Смекни!
smekni.com

Характеристика сосудистой системы (стр. 3 из 5)

Изменения в наружной оболочке менее характерны. В ней также уменьшается количество эластиновых элементов, что в первую очередь обусловливает исчезновение наружной эластической оболочки. В мелких артериях адвентиций становится уже мало отличимым от окружающей ткани и, в конце концов, в области капилляров сходит совершенно на нет.

Крупные артерии. С увеличением калибра артериальная стенка изменяется иначе. Она утолщается, причем во внутренней оболочке делается все более и более заметным подэндотелиальный соединительнотканный слой. В нем увеличивается и число клеток, и количество эластиновых волокон. В средней оболочке эластиновыз элементы также начинают все более и более выступать на первый план. В более крупных артериях сети волокон замещаются эластиновыми пластинками, подобными внутренней эластиновой мембране, так что средняя оболочка приобретает все более и более смешанный мышечно-эластиновый характер.

Соответствующее увеличение содержания элаетиновых элементов нат блюдается и в наружной оболочке. Таким образом, наиболее крупные из числа средних артерий (например, общие сонные) постепенно приобретают структуру, напоминающую строение аорты. Эти крупные сосуды построены по эластическому типу, и в их стенке эластиновые элементы преобладают над всеми остальными.

В качестве примера эластической артерии мы рассмотрим структуру аорты (рис. 358). Внутренняя оболочка (tunica intima) (9) этой последней представляет большой интерес в том отношении, что она имеет сравнительно сложное строение, а также и потому, что многие патологические процессы начинаются именно в ней. Сложно устроенной в интиме аорты является соединительнотканная прослойка между эндотелием, состоящим из сильно вытянутых по оси сосуда клеток, и внутренней эластической оболочкой. Здесь удается различить следующие слои. Непосредственно под эндотелием лежит нерезко от него отграниченный подэндотелиальный слой (3). Последний состоит из тонкой фибриллярной ткани, которая содержит многочисленные клетки вытянутой или звездчатой формы (слой Лангганса). За слоем Лангганса идет участок, соответствующий внутренней эластической оболочке. Однако в эластических артериях эта оболочка представлена не сплошной мембраной, как в артериях мышечного типа, а густой сетью более тонких эластиновых волокон, в которой обычно удается различить внутренний циркулярный и наружный продольный слой. Благодаря такому строению внутренней эластической оболочки в аорте трудно точно установить границу между внутренней и средней оболочкой. В соединительнотканных частях интимы аорты встречаются и продольно расположенные гладкие мышечные волокна.

Так же как и в артериях среднего калибра, толщина интимы с возрастом увеличивается, достигая у стариков 1 мм.

Клетки ланггансова слоя и вообще вся внутренняя оболочка в аорте (а также вообще в артериях) играют весьма большую роль. Не исключена прежде всего возможность прямого превращения ланггансовых клеток в эндотелий; кроме того, несомненно участие внутренней оболочки во всех регенеративных процессах. При разрывах стенок артерий новообразование ткани идет из интимы, при сращивании сосудов друг с другом рубец образуется за счет интимы, в клетках интимы впервые появляются отложения липоидов в начале артериосклероза и т.д. Все это говорит за то, что клетки Лангганса, подстилающие эндотелий, обладают теми же свойствами, что и камбиальные подэндотелиальные клетки средних и малых артерий.

Средняя оболочка состоит из циркулярных мышечных волокон и большого количества эластиновых волокон и эластиновых окончатых мембран (рис. 358, 2, б), которых здесь так много,что они в значительной степени маскируют мышечные клетки. Почти все эластиновые мембраны имеют окончатое строение и расположены в средней оболочке аорты концентрическими слоями в числе 40—50. Более, тонкими пластинками они связаны друг с другом и с внутренней эластической перепонкой.

Исследования последих лет показали, что в основном веществе между эластиновыми пластинками в средней части описываемого слоя всегда имеются соли извести.

В стенках сосудов эластического и мышечного типа (артериях и венах), а особенно в аорте недавно обнаружено еще особое вещество, наибольшее количество которого располагается обычно и в продольном слое внутренней эластической оболочки, и в других частях интимы, а также и во внутренних слоях средней оболочки. Это вещество имеет мукоидный характер и красится метахроматично теми же красками, что и слизь; оно пропитывает участки тонкой фибриллярной ткани, в которой лежат эластиновые сети внутренней оболочки (хромотропное вещество).

Наружная оболочка аорты построена из фиброзной ткани с большим содержанием толстых эластиновых волокон, которые, так же как и коллагеновые пучки, имеют преимущественно продольное направление. В наружной оболочке аорты всегда встречаются пучки продольных гладких мышц. Кроме того, в наружной оболочке аорты, как и вообще во всех более крупных сосудах, проходят сосуды (уаза Уазогит), питающие ее стенку и главным образом среднюю оболочку (рис. 358, В, 5).

Таким образом, по строению своей стенки все артерии могут быть подразделены на три группы: артерии эластического типа (аорта, легочная артерия), артерии смешанного типа (сонная, подключичная и т.д.) и артерии мышечного типа (все остальные).

Количество эластиновых элементов в стенке артерий убывает в полном соответствии с уменьшением кровяного давления. В крупных сосудах эластиновые элементы придают стенке большую прочность, а кроме того, играют роль буфера, смягчающего, благодаря своей упругости, те резкие толчки, которыми сердце вгоняет кровь в сосудистое русло.

Вены

Средние вены. Строение вен среднего, или мышечного, типа, соответствующих типу рассмотренной в начале предыдущего раздела артерии, в общих чертах то же самое с той лишь разницей, что стенка вен оказывается всегда более тонкой, поскольку в ней гораздо меньше мышечных волокон (рис. 359).

В стенках вен мышечного типа (рис. 360 и 361) также можно различить три слоя: внутреннюю, среднюю и наружную оболочки. Внутренняя оболочка состоит из эндотелия, клетки которого имеют менее вытянутую форму, чем в артериях. Внутренняя эластиновая мембрана развита гораздо слабее, чем в соответствующей артерии, и почти не обособлена от лежащих кнаружи от нее эластиновых элементов средней и наружной оболочки. В венах эластиновая строма представляет такое же единое целое, как и в артериях. Кроме того, во внутренней оболочке обычно имеются продольные пучки мышечных волокон (рис. 360, 2). Подэндотелиальный камбиальный слой обнаружен также и в венах (рис. 354, В). Средняя оболочка развита слабо, и в ней преобладает коллагеновая ткань. Мышечные волокна, имеющие в общем циркулярное расположение, лежат отдельными пучками (рис. 360). Содержание эластиновых элементов также незначительно. Наибольшего развития в венах достигает наружная оболочка; однако и в ней преобладают продольно расположенные коллагеновые пучки, а не эластиновые волокна. Весьма часто в наружной оболочке (рис. 360, 3) вен встречаются значительные пучки продольных мышечных волокон.

Мелкие вены. Переход от вен к капиллярам совершается с горазда большей постепенностью, чем от артерий.

Раньше других исчезает здесь средняя оболочка: от нее остаются лишь отдельные циркулярные мышечные волокна, в свею очередь исчезающие еще задолго до перехода в капиллярную сеть, дольше сохраняется наружная оболочка, но и она до капилляров не доходит, так как самые мелкие (посткапиллярные) вены имеют еще строение капилляров и ничем, кроме своего диаметра, от них не отличаются.

Крупные вены. Что же касается изменения строения венозной стенки по мере приближения к главным венозным стволам, то здесь такой закономерности, как в артериях, совершенно не наблюдается.

Это вполне понятно, так как различные крупные вены находятся в разных гемодинамических условиях, в то время как для артерий эти условия более или менее одинаковы.

Как общее правило, можно отметить, что в венах верхней половины туловища и головы средняя оболочка развита гораздо слабее, а мышечных клеток вообще гораздо меньше, чем в венах нижней половины тела.

В некоторых венах мышечные волокна вообще отсутствуют; таковыми являются вены мозга, трабекулярные вены селезенки и вены костей. Зато в других венах эти волокна располагаются в три слоя (vv. iliaca, femoralis, poplitea, umbilicalis); в tunica intima содержится внутренний продольный, в tunica media — средний циркулярный, а в tunica adventitia наружный продольный мышечный слой.

Что же касается эластиновой ткани, то она в более крупных венах достигает значительного развития, причем ее элементы в средней оболочке имеют циркулярное, а в наружной продольное, направление.

Таким образом, по мере удаления от капилляров вены все более и более утрачивают свое типичное трехслойное строение, аналогичное строению соответствующих артерий.

Самые крупные венозные стволы - верхняя и нижняя полые вены — представляют особый интерес в том отношении, что, будучи стволами одинаковой мощности и вполне сходными по своему положению относительно сердца, они имеют стенку, устроенную различно. Это зависит от того, что по одной из этих вен кровь идет в направлении силы тяжести, по другой— в обратном направлении. Верхняя полая вена ни в средней, ни в наружной оболочке не содержит мышечных элементов, в то время как в нижней полой вене (рис.361) при почти полном отсутствии средней оболочки в наружной оболочке (А—А1) имеется слошной и довольно мощный слой продольных мышечных волокон. Вены, впадающие в сердце (полые и легочные), отличаются еще той интересной особенностью, что они в своих прилежащих к сердцу отрезках содержат в наружной оболочке поперечнополосатые мышечные волокна, являющиеся отпрысками миокарда предсердий. Кроме того, легочная вена отличается от всех других вен тем,что имеет очень хорошо развитый циркулярный мышечный слой, вследствие чего своим строением напоминает артерию.