Смекни!
smekni.com

Острый периостит челюсти (стр. 2 из 4)

При изучении с помощью внутрикожных проб и лабораторных тестов (показателя повреждения нейтрофильных лейкоцитов) микробной сенсибилизации организма больного к возбудителям, находящимся в очаге гнойного воспаления челюсти, было установ­лено, что у больных острым одонтогенным периоститом она возни­кает в ответ на действие некоторых бактериальных аллергенов. На аллерген стафилококка сенсибилизация организма была в 3 раза выше нормы, на аллерген стрептококка — в 2.

В возникновении острого одонтогенного периостита челюстей основным предрасполагающим фактором является микробная сен­сибилизация к стафилококку, частота и выраженность которой коррелируют с тяжестью и распространенностью процесса. При неосложненном остром одонтогенном периостите она регистрируется у 22% больных, а при осложнении его течения гной­ными процессами в околочелюстных мягких тканях — у 46 %.

Таким образом, участие механизмов аллергии объясняет при­чины развития одонтогенного воспаления, вызванного непатогенноймикрофлорой, и преимущественного поражения околочелюстных мягких тканей, возникающего при отдельных формах острых одонтогенных воспалительных заболеваний (М. М. Соловьев, И. Худояров, 1979).

По данным, полученным при изучении историй болезни пациентов с диагнозом острый периостит челюсти за время прохождения практики, можно считать, что наиболее частой причиной развития острых периоститов является обострение хронического периодонтита

( почти в 90 % случаев, что превышает литературные данные почти на 20%), реже - нагноившиеся радикулярные кисты, альвеолиты и ретинированные зубы ( примерно с одинаковой частотой). Прослеживается сезонность заболеваемости данной патологией – наиболее высокий процент обращаемости приходится на осенний период ( таблица 3 ). Частота встречаемости на нижней челюсти 64%, причиной возникновения воспаления наиболее часто являются первые большие коренные зубы ( в 19% случаев ), на верхней челюсти – 36%, наиболее часто причинные зубы – первые большие коренные зубы ( в 15% случаев ( таблица 4 ).

Таблица №3

Таблица №4

Верхняя челюсть – 36%

Нижняя челюсть – 64%

Клиническая картина.

Клинические проявления и течение ост­рого одонтогенного периостита челюстей разнообразны и во многом зависят от общей и местной реактивности организма больного, типа воспалительной реакции, вирулентности микрофлоры и локализации в воспалительного процесса. У одних больных заболевание протекает бурно, и признаки острого воспалительного процесса в околочелюстных тканях появляются почти одновременно с призна­ками острого воспалительного процесса в пародонте. В большин­стве случаев можно установить связь между возникновением периостита и предшествующими парааллергическими реакциями: переохлаждением, перегреванием, физическим или эмоциональным перенапряжением. У других больных, особенно со сниженной реак­тивностью организма, заболевание развивается более медленно, в течение 2 — 3 дней. Особенно часто такое течение процесса наблю­дается у лиц пожилого и старческого возраста, а также при нали­чии сопутствующих заболеваний, таких как сахарный диабет, нарушение кровообращения II — III степени, хронические болезни пищеварительного аппарата.

Причиной возникновения острого одонтогенного периостита нижней челюсти у 22,9 % больных является очаг воспаления, рас­положенный в тканях первых больших коренных зубов, у 17,8 % — третьих больших коренных зубов, у12,3 % — вторых малых корен­ных зубов. Развитие острого одонтогенного периостита верхней челюсти обусловлено у 24,8 % больных наличием очага воспале­ния в тканях первых больших коренных зубов, у 17,4 % — вторых малых коренных зубов, у 11,6 % — вторых больших коренных зубов.

При остром одонтогенном периостите воспалительный процесс развивается вестибулярно у 93,4 % больных и протекает в острой серозной форме у 41,7 %, в острой гнойной форме — у 58,3%. При этой форме острого одонтогенного периостита отслоение надкост­ницы на протяжении 1 зуба отмечают у 20 % больных, на протя­жении 2 зубов — у 56 %, на протяжении 3 - 4 зубов — у 24 %.

Больные жалуются на боль в зубе, усиливающуюся при при­косновении к нему языком или зубом-антагонистом, припухлость лица. В дальнейшем боль приобретает постоянный характер разной степени интенсивности. 3атем боль в зубе несколько уменьшается и появляется припухлость лица. Боль, которая ранее локализова­лась в области причинного зуба, в этот период характеризуется как боль в челюсти. У 8,9 % больных отмечена иррадиация ее по ходу ветвей тройничного нерва в область уха, виска, глаза. Общее состояние больных ухудшается, появляются слабость, голов­ная боль, нарушение сна, потеря аппетита, озноб, недомогание.

Парестезию нижней губы отмечают у 11,7% больных и опре­деляют только у тех из них, у которых воспалительный процесслокализуется на нижней челюсти в области больших и малых коренных зубов.

Температура тела у 92 % больных повышается: у 20 % —от 37 до 37,5 °С, у 28 % — от 37,6 до 38 С, у 44 % — от 38,1 °С и выше.

При остром одонтогенном периостите челюстей появляется отек мягких тканей, который может быть выражен в той или иной сте­пени. Локализация отека обычно довольно типична и зависит от расположения причинного зуба. В начале заболевания отек мягких тканей наиболее выражен. По мнению В. Г. Лукьянова (1972), величина отека зависит от строения сосудистой (венозной) сети надкостницы. При мелкопетлистой форме ветвления сосудов ниж­ней челюсти отек мягких тканей мало выражен, при магистральной (область бугра верхней челюсти, угла и ветви нижней челюс­ти) — имеет значительную протяженность. Выраженный отек мягких тканей вокруг пораженной области наблюдается у 67 % больных острым одонтогенным периоститом верхней и нижней челюстей.

При пальпации мягких тканей в месте расположения поднадкостничного воспалительного очага определялся плотный, болез­ненный инфильтрат. У 82 % больных регионарные лимфатические узлы были болезненны, увеличены, имели плотноэластическую консистенцию, но сохраняли подвижность. При локализации воспа­лительного процесса в области больших коренных зубов у 60 % больных острым периоститом наблюдалась воспалительная конт­рактура мышц. Ю. И. Вернадский (1985) различает три степени воспалительной контрактуры мышц: I — когда имеется лишь не­большое ограничение открывания рта; II — когда рот открывается на 1 см; III — когда челюсти плотно сведены и самостоятельное открывание рта невозможно. В остальных случаях ограничение открывания рта связано с боязнью широко открыть рот из-за боли, которая при этом возникает.

При осмотре полости рта в области пораженных зубов можно обнаружить гиперемию и отек слизистой оболочки переходной складки и альвеолярного отростка челюсти. В результате обследо­вания больных острым одонтогенным периоститом челюстей у 42 % выявлена его серозная форма, у 58%—гнойная. При переходе процесса в гнойную форму по переходной складке формируется валикообразное выпячивание — поднадкостничный абсцесс. Если гной расплавляет надкостницу и распространяется под слизистую оболочку, то формируется поддесневой (подслизистый) абсцесс.

Коронковая часть причинного зуба частично или полностью разрушена, кариозная полость и корневые каналы заполнены гни­лостным содержимым. В области зуба, послужившего источником инфекции, может быть обнаружен глубокий зубо-десневой карман. Иногда этот зуб бывает запломбирован. Болевая реакция на перкуссию причинного зуба отмечена у 85 % обследованных, а со­седних зубов (одного или двух) —у 30 %. Причинный зуб у 37 % больных становится подвижным. При возникновении острого периостита в результате альвеолита у 10 % больных мы наблюдали (в течение 2—3 дней) выделение гнойного экссудата из лунки удаленного зуба.

У 60 % больных выявлен острый гайморит, явившийся ослож­нением острого периостита верхней челюсти при локализации воспалительного процесса в области больших и малых коренных зубов.

При рентгенографическом исследовании челюстей характерные для острого периостита изменения не выявлены, обнаружены пред­шествующие процессу гранулирующий или гранулематозный перио­донтит, околокорневые кисты, полуретенированные зубы и др.

Изменений фагоцитарной активности нейтрофильных гранулоцитов периферической крови у больных не выявлено (исключением явились больные с наличием сопутствующих заболеваний). Резуль­таты исследования крови в начальный период развития заболева­ния указывают на увеличение количества лейкоцитов (9—12- 109/л), а иногда и выше. Лишь у некоторых больных число лейкоцитов находится в пределах нормы или же наблюдается лейкопения. Увеличение числа лейкоцитов происходит за счет сегментоядерных нейтрофильных гранулоцитов (70—76 %) и их палочкоядерных форм (8—20%). Количество эозинофильных лейкоцитов может снижаться до 1 %, а лимфоцитов — до 10—15 %. СОЭ увеличива­лась до 19—28 мм/ч, а иногда и более. У больных с острым одонтогенным периоститом выявлено увеличение в 2—4 раза (по сравнению со здоровыми людьми) активности ЩФ и КФ нейтро­фильных гранулоцитов периферической крови. Достоверных раз­личий в изменении показателей активности ЩФ и КФ нейтрофиль­ных гранулоцитов у больных с серозной и гнойной формами остро­го одонтогенного периостита не отмечено. У большинства больных в анализах мочи изменений не обнаружено, лишь у некоторых лиц с высокой температурой тела в моче появлялся белок (от следов до 0,33 г/л), иногда лейкоциты.