Смекни!
smekni.com

Чума плотоядных 2 (стр. 2 из 4)

2.4. Динамика патогенеза на нервной стадии чумы.
Если система иммунитета в силу каких-либо причин неадекватно отвечает на распространение вируса и не может его локализовать и уничтожить, воспалительные процессы поддерживаются длительное время. Считается, что 15-20% собак вследствие генетических особенностей обладают крайне низкой способностью к иммунному ответу при инфицировании (или иммунизации) вирусом чумы. Особенно это характерно для лаек, немецких овчарок, спаниелей и собак некоторых других пород.

Длительно текущий воспалительный процесс приводит к раззитию нервной стадии чумы, которая сопровождается повреждением мозга. Напомним, что в норме клетки мозга отделены от периферических клеток организма так называемым гематоэнцефалическим барьером (ГЭБ). В настоящее время в эту структуру включают очень плотный эндотелиальный слой сосудов мозга, их базальную мембрану и прилегающую к ним глиальную ткань. Этот барьер обеспечивает мозгу исключительную привилегированность, пропуская только "избранные" вещества для питания клеток и их регуляции.
Первоначальным этапом в развитии нервной стадии болезни является прорыв ГЭБ и проникновение клеток белой крови в спинномозговую жидкость (СМЖ). В настоящее время описано несколько механизмов его поражения.
Генерализованный воспалительный процесс (на стадии развития лихорадки) всегда сопровождается выработкой "медиаторов воспаления" -гистамина, брадикинина, серотонина и др., которые резко повышают проницаемость кровеносных сосудов. Весьма активную роль в этом процессе играет и гиалуронидаза, разрушающая мукополисахаридный комплекс сосудов. Важную функцию в процессе усиления сосудистой проницаемости выполняют иммунные комплексы "антиген-антитело" (особенно при избытке антигена), которые, сорбируясь на эндотелий кровеносных сосудов, оказывают на него токсическое влияние.
Установлено,что иммунные комплексы вызывают процессы агглютинации лейкоцитов и тромбоцитов на поверхности сосудистого эндотелия, индуцируя в них дегенеративные и склеротические изменения. Под их влиянием проницаемость капилляров резко повышается.

Действие этих факторов приводит к усилению проницаемости кровеносных сосудов. В результате на 10-15-е сутки с момента инфицирования клетки крови начинают мигрировать из кровеносного русла в периваскулярное пространство и формируют так называемые "периваскулярные воспалительные муфты" вокруг сосудов головного и спинного мозга. Вслед за прорванным таким образом гематоэнцефалическим барьером лимфоциты и фагоциты начинают усиленно мигрировать (обычно это начинается в области ретикулярной формации) в спинномозговую жидкость. Таким способом вирус проникает в мозг, как "пассажир" в лейкоцитах и начинает размножаться уже в мозговой ткани.
Установлено, что в мозге вирус размножается в основном в астроцитах и лимфоцитах причем, в астроцитах, за редким исключением, не происходит процесса полной сборки вируса. Это связано с отсутствием в них синтеза М-белка и, следовательно, невозможностью "одевания" нуклеокапсида в протеиновую оболочку.

В настоящее время известно несколько механизмов развития вирусиндуцированных энцефалитов и энцефаломиелитов. Патологический механизм разрушения мозговых структур при чуме плотоядных в основном связывают с развитием мощной реакции гиперчувствительности замедленного типа (ГЗТ). Сенсибилизированные против вируса Т-эффекгоры, проникшие сюда через прорванный гематоэнцефалический барьер, реагируя на клетки, пораженные вирусом либо просто на растворимые антигены вируса, начинают вырабатывать целый ряд сигналов (ишгрлейкинов), которые активируют близлежащие фагоциты. Развивается воспалительный процесс, сопровождаемый выбросом фагоцитами активных форм кислорода и различных лизосомальных ферментов.
Накапливаясь в мозговой ткани, богатой липидами, активные кислородные радикалы нарушают процессы перекисного окисления липидов (ПОЛ), вызывая тем самым каскады реакций, разрушающие липидный каркас олигодендроцитов.
В составе лизосомальных ферментов особо отмечают действие катепсина Д-кислой протеазы, которая расщепляет белок миелина преимущественно по фен-фен связям. В результате этого наблюдают явления первичной демиелинизации ("срывание" миелиновой оболочки) без повреждения самого аксона. Из-за повреждения олигодендроцидной изоляции нарушается проводимость нервного сигнала в головном и спинном мозге.
Известно также, что некоторые нормальные компоненты мозга воспринимаются организмом как чужеродные и при прорыве ГЭБ против них будет развиваться реакция, сходная с описанной выше.
Кроме того, нами установлено, что некоторые антигены вируса чумы плотоядных имеют общие антигенные детерминанты с компонентами мозговых структур. Поэтому формирование иммунитета против вируса чумы плотоядных автоматически приводит к усилению иммунных реакций против клеток собственного мозга, что проявляется клинически при прорыве гематоэнцефалического барьера. В этом случае процесс разрушения мозга может продолжаться, даже если вирус в организме уже погиб.

Некоторые исследователи отмечают, что при добавлении гипериммунных сывороток к зараженным вирусом чумы плотоядных клеткам мозговой ткани в последних резко возрастали процессы перекисного окисления липидов, в результате чего они быстрее и погибали.

Если рассматривать патологические процессы на тканевом уровне, то некоторые исследователи предлагают выделить три основных картины развития церебральной патологии:
• острый фатальный энцефалит, сопровождающийся поражением как белого, так и серого вещества, развитием некротических и дегенеративных процессов и быстрым летальным исходом;
• хронический мультифокалый демиелинизирующий энцефаломиелит, характеризующийся длительным развитием (подобное проявление можно наблюдать у человека при подостром склеротизирующем энцефаломиелите, вызываемом вирусом кори);
• хроническое, медленно протекающее заболевание, при котором у старых собак возникают рассеянные очажки поражений только в сером мозге. Клинически это проявляется ненормальными поведенческими реакциями животных. В зарубежной литературе эта болезнь получила название "old dog encephalit", и считается, что причиной её развития также является вирус чумы плотоядных.
Таким образом, в результате действия вируса и проявления иммунологических реакций у больных развиваются явления энцефалитов и энцефаломиелитов, с проявлением в острых случаях синдрома "отека-набухания" мозга. Происходит гиперсекреция СМЖ, сопровождающаяся перераздражением мозговых оболочек и корешков черепных и спинномозговых нервов. Немаловажную роль играют и аутоиммунные аллергизирующие явления.
Обобщая все вышесказанное, отметим, что в патологии развития энцефалитов и энцефаломиелитов у собак принимают участие как вирус чумы плотоядных, так и собственные клетки системы иммунитета, которые и вызывают разрушение липопротеидного каркаса клеток нервной глии.

3. Клинические симптомы
Характер развития патогенетических реакций обуславливает и клиническое проявление болезни. Основным симптомом первой стадии болезни, характеризующейся множественными воспалительными процессами, является повышение температуры тела (гипертермия) иногда до 41 °С. Она может проявляться постоянно или периодически опускаться до нормы (т.е. ниже 39°С).
В зависимости от особенностей тропизма заражающего штамма (а это может быть связано с особенностями Н-белка, ответственного за прикрепление к клетке) могут поражаться разные ткани.
Как правило, бывает выражено поражение респираторных путей (ворота инфекции). При этом отмечают гнойные (редко катаральные) выделения из носа (ринит) с образованием характерной корочки на крыльях носа, а также бронхит и иногда пневмонию, что сопровождается кашлем, тяжелым дыханием и одышкой.
Характерными симптомами чумы является так же катаральный (или гнойный) конъюнктивит.
При кожных поражениях отмечают усиленное слущивание эпидермиса (перхоть), а так же характерную кожную сыпь в области живота, паха и внутренней поверхности бедер. Шерсть становится тусклой и усиливается выпадение волос. Часто отмечаются гиперкератоз подушечек пальцев (твердая лапа).
При поражении тканей желудочно-кишечного тракта развиваются рвота и диарея, которые в редких случаях могут сопровождаться явлениями обезвоживания.
Эти признаки в той или иной комбинации проявляются в течение 4-6 недель, после чего наступает следующая стадия болезни - нервная. Довольно часто течение чумы у собак осложняется секундарной микрофлорой, поскольку в это время регистрируется выраженный иммунодефицит.
Необходимо иметь в виду,что такие клинические признаки наблюдают при так называемом "классическом" течении болезни. В практических условиях нередко встречается "стертое" проявление симптомов, что связано со специфической (иммунизация) или . неспецифической (порода, возраст) устойчивостью организма животного к инфекции. В редких случаях могут варьировать и сроки проявления лихорадочной стадии, что некоторые авторы связывают с особенностями течения болезни (острое, подострое, хроническое и т.д.). Встречающиеся на практике случаи внезапных нервных проявлений (чаще эпилептические припадки) можно объяснить исходя из механизмов патологических процессов, происходящих в мозге. Обычно в подобных случаях при тщательном сборе анамнеза устанавливают те или иные симптомы чумы (рвоту, диарею, бронхит), эпизодически проявляющиеся на протяжении 4-6 недель до начала нервных явлений, которые протекали крайне вяло и кратковременно.
Имеют место случаи, когда эпилептические припадки развиваются через 3 или даже 10 месяцев после того, как животное вылечили от чумы. Данное явление также можно интерпретировать как результат "незатухающих" иммунологических реакций против тканей мозга, которые могут поддерживаться в случае, если цитонепроницаемость ГЭБ не была восстановлена.
Таким образом, если болезнь не удалось оборвать на первой стадии, то симптомы, характерные для нервной стадии чумы, начинают проявляться через 4-6 недель после появления первых клинических признаков (но прорыв ГЭБ наступает значительно раньше, на 10-14-е сутки после начала инфицирования). Характер этих проявлений в значительной степени зависит от того, где сформировались патологические очаги воспаления.
Чаще всего вначале появляется челюстной синдром - периодические приступы частых жевательных движений челюстями, сопровождаемые обильным выделением слюны. Нередко нервные явления начинаются с небольшого подергивания какой-либо группы мышц (чаще на конечностях), которые' затем распространяются на другие части тела. Судороги различных групп мышц, пожалуй, самый распространенный клинический признак нервной стадии чумы. Что касается развития парезов и параличей, то они (на мой взгляд) в последние годы стали встречаться реже.
Важным клиническим признаком нервной стадии чумы являются эпилепсии. Нервные проявления могут начинаться сразу с возникновения эпилептического припадка, а могут эти припадки появиться уже, и в конце болезни, незадолго перед смертью. Как правило, нервная стадия сопровождается сильными головными болями, связанными с перераздражением мозговых оболочек. Животные сильно скулят (даже воют), особенно в спокойной обстановке. Очень редко наблюдаются невралгические боли, в результате которых животные могут разгрызать себе конечности или другие участки тела. Несколько чаще встречается потеря координации - "пьяная походка", сопровождаемая нарушением поведенческих реакций.
В целом развитие нервных явлений характеризуется неуклонным прогрессированием процесса - усилением амплитуды судорог и вовлечением все новых групп мышц. Периоды между эпилепсиями сокращаются, а количество и интенсивность приступов увеличиваются. Головные боли также возрастают и через 15-30 дней от начала нервных явлений животное погибает. Однако этот период может сильно варьировать. Иногда развитие нервных явлений внезапно обрывается, и животное может выздоравливать даже без какого-то бы ни было медикаментозного лечения. Клинические проявления болезни во многом зависят от особенностей инфицирующего штамма и его дозы, а также от характера секундарной микрофлоры, породы животного и многих других факторов.