Смекни!
smekni.com

Исследование нарушений свойств личности при эпилепсии (стр. 4 из 5)

На базе детских психиатрических отделений и эпилептологического кабинета Челябинской областной клинической специализированной психоневрологической больницы № 1 было изучено 346 детей. Критериями включения в исследование явились:

1) наличие диагноза «эпилепсия»;

2) наличие в межприступном периоде психических и поведенческих расстройств;

3) возраст больных - 3-18 лет.

Цель исследования - изучить зависимость психической патологии при эпилепсии в детском возрасте от клинических особенностей самой эпилепсии.

Все пациенты подверглись психопатологическому, психологическому, электрофизиологическому и нейрорадиологическому обследованию. В результате было выявлено две группы обследуемых.

Первая группа была представлена детьми, у которых психопатологические расстройства возникли после появления эпилептических приступов (156 чел.; 45,1%). У них психопатологическая симптоматика определялась развитием энцефалопатического (психоорганического) синдрома со снижением умственной работоспособности и памяти, затруднением концентрации внимания и сообразительности, физической слабостью, головными болями, вялостью, повышенной аффективной возбудимостью и раздражительностью. Полиморфизм клинических характеристик определялся симтомокомплексом нарушений и зависел от степени тяжести тех или иных проявлений.

Вторая группа включала пациентов, у которых психические нарушения наблюдались еще до развития эпилепсии, т.е. в преморбиде (190 чел.; 54,9%). Из них: у 133 детей (70%) нарушения отвечали диагностическим критериям умственной отсталости; у 46 пациентов (24,2%) был выявлен резидуально-органический психосиндром; в 11 случаях (5,8%) определялись неврологические расстройства в рамках поведенческой патологии (делинквентные поступки, прогулы школы, суицидальные высказывания, алкоголизация).

Была рассмотрена взаимосвязь клинических факторов болезни (форма эпилепсии, возраст дебюта, частота эпилептических приступов, длительность эпилепсии и длительность приема барбитуратов) с выраженностью психической патологии (уровень интеллектуального развития) и формой эпилепсии. Выяснилось, что в первой группе в 98 случаях (62,8%) выявлена фокальная эпилепсия, в 58 (37,2%) - генерализованная. Во второй группе у 122 детей (64,2%) определялась фокальная форма эпилепсии, а у 68 (35,8%) - генерализованная. По данным методов нейровизуализациии, во второй группе достоверно чаще (р<0,001) встречались аномалии развития, атрофические процессы, внутримозговые и арахноидальные кисты. Все это указывало на наличие более тяжелых поражений головного мозга, обусловивших развитие как психических расстройств, так и эпилепсии, и ставило под сомнение представления врачей о том, что эпилептическая болезнь неизбежно влечет за собой психические нарушения, так как в данном случае эти нарушения появились раньше, чем собственно болезнь.

Было выявлено, что чаще дебют приступов наступал в 0-3 года и 8-12 лет. Данное обстоятельство можно объяснить наличие критических периодов в указанные возрастные промежутки. В каждой группе была обнаружена корреляция показателя возраста дебюта приступов, как с эпилепсией, так и с психической патологией. Чем раньше дебют приступов, тем тяжелее и резистентнее форма болезни и тем выраженнее психические нарушения (интеллектуальный дефект). Показатели зависимости психических нарушений от возраста дебюта приступов в обеих группах были статистически достоверны и характеризовались достаточно высокой силой связи (55,32 и 0,421 и 19,39 и 0,226).

Сравнительный анализ показателя частоты приступов (от эпистатуса до одного приступа в год) по группам достоверных отличий не выявил. Была доказана взаимосвязь этого показателя с формой эпилепсии и отсутствие взаимосвязи его с выраженностью психических нарушений. Показатели сопряженности: в первой группе - 34,47 и 0,235; во второй группе - 34,96 и 0,214.

Как обнаружили результаты обследования, 65,9% детей имели длительность эпилепсии более 5 лет. Достоверных различий по группам выявлено не было. Анализ зависимости эпилепсии и психических расстройств от данного показателя по группам показал следующую картину. В первой группе выявлена полная связь и с эпилепсией (18,68 и 0,245), и с психической патологией (10,25 и 0,181). Оказалось, что более продолжительное течение отмечено у детей с фокальными формами эпилепсии (38,5%), а выраженность психических расстройств нарастала с длительностью течения эпилепсии. В то же время во второй группе показатель сопряженности длительности течения эпилепсии коррелировал только с формой эпилепсии (19,22 и 0,225), а на выраженность психических нарушений он не влиял.

Были проанализированы сроки приема барбитуратов у обследуемых пациентов и их влияние на выраженность психических расстройств. Как показали результаты, в 35,3% случаев пациентам никогда не назначали препараты из группы барбитуратов. Остальные 65,7% детей принимали их в разные возрастные периоды, чаще всего на начальных этапах лечения эпилептических припадков. Анализ зависимости эпилепсии и психических расстройств от длительности приема барбитуратов показал полную связь только с выраженностью психической патологии. Чем длительнее прием барбитуратов (более 5 лет), тем больше пациентов с выраженным когнитивным дефицитом. В первой группе коэффициент сопряженности был равен 40,97 и 0,362, а во второй группе - 31,64 и 0,289.

Таким образом, изучение влияния клинических факторов эпилепсии на характер и динамику психопатологических расстройств статистически достоверно раскрыло зависимость психической патологии от формы эпилепсии, возраста ее дебюта, длительности течения болезни и длительности приема барбитуратов.

VI. Типы изменения психики у больных эпилепсией

Но всегда ли изменения личности при эпилепсии соответствуют эпилептоидным чертам характера? Нет! Между словами «эпилептики» и «эпилептоиды» нельзя ставить знак равенства. Исследование в Московском Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, целью которого стало изучение особенностей изменений психики и их воздействия на социальную адаптацию больных эпилепсией, позволило выделить следующие типы изменений психики у больных эпилептической болезнью: эпилептоидный, параноический, шизоидный, психастенический, брадикинетический и эскплозивный.

Всего было обследовано 105 пациентов - 66 мужчин и 39 женщин. Наиболее распространенным типом изменения психики у обследуемых оказался эпилептоидный - 35% всех случаев. Таким больным свойственны как негативные личностные изменения (ригидность, назойливость, гипертрофированное стремление к чистоте, порядку, справедливости, собственная переоценка, обидчивость, мстительность), так и некоторые положительные качества - обязательность, трудолюбие, старательность, скрупулезность, ответственность. При умеренно выраженных эпилептоидных изменениях психики больные способны сохранять свою трудоспособность, удерживаться в трудовых коллективах, поддерживать удовлетворительный уровень семейных отношений

Для параноического типа изменений психики (21%) характерны сверхценные либо бредоподобные идеи, которые полностью определяют поведение пациентов. Это усугубляется их обидчивостью, недоверчивостью к окружающим, подозрительностью. При сочетании вышеперечисленных черт с элементами эксплозивности, импульсивности, несдержанности такие больные становятся неуживчивыми и конфликтными, являются «деспотами и тиранами» в своей семье. Данный тип изменений представляется прогностически более неблагоприятным в силу быстро нарастающих проблем с адаптацией пациентов.

Больные с шизоидным типом изменений (20%) сочетают в себе, помимо шизоидных, психастенические черты, отличаясь робостью, нерешительностью, застенчивостью, но с повышенным уровнем тщеславия и властолюбия. Из-за своей замкнутости и нерешительности они трудно сходятся с людьми, испытывают внутреннее напряжение и ущербность из-за постоянного самоконтроля. У таких пациентов довольно часто проявляется религиозность и мистицизм. Социальное функционирование больных с шизоидными изменениями личности снижено в умеренной степени, что позволяет им зачастую сохранять свою работоспособность и трудиться в благоприятных для них условиях.

В структуре изменений психики больных с психастеническим типом (15%) преобладают, с одной стороны, раздражительность и эмоциональная неустойчивость, с другой - утомляемость, ипохондрия, слабодушие и повышенная внушаемость. Пациенты этой группы склонны к частым немотивированным колебаниям настроения, импульсивности, повышенной тревожности, мнительности, ущербности, психологической зависимости от окружающих. С клинической точки зрения, этот тип изменений психики является наименее тяжелым.

Бракинетический тип изменения психики (5%) характеризуется снижением интеллекта, несдержанностью, слабодушием, вялостью, выраженной утомляемостью, апатичностью, эмоциональной холодностью, безразличием, тусклостью самовыражения, психологической зависимостью от окружающих. Наряду с этим, в характере больных отмечались редкие аффективные взрывы с эксплозивностью, грубостью, брутальностью, несдержанностью эмоциональных реакций, дисфоричностью, жестокостью. Этот тип изменений психики представляется более тяжелым с общепатологической точки зрения как проявление далеко зашедшего эпилептического процесса с формирующимися признаками слабоумия.

При эксплозивном же варианте (4%) доминирующими чертами были взрывчатость, грубость, брутальность, дисфоричность, конфликтность. Недовольство часто переходило у таких больных в агрессивность и жестокость по отношению к окружающим, развязность и циничность, что существенно затрудняло их социальную адаптацию.

Как мы можем видеть, больные эпилепсией далеко не всегда являются эпилептоидами, а эпилептоиды далеко не всегда страдают эпилептической болезнью. Об этом пишет В.П.Эфроимсон: «… в большинстве семей с единичными или даже несколькими случаями эпилепсии эпилептоидность полностью отсутствует, а в семьях с эпилептоидами большинство их вовсе не страдало и никогда не страдало припадками. Ген эпилептоидности предрасполагает к эпилепсии лишь некоторых обладателей его».