Смекни!
smekni.com

Выделение и сравнение феноменологических особенностей органических патологий мозга сосудистого и интоксикационного генеза (стр. 9 из 12)

Отличительной особенностью части исследуемой группы пациентов является то, что способность к абстрагированию на фоне общей интеллектуальной недостаточности была нарушена в меньшей степени, чем продуктивность мышления в целом.

У части испытуемых (35%) отмечается хорошая вербализация понимания переносного смысла простых метафор и распространенных пословиц. В пример были приведены похожие формулировки. Другая часть испытуемых способна объяснять переносный смысл только на конкретных примерах, понимание переносного смысла пословиц снижено из-за трудности абстрагирования от буквальной прямой трактовки смысла. 25% испытуемых вообще не были способны к абстрагированию.

Большая часть исследуемых пациентов с трудом устанавливала последовательности событий, отвлекаясь на малосущественные детали. Объяснение причинно-следственной связи фрагментарно, поверхностно. Осмысление целостности сюжета и подтекста сюжетной линии нарушено в большинстве случаев (88%), верное объяснение причинно-следственной связи было дано только в единичном случае (рис. 7).

У данной группы была грубо нарушена способность устанавливать простые логические связи и отношения между понятиями. Большая часть испытуемых (65%) была не способна устойчиво поддерживать заданных ход рассуждений, часто возникала необходимость в напоминании инструкции (рис.7). Допускались множественные ошибки по принципу конкретно-ситуативных связей. В единичных случаях наблюдалось преобладание ассоциативных связей между стимулами внутри одной пробы.

Например:

1. для супа нужна вода, крупа, соль, а для того, чтобы его съесть, нужна ложка (верный ответ: чай-сахар; суп-соль).

2. Руке-то нужна перчатка, и пальцы есть на руке, ну и нога ведь тоже нужна человеку (верный ответ: дерево-сук; рука-палец).

У остальных 25% испытуемых наблюдалось легкое снижение способности устанавливать простые логические связи и отношения между понятиями, были характерны трудности вербализации этих связей, и только в единичном случае способность устанавливать простые логические связи и отношения между понятиями не была нарушена.

При исследовании ассоциативных процессов 35% испытуемых не справились с заданием в связи с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Графическими особенностями остальных являлся сильный нажим, не доведение линий до конца, штриховка, отрывистость. Темп образования ассоциативных реакций в большинстве случаев был замедлен.

Ассоциативные образы, в основном, были конкретно-ситуативные, конкретные, в некоторых случаях сюжетные, ассоциации адекватны. Наблюдалось единичное присутствие атрибутивных образов. Как правило, было характерно формирование личностно-значимых персонифицированных образов.

Таким образом, можно сказать, что для больных с патологией сосудистого генеза характерна инертность, ригидность, снижение уровня обобщения и темпа мыслительной деятельности. Эти больные с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, с трудом справляются с вербальным материалом и требуют направляющей помощи. Тип решения задач интеллектуального плана преимущественно конкретно-ситуативный, наблюдается обстоятельность суждений и фрагментарность при выполнении заданий интеллектуального плана.

Исследование мышления больных с патологией интоксикационного генеза не выявило грубых нарушений аналитической сферы и способности к обобщению. В единичных примерах у 25% испытуемых был затруднен подбор обобщающего признака или понятия. Исключение производились преимущественно верно.

Особенностью выполнения задания на понимание условного смысла метафор и пословиц у всех испытуемых с интоксикационными патологиями являлись трудности вербализации и абстрагирования от буквальной прямой трактовки смысла пословиц и метафор на фоне общей сохранности интеллектуальных функций. Характерной особенностью больных с интоксикационной патологией являются отказные реакции от дальнейшего выполнения методики при интеллектуальных затруднениях. Причинно-следственные связи, как правило, все испытуемые устанавливали преимущественно верно, целостно определяли сюжетную линию, но осмысление подтекста наглядно-образного материала (последовательность событий) оказалось недостаточно у 50 % (рис. 6).

У большинства испытуемых способность устанавливать простые логические связи и отношения между понятиями была незначительно снижена, но в целом не нарушена. В единичном случае наблюдалось умеренное снижение способности построения логической связи. Особенностями выполнения заданий данной методики являлись трудности вербализации этих связей, иногда требовалась направляющая помощь экспериментатора.

Исследование ассоциативные образов показало их адекватность, конкретность, конкретно-ситуативность, в некоторых случаях сюжетность. Наблюдалось единичное присутствие атрибутивных образов. Было характерно формирование личностно-значимых персонифицированных образов. При выполнении данной методики наблюдалось хаотичное распределение рисунков, сильный нажим, прерывистость линий. Темп образования ассоциативных реакций был в пределах нормы.

Таким образом, у больных с патологией интоксикационного генеза мыслительная сфера в целом продуктивна, наблюдается тенденция к конкретности. Особенностью выполнения заданий интеллектуального плана является целостность. В некоторых заданиях присутствует тенденция к трудности вербализации общих понятий, обобщенных признаков и объяснения отношений и связей. При интеллектуальных затруднениях присутствуют отказные реакции.

3.1.4 Исследование личностной сферы у больных с органической патологией сосудистого и интоксикационного генеза

Для больных с сосудистой патологией мозга характерен невротический профиль. В 50 % случаев наблюдался пик профиля на третьей шкале. Фоном являлся умеренный пик на 6 шкале. Эти данные позволяют говорить о преобладании истероидного типа личности.

В 35% случаев пик на 6 шкале является более выраженным, чем пик на 3, что говорит об эпилептоидном типе личности. Пик профиля на шестой шкале указывает на аффективную ригидность, склонность к подозрительности, тенденцию к настороженному обдумыванию действий других людей, на вероятность более или менее выраженных межличностных конфликтов.

В единичном случае наблюдался пик на 7 и 8 шкале, что свидетельствует о шизоидно-психоастеническом типе личности. У больных с интоксикационными патологиями мозга в большинстве случаев (65%) преобладал эпилептоидный тип личности или черты эпилептоидного типа (25 %), о чем говорит пик профиля на 6 шкале. Лишь в единичном случае наблюдался гипертимный (маниакальный) тип личности с пиком профиля на 9 шкале.


3.2 Нейропсихологическая диагностика

3.2.1 Изучение зрительно-пространственного гнозиса у больных с органической патологией сосудистого и интоксикационного генеза

При исследовании зрительного гнозиса у больных с сосудистыми патологиями мозга у 45 % наблюдался распад структурной организации. Распад зрительной формы, выпадение и замена структурных элементов при срисовывании фигуры Тейлора наблюдались у 35% больных, лишь у 20% не было грубых нарушений организации зрительно-пространственных отношений. Все эти данные свидетельствуют о дефицитарности лобных структур у 45% больных и затылочных областей головного мозга обоих полушарий. Для большинства испытуемых характерна дезорганизация и функциональная недостаточность зрительно-пространственной организации, нарушения зрительной памяти, что подтверждает недостаточность затылочных отделов мозга.

Типичной ошибкой у больных с патологией интоксикационного генеза было отзеркаливание (в 100% случаев) и неспособность выделения фигуры (у 90% испытуемых), что говорит о функциональной недостаточности и дезорганизации зрительно-пространственных отношений. Как правило, наблюдаются искажение структурной организации при воспроизведении зрительного стимула по памяти. Все это в свою очередь свидетельствует о функциональной недостаточности теменно-затылочных областей ГМ.

Изучение оптико-пространственного гнозиса на примере понимания времени показало функциональное нарушение теменно-затылочных структур головного мозга у 35% исследуемой группы больных с сосудистой патологией. У испытуемых с патологией интоксикационного генеза грубых нарушений оптико-пространственного гнозиса выявлено не было.

Затруднения при узнавании фигур и выделении существенного образа у 30% больных с патологией сосудистого генеза, недостаточность синтеза образа, которая наблюдалась у 70% испытуемых, выявляют функциональную недостаточность затылочных отделов правого полушария головного мозга. В зависимости от степени патологии можно выделить выраженное снижение, нарушение синтетической функции или функциональную недостаточность, что свидетельствует о разной степени нарушения функционирования затылочных областей ГМ.

Нарушения зрительного сличения с образом у 70% исследуемой группы пациентов свидетельствует о функциональных нарушениях лобных отделов ГМ.