Смекни!
smekni.com

История сестринского дела в России (стр. 2 из 3)

«Много было в ту войну патриоток, жертвовавших своим имуществом, но не много было пожертвовавших самими собой. Тут нужно было не только сострадание, но и самоотверженность, великодушие, твердость характера и помощь Божия. Ни разные лишения военного времени, ни ненастная погода, ни зной лета, ни гром орудий и осколки, ни ежедневные смерти, ни холерные и тифозные испарения, ничто не могло их удержать от добросовестного исполнения святого своего долга...».

из журнала «Русская старина»

Примером героизма в этой войне является Даша Севастопольская (Михайлова), первая в России сестра милосердия, которая безвозмездно помогала раненым и больным. Ее почин - помощь раненым в боях под Севастополем - считается официально признанным самым первым - с 8 сентября 1854 года (то есть за два месяца до приезда русских сестер милосердия из С.- Петербурга и сестер из Англии вместе с Флоренс Найтингейл).

Оборона Севастополя в период Крымской войны 1853-56 гг. вошла в историю города одной из самых ее героических страниц. Наряду с регулярными войсками в боях принимали участие жители осажденного города. Среди них была и одна из самых первых русских сестер милосердия - Даша Севастопольская. Была эта молодая женщина круглой сиротой, дочерью убитого в Синопском сражении матроса Лаврентия Михайлова. Некого было ей спрашивать, поэтому и решила сама помочь «браткам», чем может: продала свой дом, что стоял на окраине Севастополя, купила лошадь, бочонок спирту, бинтов, пластырей и иных медикаментов; оделась в матросский бушлат, сапоги и белую фуражку и отправилась за нашим отрядом на Альму, где ожидалось большое сражение. Пехота добродушно подшучивала над такой «морской кавалерией», но уже через день, когда полетела картечь да осколки ядер по рукам и ногам и «все разбитое, но еще живое» потянулось к тем кустам, где «пацаненок» в белой фуражке разложил свое нехитрое хозяйство. Засучив рукава, проворный «мальчишка» обмывал и бинтовал раны, нацеживая раненому чарку, чтобы унять боль. Изумленно глядели перевязанные усачи, угадывая все же в ловких, мягких руках и ласковом взгляде женщину: «Это же Ангел слетел сюда от престола Господня!». Всю войну пробыла Даша сестрой милосердия (среди других женщин-сестер ее видел позднее и Н. Пирогов). О ее самоотверженности и мужестве было доложено самому Государю Императору, и 16 ноября 1856 года Дарье Михайловой была вручена заслуженная награда: золотая медаль «За усердие!» на Владимирской ленте, а также 500 рублей серебром (по выходе замуж было также обещана 1 тыс. руб. на обзаведение, и в последствии она получила эти немалые по тем временам деньги). В тот день Даша Севастопольская стала первой в России женщиной из народа, получившей высокую награду. После войны Даша вышла замуж за рядового Максима Хворостова и действительно получила тысячу рублей, на которые купила трактир на Бельбеке, а затем уехала с мужем в Николаев. Позже она вернулась в свой родной город, где и жила до конца своих дней. Была похоронена в 1910 г. на кладбище юго-западнее Малахова кургана. В 1954 году, в дату столетия Обороны Севастополя, одна из улиц города - Четвертая, - была названа именем Даши Севастопольской, а в 2005 г. ей был поставлен памятник как героине Крымской войны и первой сестре милосердия.

В ночь на 28 августа 1855 г. русская армия вынуждена была оставить Севастополь. Несмотря на поражение, Императором Александром I было принято решение достойно отметить высокий героизм защитников города - впервые в истории России была учреждена медаль не «за победу» или «за взятие», а «За защиту Севастополя». Ею были награждены все участники обороны города, длившейся с 13 сентября 1854 г. по 27 августа 1855 г. Особым местом в указе было отмечено право на эту награду женщин, «которые несли службу в госпиталях или во время обороны Севастополя и оказали особенные услуги». Кроме того, по просьбе Великой Княгини Елены Павловны были вычеканены специальные 7 золотых и 145 серебряных медалей для выдачи сестрам милосердия в память об их служении. На одной стороне этих медалей перечислялись пункты в Крыму и Южной России, где сестры оказывали помощь раненым: «Севастополь, Перекоп, Бельбек, Бахчисарай, Симферополь, Херсон, Николаев». Для сестер же, работавших на Балтийском театре военных действий, предназначались медали с надписью: «Финляндия, Выборг, Свеаборг и Або». Чуть позже было выпущено еще 6 золотых и 200 серебряных медалей для Крымских сестер милосердия. Эту награду получили не только сестры Кресто-воздвиженской общины, но и Одесской общины Сердобольных Вдов, а также жительницы Севастополя. На этих медалях было отчеканено просто: «Крым - 1854 - 1855 - 1856 гг.». Сестры милосердия вернулись в С.-Петербург, и многие продолжили свою деятельность уже в мирной жизни. На частные пожертвования еще несколько общин, подобных Кресто-воздвиженской, возникли в Москве и С.- Петербурге, и лишь в 1868 г. Министром внутренних дел, в рамках государственной программы, было принято решение открыть ряд заведений по подготовке Сестер и Братьев милосердия. Это решение совпало с учреждением Общества Красного Креста, в ведении которого все подобные заведения стали состоять. Великая Княгиня Елена Павловна приняла в этом самое деятельное участие.

Сестры милосердия принимали так же участие в русско-турецкой войне (миссия Красного креста в Яссах 1877-1878 гг.), в Русско-японской войне (1904-1905 гг.), первой мировой войне (1914-1918 гг.).

Расцвет христианской женской медицинской помощи связан с образованием в 1854 году Кресто-Воздвиженской общины, организованной сестрой императора Николая I - великой княгиней Еленой Павловной. Во время Крымской войны (1853-1856 гг.) Эта община попала в непосредственное подчинение Н. И. Пирогову, который оценил способности таких сестер милосердия, как Е. Карцева, В. Щедрина, А. Стахович, Е. Меркулова, Е. Бакунина.

Н.И. Пирогов внес понятие о специализации в работе сестер общины: появились «хозяйки», «аптекарши», перевязочные и операционные сестры, появилось понятие «старшая медсестра» вместо должности «главной начальницы».

Пирогов Н. И. отстоял идею введения женского труда в госпиталях (до этого уход осуществляли в большей степени мужчины).

Н.И. Пирогов назначил Е. Бакунину старшей медсестрой Кресто - Воздвиженской общины. Она была твердо убеждена, что не религиозные, а моральные принципы важны в уходе за больными и ранеными. С ней не была согласна великая княгиня Елена Павловна и Е. Бакуниной пришлось расстаться в 1860 году с Кресто - Воздвиженской общиной, которая в дальнейшем стала прообразом РОКК (Российского Общества Красного Креста), созданного в Петербурге в 1867 году (его первоначальное название "Российское общество попечения о раненых и больных воинах", переименованного в РОКК в 1876 году).

Е.М. Бакунина считается родоначальницей сестринской службы и сельской медицины в России.

Основные принципы формирования общин сестер милосердия были сформулированы только к 70-м годам позапрошлого столетия.

Общины имели свой устав, утвержденный местным архиереем. В общины принимались физически здоровые и нравственно безупречные женщины в возрасте 20-45 лет. Престарелым сестрам обеспечивался пожизненный должный уход.

Среди крупных общин можно назвать Покровскую общину в Москве (1872 г.), Иверскую, Александровскую и Марфо-Мариинскую (основатель - княгиня Елизавета Федоровна-преподобномученица, впоследствии канонизирована Русской Православной Церковью).

Россия присоединилась к Женевской конвенции в 1867 г., и тогда же было создано общество попечения о раненых и больных войнах. С 1871 г. женщинам было разрешено работать в госпиталях и в мирное время. В 1897 г. Российское общество Красного Креста учредило в Петербурге институт, целью которого была подготовка мужчин для ухода за ранеными и больными. Срок обучения в институте составлял 2 года.

После революции в России существовало 109 общин и около 10000 сестер милосердия. Общество Красного Креста после революции претерпело ликвидацию, признание в 1921 году и возрождение в 1925 году. В 1938 году имущество Красного Креста передано различным наркоматам. Тем не менее, деятельность общества в тридцатые годы была кипучей. Появились отряды ГСО (готов к санитарной обороне) для взрослых и БГСО (будь готов к санитарной обороне) для детей. Возникли санитарные дружины, санпосты, население обучалось элементам ухода, оказанию доврачебной помощи.

Сёстры милосердия сыграли большую роль в уходе за ранеными и больными в Красной Армии и в борьбе с эпидемиями в годы гражданской войны. К 1940 г. обеспеченность средними медицинскими кадрами, по сравнению с 1913 г., возросла в 8 раз. В 1942 г. начинает выходить журнал «Медицинская сестра». В пятидесятые годы медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища, создана система среднего специального образования.

В 1993 была создана и принята философия сестринского дела. В 1994 г. создана Ассоциация Медицинских сестёр России, принимающая участие в работе Международного Совета сестёр.

В 1995 г. впервые в России Г.М. Перфильева, инициатор создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, защитила докторскую диссертацию на тему: «Сестринское дело в России».

История сестринского дела за рубежом

Основоположницей сестринского дела в мире является Флоренс Найтингейл (1820-1910 гг.), английская сестра милосердия, итальянка по происхождению (г. Флоренция), получившая образование в Германии в школе медсестер, основанной Ф. Флендером в 1836 году. Флоренс Найтингейл в 20 лет решила стать сестрой милосердия, но женщины ее круга не могли думать о профессии сестры и только в 33 года она осуществила свою мечту и стала ею. Работая в больнице, она понимала, что необходима школа для подготовки сестер.