского учета. Под первой он понимал "способность составлять щета, их вести и пересматривать", а под второй – "круг всех к щетам принадлежащих дел", первая выступает как "счетная наука"1, вторая – как "счетная часть" [Арнольд, 1814, с. 1].

Цель бухгалтерии – вскрыть причины изменений в составе имущества, предмет – "вещи, способные к умножению или уменьшению… поколику они заключают в себе по цене какое-либо достоинство" [там же, с. 4]. Трактовка предмета бухгалтерского учета как вещей сводила этот предмет к имущественным отношениям, однако она оставляла в стороне отношения обязательственные. В другой работе Арнольда дано определение предмета с экономической точки зрения: "Оборот частей имения, – писал автор, – будучи собственным занятием купца, производит беспрестанную перемену в количестве или в цене оного, то есть беспрестанное увеличение или уменьшение каждой части капитала. Точное и верное представление сей перемены есть единственный предмет бухгалтерии" [Арнольд, 1809, с. VI]. Арнольд был первым автором в России, привлекшим для объяснения двойной записи математический аппарат.

Велик вклад Арнольда и в создание русской бухгалтерской терминологии. Это он вел форму "счет счету", которая будет господствующей в нашей литературе и практике вплоть до 30‑х годов XX в., это он дал понятие ведомости как учетного регистра, ввел термин "рекапитуляция" как понятие группировки учетных данных, глагол "сторнировать" [там же, с. 57], он же дал написание глагола "дебитовать" и предопределил последующую терминологию, вводя такие термины, как "дебет" и "кредит". Неудачным в его терминологической системе было название проводок "постами".

Арнольд был первым, кто привел в своей работе исторические сведения по бухгалтерскому учету. Это были его личные наблюдения и заимствования из современной ему науки. Так, Арнольд считал, что первым методом, из которого развился учет, был контокоррент.

ИванАхматов в 1809 г., когда в Москве вышла работа Арнольда, в Петербурге "для просвещения и пользы юного купечества и упражняющихся в коммерции" выпустил книгу "Итальянская, или опытная, бухгалтерия" [Ахматов]. В этой работе, отразившей влияние де ла Порта, мы впервые сталкиваемся с утверждением, позволяющим думать, что бухгалтерский учет является частью политической экономии, но несмотря на то, что это часть, тем не менее про бухгалтерию "можно сказать, что сия наука есть самая нужная, важная и полезная".

Событием в истории русской учетной мысли был выход в 1846 г. книги Эраста Алексеевича Мудрова [Мудров]. Все счета он делил на имущественные, личные и вспомогательные, к которым автор относил счета собственных средств и результатов. Мудров твердо настаивал на том, что двойная запись вытекает из самой природы хозяйственных оборотов. У него же мы встречаем и капитальное уравнение Шера. Мудров вывел это уравнение в 1846 г.: а Ь – с, где а – актив, Ъ – кредиторская задолженность, с – капитал; далее находим и балансовое уравнение, здесь Мудров предвосхитил Дюмарше. Это уравнение в 1846 г. писалось так: а = с + Ъ. Однако при объяснении двойной записи Мудров руководствовался принципами персонификации счетов. Мудров может считаться автором следующего постулата. • Алгебраическая сумма сальдо вспомогательных счетов равна сумме сальдо имущественных счетов, сложенной с разностью между дебиторской и кредиторской задолженностью поличным счетам. Таким образом, в основу баланса Мудров положил сумму собственных средств на момент выведения сальдо.

Заключение

На этом ключевом этапе развития русской бухгалтерской мысли мы можем выделить четыре направления: продолжение традиции, возникшей в конце XVIII в.; возникновение и развитие русской формы счетоводства; издание журнала "Счетоводство" и формирование первых, достаточно оригинальных научных теорий.

Традиционная бухгалтерия.

Линия бухгалтерской мысли, намеченная Арнольдом, нашла продолжение в трудах крупных ученых второй половины XIX в.: П.И. Рейнбота, А.В. Прокофьева, И.Ф. Валицкого, С.Ф. Иванова и Э.Э. Фельдгаузена. Они представляли традиционное знание и были его выразителями.