Смекни!
smekni.com

Развитие медицины и фармации в России в 17-19 вв. (стр. 4 из 5)

Аптечная форма начала 18 века имела исторически прогрессивный характер и содействовала улучшению лекарственного снабжения населения. Были открыты вольные аптеки. В 1719 г. В Петербурге был открыт Аптекарский сад. Были предприняты государственные мероприятия по изысканию лекарственных средств отечественного происхождения и подготовке аптечных работников "из прирожденных россиян".

В начале 18 века чрезвычайно полезную деятельность развил аптекарь Даниил Алексеевич Гурчин. Д. А. Гурчин был ученым фармацевтом, основателем первой вольной аптеки в России, автором медицинских и фармацевтических сочинений.

Первая грамота на открытие вольной аптеки в Москве была выдана 27 ноября 1701 г. И. Б. Грегориусу. Грамота на имя Д. А. Гурчина была дана спустя месяц, 28 декабря 1701 г., но первая вольная аптека в России учреждена задолго до получения петровской жалованной грамоты. Аптека Гурчина находилась рядом с кремлем. Уже будучи владельцем собственной аптеки, Гурчин именуется аптекарем его царского величества.

Д. А. Гурчин организовал в России завод для изготовления аптечной посуды и производство популярного в то время готового лекарства из отечественного сырья – Confectioalkermes.

Привлекает внимание деятельность Гурчина как составителя рукописных фармакопей, фармакопедий для аптек. Из многих сочинений Гурчина нужно отметить "Аптеку обозовую" (1708), написанную для нужд медико-санитарной службы армии, и "Аптеку домовую" - для гражданского населения. Лечебники Гурчина были популярными медицинскими руководствами в России первой половины 18 века.

Вместе с Д. А. Гурчиным необходимо упомянуть Афанасия Холмогорского. Афанасий Холмогорский (в миру Алексей Артемьевич Любимов) – известный духовный деятель 17 и начала 18 века.

Афанасий Холмогорский принадлежал к передовым деятелям того времени. Петр 1 неоднократно бывал в Холмогорах, виделся с Афанасием, уважал его и советовался с ним как с приверженцем преобразований начала 18 века. Афанасий был человеком большой культуры. Он проявлял интерес к медицинским знаниям и практической медицине своего времени. Афанасий знал Д. А. Гурчина и находился с ним в переписке.

Вместе с Афанасием Холмогорским Д. А. Гурчин составил русскую рукописную "Фармакопею". Интереся аптечного дела в России начала 18 века требовали популяризации аптечных лекарств, внедрение в медицинскую и лечебную практику фармакопейных лекарственных средств, которые продавались в аптеках. В "Фармакопее" Гурчина мы встречаем сиропы, электуарии, пилюли, порошки, специи, масла из трав, масла выжатые, мази, пластыри, водки духи, эссенции и пр. В "Фармакопее" перечислены также готовые лекарственные формы для отпускания населению из аптеки: "средство от ожога, мазь педикулерум, трохисцы пекторали, порошок слабительный" и т. д.

Учитывая, что в начале 18 века торговля лекарствами производилась в москательных и зеленных лавках, легко понять значение медицинской и фармацевтической литературы для сохранения народного здоровья. Нужно, впрочем, отметить, что в лечебниках Гурчина, наряду с рациональными лекарствами и полезными средствами народной медицины, приводятся и средства неприемлемые, исходя из современных понятий о лекарственных веществах.

Малоизученные материалы о деятельности Д. А. Гурчина и Афанасия Холмогорского, надо полагать, привлекут внимание советских историков фармации и позволят по-новому толковать этот плодотворный период в истории отечественной фармации.

6. Подготовка аптечных работников в 18 веке

На протяжении всего 18 века аптечное дело в России развивалось. Указом об учреждении губерний (1775) были организованы так называемые Приказы общественного призрения, на которые возлагалась обязанность заводить аптеки в городах. В начале 19 века (1816) аптек, находящихся в ведении Приказов общественного призрения, насчитывалось 24. Кроме того, было открыто много частных аптек. В 1789 г. был издан подробный устав о правах и обязанностях частных аптек.

Реформы медицинского и аптечного дела в 18 веке, рост аптек и лечебных учреждений вызывали большую нужду в фармацевтическом персонале. В течение 18 столетия Медицинской канцелярией делались неоднократные попытки привлечь молодых людей для подготовки их по фармации. Так, когда в 30-х годах 18 века был издан указ о призыве на военную службы "детей дворянских, офицерских, а также солдатских, рейтарских, пушкарских и прочих всякого звания служивых чинов и подьяческих", Медицинская канцелярия вошла в Кабинет министров с ходатайством, чтобы дети служащих ведомства Медицинской канцелярии командировались учениками в аптекарские огороды, а затем в главные аптеки для обучения "аптекарству". В своем ходатайстве Медицинская канцелярия ссылалась на регламент о полевых аптеках, предусматривающий фармацевтическую подготовку учеников в армейских аптеках. Ходатайство Медицинской канцелярии было удовлетворено.

В 1754 г. Медицинская канцелярия обратилась в Синод с просьбой запросить семинарии, не желает ли кто из воспитанников "поступить в учение медико-хирургии и фармации" в госпиталях и аптеках. Семинаристами, знающим латинский язык, было легче обучаться медецине и фармации.

В обращении Медицинская канцелярия писала о стремлении набирать студентов "из самых природных российских достойных людей". Предложение Медицинской канцелярии Синод разослал в Киев, Чернигов, Переяславль, Белгород и в Московскую славяно-греко-латинскую академию с приказом, чтобы желающие учиться "отпускаемы были без задержания".

По ходатайству Медицинской канцелярии, 1 февраля 1754 г. был издан указ "О бытии лекарям и аптекарям, обучающимся в России, всегда в их настоящем звании; и о недозволении им избирать другой род службы". Эти чрезвычайные мероприятия вызваны были тем, что лекари, очевидно, также и фармацевты, получив специальное образование, а следовательно, и офицерское звание, предпочитали служить в армии офицерами, чьи оклады были большими и продвижение по службе более быстрым. Это постановление касалось аптекарских учеников и гезелей (помощников аптекарей) русских и иностранцев, получивших образование за счет государства.

Круг фармацевтического обучения был следующим: ученик поступал в одну из аптек или аптекарский огород в обучение на 5 – 6 лет; затем, выдержав экзамен на гезеля, направлялся для прохождения службы в полевую аптеку на 2 – 3 года; после этого, выдержав экзамен на звание провизора (аптекаря), он получал право на самостоятельную фармацевтическую деятельность.

В качестве руководств в аптеках и аптекарских огородах имелись фармакопеи и травники. Название отдельных руководств, преимущественно по фармакогнозии, которыми пользовались в аптекарских огородах в середине 18 века, приведены Я. Чистовичем.

В 1784 г. последовал указ Медицинской коллегии, организованной в 1763 г. вместо Медицинской канцелярии, "О дозволении лекарям, лекарским и аптекарским ученикам вступать для усовершенствования по части медицины в хирургическую школу с С.-Петербурге и о призвании выдаваемых из сей школы аттестатов действительными".

7. Русская фармацевтическая литература 18 века

18 век – начало отечественной печатной фармацевтической литературы. На протяжении 18 столетия, особенно второй его половины, вышел ряд книг, посвященных отдельным лекарствам (чаще всего эти книги носили чисто рекламный характер), а также обширных руководств русских и иностранных авторов фармакогнозии, фармакологии и рецептуре.

Были составлены так называемые "Домашние аптеки", т.е. списки лекарств, которыми нужно пользоваться без назначения врача, с указаниями, в каких случаях какое лекарство употреблять, и с приложением рецептов.

Раздел "Домашняя аптека" в "Домашнем лечебнике" Х. Пекена (1765) содержал 17 рецептов, в книге врача московского почтамта И. Пфелера "Домашняя аптека" (1791) было 27 рецептов, в "Новом домашнем лечебнике" М. Пекена (1796) – 40 рецептов с наставлениями к приготовлению некоторых лечебных средств (настоев, отваров, и т. п.).

Должна быть отмечена написанная и напечатанная по распоряжению Медицинской коллегии "Фармакология" доктора Еллизена (1797). Она содержит описания лекарств с указанием их действия и терапевтического применения. В конце книги приведено "Расписание аптекарских вещей", положенных для полковых и батальонных аптек, из расчета на 4000, 2000, 1000 и 500 человек. "Расписание" содержит около 100 лечебных средств. Это "Расписание" роднит книгу Еллизена с изданными в России в 18 веке военными морскими фармакопеями, которые фактически являются табелями или каталогами постоянных запасов военных и военно-морских частей.

8. Военные и гражданские фармакопеи

В течение 18 века в России был издан ряд фармакопей, составленных русскими врачами и фармацевтами:

1. Pharmakopoeacastrensis (военная фармакопея) – 1765 г.

2. PharmakopoeaRossica (первая русская Государственная гражданская фармакопея) – 1778 г.

3. Pharmakopoeacastrensis (вторая военная фармакопея) – 1779 г.

4. PharmakopoeaRossica (Государственная гражданская фармакопея, переиздание) – 1782 г.

5. PharmakopoeanavalisRossica (Русская морская фармакопея) – 1783 г.

6. Эта же книга на русском языке, под названием "Аптека для Российского флота или роспись всем нужным лекарствам, коих по рангу корабля для шести месяцев вояжа в корабельном ящике иметь должно" - 1783 г.

7. Второе издание фармакопеи на латинском языке – 1784 г.

8. PharmakopoeaRossica (Вторая государственная русская фармакопея) – 1789 г.

9. Второе издание – 1799 г.

Наибольший интерес из перечисленных фармакопей имеют Морская фармакопея 1783 г. и Государственная русская фармакопея 1798 г.

Автором морской фармакопеи является Андрей Гаврилович Бахерахт (1724 - 1806) – доктор медицины, крупный деятель отечественной военно-медицинской службы. Медицинское образование Бахерахт получил в России и затем в Лейденском университете. С 1760 г. Бахерахт – руководитель медицинской службы Балтийского флота. Деятельность А. Г. Бахерахта была направлена на улучшение санитарных условий службы во флоте.