Смекни!
smekni.com

Канон врачебной науки и фармация Ибн Сины (стр. 2 из 5)

Обстановка в столице Хорезма в тот период для ученых была более благоприятной, чем в Бухаре. Хорезмшах Мамун поощрял развитие наук и искусств. При дворце шаха находились многие известные тогда ученые, поэты, художники и музыканты. В знаменитой «Академии Мамуна» объединились блестящие ученые во главе с Беруни Ученые Хорезма приветливо встретили Ибн Сину. Здесь в тесном кругу с великим ученым и мыслителем Беруни, медиком Абу Сахлем Масихи, математиком и астрономом Абу Насром ибн Ираком и другими видными учеными он мог вникать в суть различных философских вопросов и вести научные споры.

Научные диспуты и беседы с виднейшими представителями среднеазиатской культуры и науки помогли Ибн Сине углубить свои знания по ряду областей науки, особенно по медицине.

Как подлинный ученый – энциклопедист Ибн Сина с большим успехом работал почти во всех областях знания. В источниках упоминается свыше 450 названий его сочинений, а число дошедших до нас трудов около 240. Они охватывают такие области науки, как философия, медицина, логика, психология, «физика» (т.е. естествознание), астрономия, математика, музыка, химия, этика, литература, языкознание и др.

Однако Ибн Сина прославился главным образом благодаря своим трудам по философии и медицине. Из числа дошедших до нас филосовских трудов ученого упомянем «Книгу исцеления» («Китаб аш-шифа»), «Книгу спасения» («Китаб ан-наджат»), «Указания и наставления» («Ал-ишарат ва-т-танбихат») и «Книгу знания» («Да-ниш-наме»).

Ибн Сина использовал все ценное, что было выработано его предшественниками в области естествознания и философии и создал философию, ставшую вершиной развития теоретической мысли в странах Ближнего и Среднего Востока в эпоху раннего средневековья. Несмотря на противоречивость отдельных положений, философское учение Ибн Сины в условиях феодализма сыграло прогрессивную роль. В нем отчетливо выступает материалистическая тенденция, стремление противопоставить религии научные познания, основанные на опыте и логических доказательствах.

Определенный интерес представляют работы Ибн Сины по психологии. В этом вопросе он сделал большой шаг к материализму, ибо впервые пытался увязать отдельные виды психической деятельности человека с определенными частями головного мозга.

Общественно-политические взгляды великого философа свидетельствуют о том, что и в этой области он придерживался прогрессивных идеалов. Ибн Сина выступал за идеальное государство, население которого должно состоять из правителей, производителей и войска, и каждый должен заниматься полезной работой.

Ибн Сина с успехом занимался и другими науками. Он обладал широкими для своего времени познаниями в области химии, и ему приписываются несколько химических работ. Ибн Сина во многом содействовал последующему развитию химии, главным образом благодаря критике основного принципа алхимии, а именно, возможности превращения неблагородных металлов в благородные.

В области геологии он высказал оригинальную, близкую современной научной теории точку зрения на горообразование. По его мнению, горы образовались в результате 2 факторов: 1 – поднятие земной коры во время сильных землетрясений, 2 – действие потока воды, которая в поисках пути делает большие углубления в долинах и этим самым обусловливает образование больших возвышенностей.

Ибн Сина много занимался и вопросами ботаники, ибо как врач, он не мог не уделять должного внимания изучению растений, имеющих целебные свойства. Карл Линней (1707–17078), учитывая заслуги Ибн Сины в области этой науки, назвал вечнозеленое тропическое растение его именем – Авиценния.

Особенно велики заслуги Ибн Сины в области медицины. Его справедливо считают одним из величайших ученых медиков в истории человечества. По содержанию его труды можно разделить (за исключением «Канона») условно на три группы:

1) труды общего характера, в которых освещаются те или иные разделы медицины и некоторые ее теоретические вопросы;

2) труды о заболеваниях какого-либо одного органа или об одной конкретной болезни, например, о заболеваниях сердца и средствах его лечения, о болезни толстой кишки (куландж), о расстройствах функции половых органов;

3) труды по лекарствоведению.

Однако главным медицинским трудом Ибн Сины, принесшим ему многовековую славу во всем культурном мире, является «Канон врачебной науки». Это подлинно медицинская энциклопедия, в которой с логической стройностью излагается все, что относится к профилактике и лечению болезней. В «Каноне врачебной науки», а также в ряде специальных работ по лекарствоведению («Книга о лекарствах при сердечных болезнях», «О свойствах цикория», «О свойствах уксуса – лида» и др.). Ибн Сина не только объединил разрозненный опыт прошлого и дополнил его результатами собственных наблюдений, но и сформировал ряд принципиальных положений рациональной формации. Если Ибн Аббаз (930–994) указывал на благоприятные условия проверки действия в больнице, то Ибн Сина предлагает систему их испытания, включающую наблюдение за их действием у постели больного, постановку опытов на животных и даже некоторое подобие клинического испытания. При этом Ибн Сина считает наиболее надежным экспериментальный путь проверки действия лекарственных средств и предлагает «условия», обеспечивающие «чистоту эксперимента». В «Каноне врачебной науки» содержаться указания на необходимость выявления побочного действия лекарств, на наличие взаимного усиления их и взаимного ослабления действия лекарственных средств при их совместном назначении.

Ибн Сина связывал развитие рациональной фармации с применением лекарственных средств, полученных химическим путем. Эта идея, которую разделяли некоторые арабские и среднеазиатские ученые и врачи (Джабир ибн Хайян; Рази, Бируни и др.), была в дальнейшем развита алхимиками средневековой Европы, а также врачами эпохи Возрождения и Нового времени. Ибн Сина описал много новых лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. В частности, с его именем связывают первое применение ртути, которая в 10 в. добывалась в окрестностях Бухары, для лечения сифилиса. Им же как побочное действие ртути описаны проявления ртутного стоматита. Из перечня лекарственных средств, приложенного к Книге второй «Канона врачебной науки», около 150 значились в первых восьми изданиях русской фармакопеи.

2. Наследие Ибн-Сины и его влияние на последующее развитие науки

ибн сина доктор медицина

Ибн Сина обогатил сокровищницу человеческих знаний многими передовыми для того времени идеями и оказал громадное влияние на последующее развитие восточной и западноевропейской прогрессивной философии, медицины и других наук. Наследие Ибн Сины в течение многих веков привлекало внимание исследователей разных стран мира.

В своих философско-энциклопедических сочинениях «Справедливость» и «Восточная философия», «Книга исцеления», «Книга спасения», «Книга указаний и наставлений», «Книга знаний» и других Ибн Сина сумел преодолеть груз идеалистических традиций ислама. В противоположность религиозным легендам о сотворении мира Ибн Сина создает философскую систему, положившую в основу происхождения мира «те состояния бытия, которые происходят из самого бытия и неотъемлемо присущи ему»[4]. Ибн Сина верит в объективное существование материи, ее бесконечность, несотворимость и вечность.

В трудах Ибн Сины объяснены образование гор, долин, ущелий, возникновение пустынь, причины землетрясений, лунного и солнечного затмения, природа теплоты, света, радуги, небесных явлений и др. Доказывая их объективный, закономерный характер, он подрывал суеверные представления. Ибн Сина объявляет астрологию лженаукой. В книге «Опровержение приговоров звезд» он пишет: «Если бы астрология была наукой, то как же это? Ведь она чистейшая ложь и откровенный вздор!»[5] Большой вклад внес Ибн Сина в развитие геологии и минералогии. Геолого-минералогические воззрения ученого излагаются в «Книге исцеления», «Книге знания» и др. Он высказывал мысль, что горообразование связано с землетрясениями, происхождение которых объяснял глубинными геологическими перемещениями. В горообразовании значительную роль играет и вода, размывающая землю и способствующая образованию ущелий и горных плато. Ибн Сина писал, что современные населенные области в прошлом были необитаемы и были дном моря. Об этом свидетельствуют камни, в которых находят части водяных животных, раковины и др. Эти высказывания Ибн Сины шли вразрез с существовавшими в то время представлениями о Земле, как результате единовременного творения.

Взгляды Ибн Сины на воспитание и образование молодого поколения были прогрессивны в свое время и довольно близки к современным. Он один из первых ученых на Востоке дал стройную систему и описание приемов воспитания. Этому посвящены отдельные главы трактата «Тадбир ул-Манзил», «Канона врачебной науки», философского труда «Аш-Шифа», «Урджуза фит-тиб» и др. По убеждению Ибн Сины, воспитание ребенка должно начинаться с младенческого возраста, все внимание воспитателя должно быть обращено «на улучшение характера ребенка, на надлежащую направленность ухода, на то, чтобы всегда было налицо то, что он желает и к чему стремится, и не допускалось бы в его присутствии ничего такого, чего он не любит… от воспитания зависит как его нравственное, так и физическое здоровье» (Р, 1, 311).

Большое внимание Ибн Сина уделяет постановке правильного школьного воспитания, обращая серьезное внимание на личность воспитателя, участвующего в формировании характера будущего гражданина. По его мнению, в школе должны преподавать только хорошие учителя. Учитель должен быть мужественным, честным и сердечным человеком, хорошо знающим методы воспитания и правила морали. Нельзя допускать, чтобы ребенок учился в одиночку. Дети должны общаться друг с другом, заимствовать друг у друга хорошие манеры.