Смекни!
smekni.com

Воспроизведение экспериментальных эндокардитов (стр. 1 из 3)

Реферат

Тема:Воспроизведение экспериментальных эндокардитов


План

Вступление

Эндокардиты, возникающие при введении в кровь микробов без дополнительных воздействий

Эндокардиты, возникающие при введении в кровь микробов в сочетании с дополнительными воздействиями

Внутривенное введение микробов с предварительной сенсибилизацией животных

Эндокардиты, возникающие в результате гиперергической реакции у предварительно сенсибилизированных животных (без участия микроорганизмов)

Эндокардиты, развивающиеся в результате сочетания нарушений обмена веществ и расстройств циркуляции

Токсические эндокардиты

Литература

Вступление

Впервые экспериментальный эндокардит с помощью внутривенного введения микробов получил Рибберт (1885, 1886). Он инъецировал кроликам в кровь культуру стафилококка, смешанную с картофельной мукой. В дальнейшем успешные попытки воспроизведения у животных эндокардита этим способом были предприняты рядом авторов (Дрешфельд, 1887; Салтыков, 1912; Хейдн, 1926; Маеуги и Исибаси, 1936 и др.). Макнил, Снепс и Уассен (1939) получили эндокардит у кроликов, которым внутривенно вводилась культура зеленящего 11-ти гемолитического стрептококка. Франк, Блэд и Сафир (1939) после однократной внутривенной инъекции собакам 26 мл культуры р-гемолитического стрептококка получили эндокардит у 40% животных. Эти авторы отмечают, что результат бывает лучше, если собак заражать стрептококком, который после выделения от человека in рои асе и через организм собаки.


Эндокардиты, возникающие при введении в кровь микробов без дополнительных воздействий

Некоторые считают, что получить у животных эндокардит можно лишь с помощью особых штаммов зеленящего стрептококка. Однако, по данным других авторов, это не является обязательным условием успеха. Так, Дик и Шварц (1946) использовали зеленящий или р-гемолитический стрептококки, выделенные из крови, мочи и глотки здоровых людей, а также больных оспой, скарлатиной, пневмонией. Микробы культивировались в 0,3% мясном бульоне с 0,5% концентрацией поваренной соли и 1,0% пептона при добавлении на 150 мл бульона 0,2 мл стерильной крови собаки. Суточная культура однократно вводилась собакам внутривенно в количестве 60--100 мл в одних опытах и 50 мл — в других. Животные погибали на 7-е сутки со дня заражения. Эндокардит развился у 16 из 26 подопытных собак. Наиболее часто поражался митральный клапан и как исключение — аортальные; в ряде случаев имело место комбинированное поражение аортальных и митрального клапанов. Лоув, Розенблат и Ледерер (1944) получили у кроликов более чем в половине случаев нодипозно-язвепный эндокардит с обильными бородавчатыми наложениями (путем многократных внутривенных инъекций 1—2 мл свежей 24-часовой культуры различных штаммов зеленящего стрептококка.

Инъекции проводились в течение 5-6 дней (по одной инъекции ежедневно). Количество вводимой культуры увеличить до 4 мл или предварительно пропасенровать «слабые» штаммы через организм мышей, частота поражений клапанов значительно повышается.

В качестве примера можно привести также исследования Мак Нила (1944, 1945), который путем многократных внутривенных инъекций зеленящего стрептококка получил у всех подопытных собак прогрессирующий оголиатозно-язвенпый эндокардит. Зеленящий стрептококк выделялся от больных путем посева в бульон с сывороткой крови кролика. Микробные клетки осаждались центрифугированиєм и снова взвешивались в физиологическом растворе. Из 20 мл культуры зеленящего стрептококка в сывороточном бульоне готовилось 2 мл такой суспензии. кроликам ежедневно внутривенно вводилось по 0,5—2 мл суспензии в течение 3—7 дней. Животные погибали через 4—28 дней после последней инъекции. Клаусом (1945, 1950, 1953) для получения эндокардита у крыс пользовался многократными внутрисердечными инъекциями культуры зеленящего стрептококка, изолированного от больного, перенесшего острый приступ ревматизма. в некоторых экспериментах в сердце вводилась культура гемолитического стрептококка. в полость левого желудочка инъецировалось 0,5 мл бульонной культуры (1—6 инъекций с недельными интервалами). Уживотных развивались двоякие поражения клапанов. в одних случаях это был эндокардит с обильными наложениями на клапанах фибрина, содержащими большое количество колоний микроорганизмов. Удругих крыс изменения клапанов напоминали картину ревмагического поражения: имело место фибриноидное набухание, отек стромы клапанов с явлениями метахромазии, скоплением гистиоцитов и лимфоцитов. В экспериментах Клаусона эндокардит наблюдался в 35—40% случаев.

Эндокардиты, возникающие при введении в кровь микробов в сочетании с дополнительными воздействиями

Идея такой постановки опыта возникла в связи с тем, что попытки воспроизвести у животных эндокардит путем введения в кровь микроорганизмов иногда заканчивались неудачей.

Внутривенное введение микроорганизмов и механическое повреждение сердечных клапанов еще в 1878 г. Розенбах отмечал, что когда для получения порока сердца производится особенно обширное повреждение клапанов, у животных может развиться бородавчато-язвенный эндокардит. В. К. Высокович (1886)- после повреждения клапанов аорты вводил в ушную вену собак 2 мл взвеси стафилококка или стрептококка в физиологическом растворе на вскрытии обнаруживался бородавчато-язвенный эндокардит.

Результаты, полученные В. К. Высоковичем, были подтверждены Н. М. Лебедевым (1903), который наблюдал у всех подопытных собак развитие полигюзно-язвенного эндокардита после повреждения аортальных клапанов и последующего однократного внутривенного введения бульонной культуры золотистого стафилококка (0,3 мл на 10 кг веса).

Внутривенное введение микробов в сочетании с действием пониженного барометрического давления. Хаймап и др. (1940. i960, 1951, 1953. 1954) для получения экспериментального эндокардита предложили комбинировать внутривенное введение животным культуры стрептококка с действием пониженного атмосферного давления. У крыс, которые подвергались действию пониженного барометрического давления («подъем» на высоту 7620 метров ежедневно по 4 часа), Хайман обнаружил значительные изменения со стороны сердца. Обращали на себя внимание гипертрофия мышцы сердца и жировая дистрофия миокарда. Клапаны были утолщены, склерозированы, в толще их наблюдались отек, клеточная пролиферация, хондромукоидное набухание, кровоизлияния, некрозы и кальцификация. Чаше и тяжелее повреждался митральный клапан. В отдельных случаях на клапанах имели место бородавчатые наложения. Эти изменения редко наблюдались у крыс, погибших в течение первых 100 дней опыта и у 50% животных после 300-го дня. У всех подопытных животных развивалась полицитемия.

Установив, что пониженное барометрическое давление оказывает серьезное влияние на сердце Хайман решил сочетать это воздействие с внутривенным введением животным культуры микроорганизмов, полагая, что три этом получить эндокардит будет значительно легче. Белые крысы ежедневно в течение 30 дней помещались в камеру с пониженным барометрическим давлением (7620 м). В течение последующих 12 дней крысам ежедневно внутривенно вводилась 6-часовая культура стрептококка, выращенного в мясном бульоне, который содержал 0,5% декстрозы. Культура вводилась в объеме 0,5 мл (500 —800 млн. микробных клеток). В течение всего периода инъекций животных продолжали ежедневно помещать в камеру с пониженным давлением. Крыс убивали через 12 часов — 35 дней после последней инъекции. После 8 инъекции полипозный эндокардит развивался у 87% животных, а после 12 у 100%. Если для внутривенных инъекций использовалась культура стрептококка, выделенного из кала, то для получения эндокардита достаточно было одного введения микробов (0,5 мл - 800 млн. микробных клеток). Процесс в клапанах начинался с дистрофических изменений эндотелия, клеточной инфильтрации и отека заслонок. У животных, выживших и убитых в поздние сроки, имела место организация участков деструкции, сопровождающаяся деформацией клапанов. наиболее, часто поражались митральный и аортальные клапаны.

Внутривенное введение микробов в сочетании с нарушениями циркуляции, возникающими после образования артериовенозного соустья. Бобб, Эгертер и Андерсон (1952) накладывали собакам соустья между подвздошными или бедренными сосудами с обеих сторон. Такие животные становятся особенно чувствительны к инфекции: если после наложения соустья собакам внутривенно вводить культуру микроорганизмов (0,5 мл суточной бульонной культуры р-гемолитического стрептококка группы а или д, ежедневно в течение недели), то спустя несколько недель животные обычно погибают, а на вскрытии у них, как правило, обнаруживаются полипозно-язвенный эндокардит митрального и аортальных клапанов с перфорацией заслонок и инфарктами легких. Обычно при этом наблюдается также гипертрофии стенок обоих желудочков сердца. В отдельных случаях развивается гломерулонефрит.

Еще раньше Лиллехаем, Боббом и Битером (1950) была показана возможность развития иолипозного эндокардита у собак, которым накладывались артериовенозные соустья без последующего введения в кровь микроорганизмов.

Однако при этих условиях для получения эндокардита следует соблюдать ряд требований. Необходимо накладывать фистулу между крупными сосудами: подвздошной артерией и веной (сразу после деления брюшной аорты), бедренными сосудами (на 2—4 см ниже пупартовой связки) или между аортой и нижней полой веной. Обычно применяется операция «бок в бок». Длина соустья должна быть не менее 3—4 см. лучше накладывать два соустья (между подвздошными или бедренными сосудами с обеих сторон или на одной паре подвздошных и паре бедренных сосудов). У старых собак для получения гипертрофии сердца и эндокардита бывает достаточно наложить соустье между подвздошными сосудами с одной стороны, у молодых эту операцию необходимо выполнить с двух сторон. Операции делаются с промежутком в 3—4 недели. Минимальным сроком для появления эндокардита следует считать 1 месяц после операции. На вскрытии у погибших собак обнаруживается полипозно-язвенный эндокардит; поражаются обычно все клапаны, за исключением клапанов легочной артерии. Иногда развивается гломерулонефрит.