Смекни!
smekni.com

Чудо целитель вода Мазнев Н. И. (стр. 5 из 38)

Вода в горной местности тоже не стоит на месте и не лежит на камнях. Часть влаги просачивается по трещинам разной ширины и глубины. По ним движутся подземные воды, которые называют трещинными. Породы, в которых больше всего трещин, залегают неглубоко. С увеличением глубины их водопроницаемость постепенно снижается, причем особенно резко — начиная примерно с 10-15 метров. Водоупором в этих случаях служат менее трещиноватые скальные породы. Трещины на глубине часто заполнены рыхлым глинистым веществом, что заметно снижает их водопроницаемость.

Подземные воды в сильно раздробленных породах — в зонах тектонических нарушений — называются трещин-но-жильными. Когда река или ручей пересекают такую зону, вода словно проваливается под землю. В обратном направлении по зонам тектонических нарушений могут поступать юве-нильные воды из недр земли.

Природные фонтаны

Если подземные воды ограничены сверху и снизу пластами водоупорных пород, то они оказываются зажатыми между ними и часто находятся под давлением. Если пробурить скважину сквозь верхний водоупорный пласт и вода поднимается по ней на некоторую высоту выше кровли водоносного горизонта или будет фонтанировать над землей. Такие воды называются напорными. Количество расположенных друг над другом водоносных горизонтов может быть различным. Например, в долине итальянской реки По существует 5 таких горизонтов, а в Северной Америке в районе города Батон-Руж обнаружено 14 водоносных пластов мощностью от 1,5 до 58 метров. При вогнутой форме залегания чередующихся водонепроницаемых и водопроницаемых пластов, давление, возникающее в наиболее низкой части такого подземного резервуара, оказывается настолько высоким, что при определенных условиях (пробуренная скважина, вырытый колодец) напорная вода по скважине или по колодцу поднимается выше уровня земли и фонтанирует. Такую воду называют артезианской.

Подводные источники

Источники подземных вод есть не только на суше, но и на дне морей и океанов. Уже много веков назад люди использовали подводные источники для получения пресной питьевой воды и пополнения её запасов на кораблях. Вблизи юго-восточного побережья Греции построена специальная плотина, которая ограждает донные источники и создает пресноводное озеро внутри моря. Эти воды идут на орошение полей. Источник около города Канны на Лазурном берегу Средиземного моря бьёт на глубине 162 м под водой. На итальянском побережье, около города Сан-Ремо пресные воды выходят на дне моря на глубине 190 м. Подземные реки в том же районе близ Ниццы впадают в море на глубине до 2000 м. При выходе на глубинах до 15 м пресная вода поднимается вверх, и рыбаки набирают её в бочонки. Но, как и надземные, подводные источники бывают не только пресные. Например, в глубоководных впадинах Красного моря солёность воды в 7 раз выше, а температура ее более 60 °С. Там бьют горячие соленые источники.

Родниковая вода

Лучшая вода — это вода родников, но не всех, а протекающих по чистой земле или по земле каменистой, где она лучше сохраняется от загнивания. Хороша также вода в роднике, открытом солнцу и ветру, и в потоке, текущем по глинистому руслу, поскольку глина очищает воду, забирает у нее посторонние примесИ, делает ее прозрачной. Но глина в русле должна быть чистой, без примесей ила, соли и др. К сожалению, распространённое представление о чистоте и целебных свойствах родниковой воды в наше время уже не в полной мере соответствует действительности. Воздух и почва отравлены множеством вредных веществ. Свинец из выхлопных труб автомобилей и продукты разложения пластмассы, диоксиды и ядохимикаты, нитраты и ртуть растворяются в ручьях, проникают в почву, разносятся талыми водами, проникая в почву до глубины в несколько десятков метров. Естественно, что родниковые и грунтовые воды, накапливая все эти продукты человеческого хозяйствования, не только теряют свои естественные благотворные свойства, но иногда могут представлять опасность для здоровья. И, тем не менее, остается еще множество родников, вода из которых способствует полноценному восстановлению физических и душевных сил.

Степень чистоты и целебных свойств источника, по народным верованиям, не была одинаковой в разное календарное время. По белорусским свидетельствам, самые массовые паломничества к родникам и святым источникам начинались весной после первого грома, т. к. считалось, что гром, преследующий чертей, очищает водоемы от нечистой силы. Родники (ключи, студеницы, криницы) и реки, стекающие с гор и возвышенностей, всегда были в почете у славян. К родникам ходили не только за святой водой. Чай, приготовленный Из ключевой воды, подавали к праздникам или к приходу гостей. Воду из родника брали с молитвой. За километр до родника уже нельзя было разговаривать и смеяться, а ходить туда можно только в первой половине дня. Считалось, что у родника можно было даже оставить свои беды и болезни. Воплощением этого представления является ритуал завязывания у источника белой тряпочки. Повсеместно было распространено поверье, что если прочитать у родника определенную молитву или заговор против болезни, жизненной неурядицы и тому подобного, а потом завязать на дереве у источника белую тряпочку, то твоя проблема в этом узле и останется. Делать это следовало на рассвете или закате. Кстати, развязывать узелки строго воспрещалось, иначе болезнь перекинется на развязавшего.

На Руси существовал такой интересный обычай, связанный с родником. При болезнях, приписываемых сглазу, рано до восхода солнца или на утренней заре отправлялись к ключу, зачерпывали воду по течению, сосуд с водой плотно закрывали и, возвращались домой. Шли туда и обратно молча, не оглядываясь, не здороваясь со встречными. При набирании воды старались опередить друг друга, чтобы набрать самую целебную, никем не потревоженную («непочатую») воду; при набирании воды бросали в источник монеты, хлеб, обращались к воде с ритуальными приветствиями и поздравлениями; на берегу и прибрежных кустах оставляли (как жертву источнику) свои платки, шейные кресты, лоскутки одежды и т. п. Возвратившись домой, опускали в принесенную воду три горячих уголька, комочек печной глины, щепоть соли и сбрызгивали этой водой больного или обливали его по два раза в сутки на утренней и вечерней заре с приговором: «С гуся вода, с лебедя вода, с тебя — худоба». Иногда давали больному испить этой воды, смачивали ею грудь против сердца и затем все, что осталось в чашке, выливали под притолоку.

Нередко использовалась для лечения речная и колодезная вода. Правда, целебной считалась лишь та, которая бралась до восхода солнца, пока никто еще ее не зачерпнул, так называемая непочатая вода. Причем, если воду для лечения брали из реки, черпать ее надо было обязательно против течения.

Однако на праздник Купалы (7 июля) целебными свойствами наделялась всякая вода. Поэтому в этот день все старались искупаться в каком-нибудь водоеме, твердо веря в то, что, если выкупаться между утреней и обедней, пройдут все болезни. Этот обычай сохранился среди нашего народа и по настоящее время.

Одним из самых религиозных представлений человечества была вера в благодетельных духов ключей и источников. В России источники часто считаются святыми, на места их выхода ставятся часовни. Особенным почитанием издавна пользуются целебные источники, благотворное действие которых приписывалось не естественным свойствам воды, а таинственному существу — духу ключа. Тот, кто хотел исцелиться, должен был прежде всего умилостивить божество, и отсюда возник обычай бросать в источник маленькие предметы высокой ценности: серебряные монеты, иголки, кольца й т. д. Чудодейственными и священными считались в народной традиции источники, стекающие с гор или бьющие из-под камней, из-под корней старых деревьев, а также «громовые» источники. По русским поверьям, «громовые» или «гремячие» источники появлялись от удара в землю грома. Обнаружив такие пробившиеся из земли новые ключи, крестьяне ставили рядом с ними часовни с образами. К таким источникам ходили больные в надежде на исцеление, здоровые — с целью предохранения себя от болезней. Во многих славянских лечебных заговорах встречаются образы ключевой воды (быстрых потоков), как средства «смывания» грехов и болезней или очищения от

'Вода в жи^и геловекА Ш 27

скверны. Целебные свойства приписывались родниковой воде в связи с тем, что она якобы вытекает из святого первоисточника; болгары называли его «материнский источник».

Колодезная вода

С родниками и колодцами в народе связано множество самых различных поверий. Чист, как родник, — говорили о честных людях. У казахов о тех, кто копал колодцы, слагали песни и легенды. Многие колодцы и родники посвящались отдельным людям, носили их имена. Никто не смел присваивать их себе и назвать своим именем. Потомки копателя каждый год очищали эти колодцы, чинили и освящали, угощая тут же всех, присутствующих. Люди верили, что за устройство колодцев Бог пошлет дожди и даст им царствие небесное. Белорусы считали, что нельзя есть в погребе и над колодцем, а украинцы— что идя к колодцу нельзя есть, заведутся жабы. По этим же поверьям считалось, что количество колодцев и родников взаимосвязано с числом звезд на небе. И если вырыть новый колодец, то зажигается новая звезда. И наоборот, если засохнет колодец или засыпать родник, то погаснет и звезда. Поэтому, говорили старики детям, если желаешь иметь на небе свою звезду — выкопай колодец или расчисти родник. У народа по отношению к колодцу сложились уважительно-экологические традиции. Кринице было принято кланяться, освящать, давать собственные имена, обращаться к воде и колодцу по имени, чистить колодцы, после первого грома мыться в колодезной воде.