Смекни!
smekni.com

Женщины-врачи (стр. 2 из 2)

В 1864 г. Н. П. Суслова уехала в Цюрихский университет. Все такая же скромная и застенчивая, она проявила необычайное упорство и, конечно, талант, занимаясь наукой и тем самым, утверждая равноправие с мужчинами. В 1867 г., после блестяще сданного экзамена, с дипломом доктора Надежда Прокофьевна вернулась на родину. Все русские газеты заговорили об этом выдающемся и беспрецедентном событии. То был триумф!

В числе первых поздравителей был А. И. Герцен, который внимательно следил за женским движением в России, а Суслову знал с 1865 г., когда она приехала к нему "на поклон" в Женеву. "Эта девушка очень умная - жаль, что ты ее не увидишь",- писал он тогда дочери. Еще раньше Герцен познакомился со старшей сестрой Надежды Прокофьевны, также замечательной в своем роде женщиной.

И. М. Сеченов, поздравивший Н. П. Суслову с окончанием университета, но уже предвидевший будущие осложнения, так писал в статье, опубликованной в "Санкт-Петербургских ведомостях": "Грустно было бы думать, что даже подобные усилия, столь явно искренние по отношению к цели, могут быть потрачены даром; а это возможно, если они встретят равнодушие в нашем обществе".

Опасения Сеченова оказались не напрасными: по возвращении на родину Н. П. Суслова должна была, как уже отмечалось, сдать повторный экзамен перед специальной комиссией. Первая женщина-врач с честью выдержала и это испытание. В начале 1868 г. русские газеты сообщали о том, что Сусловой "разрешено будет практиковать в России на правах медиков, кончивших курс в иностранных университетах".

А. И. Герцен в свойственной ему остроумно-саркастической манере отозвался на это сообщение. "Женщина и священник, за которыми признали права человека" - так назвал он заметку. "Мадемуазель Суслова,- говорилось в ней,- блестящим образом завершившая в Цюрихе свое медицинское образование и получившая диплом доктора, недавно закончила сдачу экзаменов в Петербурге”.

В успехе сомнения не было. Внушала страх другая опасность - пол мадемуазель Сусловой. Факультет вышел на этого положения довольно хитроумным способом. Он подошел к Сусловой как к доктору, получившему диплом в иностранном университете. А поскольку обладатели иностранных дипломов после сдачи экзамена пользуются правом на получение докторской степени и в России, профессора признали мадемуазель Суслову доктором медицины". Не скрывая восторга. Герцен информировал свою дочь Тату о публикации в Петербурге в 1868 г. докторской диссертации Сусловой "Прибавление к физиологии лимфатических сердец". Он ошибался только, называя ее "мадемуазель". В 1865 г. Суслова познакомилась в Цюрихе с Ф. Ф. Эрисманом, который в 1868 г. стал ее мужем и вместе с нею переехал в Россию, где приобрел известность как общественный деятель и крупный ученый, основоположник научной гигиены в России. Их брак распался в 1874 г.

Итак, Надежда Прокофьевна Суслова ценой больших усилий, напряженного труда и мужества добилась своей цели: получила высшее медицинское образование, была признана в России, получила врачебную практику, почет и уважение в своей стране. Личным примером она доказала равноправие мужчины и женщины, показала, что женщина не хуже, чем мужчина, может учиться и стать специалистом в своей области.

Врачебный диплом Н. П. Сусловой дал мощный толчок стремлению русских женщин обучаться в заграничных университетах (за неимением доступа в отечественные). Среди ее последовательниц - всемирно известные Софья Ковалевская и Вера Фигнер.

Л. Ф. Пантелеев, описывая судьбу ученых русских женщин, замечал, что "счастливее всех была Н.П.Суслова, которая по colloquim'у не только получила права, но и умела приобрести обширную практику, став любимицей своих пациенток".

Н. П. Суслова стимулировала борьбу за высшее образование и в самой России: в декабре 1867 г. она блестяще выдержала экзамен в Цюрихском университете, а в это время в Петербурге Е. И. Конради подготовила свою записку о необходимости высшего образования для женщин. Если даже совпадение во времени - чистая случайность, то безусловная внутренняя связь двух этих событий - вне сомнения.

Наконец, под влиянием Сусловой и при ее участии в Петербурге открылись первые Женские фельдшерские курсы при Екатерининской больнице, которые в 1872 г. преобразовались в Курсы ученых акушерок при Медико-хирургической академии, а в 1876 г. стали самостоятельными Женскими врачебными курсами.

Надежда Прокофьевна Суслова всей своей жизнью доказала преданность науке. Но не только в ней одной она видела смысл своей жизни. Вполне естественным был переход этой просвещенной женщины к участию в освободительном движении, в радикальных кружках, то есть стремление к свободе во всех отношениях, а не только в области образования.

Яркая и многогранная жизнь Сусловой оборвалась в 1918 г. в Крыму, где с 1892 Надежда Прокофьевна жила в имении родственников. Памятник тех лет - ее повесть "Из недавнего прошлого", интересная автобиографическими материалами. Судя по повести, Суслова до конца своих дней сохранила верность идеалам молодости, веру в знания, просвещение, необходимость служить людям, делая добро...

Вклад первых русских женщин-врачей в развитие медицины

В период Крымской войны впервые были использованы силы и знания женщин для медицинского обслуживания армии. Их деятельность на передовой и в госпиталях, внимание к нуждам русского солдата снискали себе общую любовь и уважение современников. Инициатором женской помощи в армии был великий хирург, горячий сторонник женской эмансипации Н.И.Пирогов. Он признавал приниженное, угнетенное положение женщины в обществе: "Женщины должны занять место в обществе, более отвечающее их человеческому достоинству и их умственным способностям". В отличие от Вернадской Пирогов считал, что путь к эмансипации женщины лежит через изменение системы воспитания: "Если женские педанты, толкуя об эмансипации, разумеют одно воспитание женщины, они правы. Если же они разумеют эмансипацию общественных прав женщины, то они сами не знают, чего хотят. Женщина эмансипирована и так уже, да еще может быть более, нежели мужчина. Не положение женщины в обществе, но воспитание всего человечества, вот что требует перемены".

В условиях быстрого развития общественного движения в годы, наступившие вслед за поражением Росси в Крымской войне, активизировалось осуждение проблем равноправия и самостоятельности экономической и нравственной свободы женщин.

Женщины с целью добиться большей независимости и самостоятельности, стремились освоить новые профессии. Многие повышали свой образовательный уровень. Женщины стали посещать женские курсы, поступали в женские училища, посещали лекции в Медицинской академии, университетах. В Киевском университете только одна женщина выдержала экзамен на звание врача.

Варвара Александровна Кашеварова родилась в 1843 году. В 15 лет она поступила в повивальный институт великой княгини Елены Павловны, закончила его с отличием. На экзамене перед авторитетной комиссией она просила в качестве награды за признанные ее успехи, позволить ей продолжить изучение медицины. В 1863 году Варвара Александровна поступила в медицинскую академию. В 1868 году В.А.Кашеварова получила впервые диплом женщины-врача в России, она же первой через несколько месяцев была принята в члены Медицинского общества.

Министерство народного просвещения не нашло возможным утвердить избрание Московским университетом доктором медицины Дочаковской приват-доцентом на кафедру гистологии, так как действующим уставом "не предусмотрено допущение лиц женского пола к преподаванию в университетах".

В 1872 году в Петербурге при Медико-хирургической академии были созданы первые в Европе женские врачебные курсы. Их цель была выражена в приобретении слушательницами права на самостоятельную врачебно-акушерскую, женскую и детскую практику.

В Петербурге, во время борьбы с оспенной эпидемией, одна из немногих женщин, занимавшихся до этого в качестве бесплатных ординаторов в больницах военного ведомства и других, госпожа Бегак была назначена заведующей городской больницей.

Первый выпуск Высших врачебных женских курсов, основанных при Медицинской академии, оказался исключительно сильным. Он дал России более двадцати энергичных и деятельных земских врачей, среди которых особенно выделялись А.К.Ангелова, В.П.Матвеева, О.А.Машковцева, Н.А.Субботина-Бантле, А.Н.Шульц, П.Н.Тарновская, А.Н.Шабанова, Р.А.Павловская, Ю.И.Заволжская.

В земствах в участок входило до двести деревень, каждый день проходило по 50-100 больных, рабочий день длился до двенадцати часов, не считая ночных вызовов и приготовление лекарств. И тем не менее из года в год число женщин-врачей в земствах росло.

В Московской губернии заметный след своей профессиональной деятельности оставили Н.П.Суслова-Эрисман и А.Г.Архангельская, основательница больницы на ст.Апрелевка Киевской железной дороги; в Саратовской губернии врач и писательница В.И.Дмитриева.

Среди беднейшего населения Петербурга своей деятельностью широкую известность снискали первые думские женщины-врачи. В 1883 году на должность думских врачей Петербурга Санитарной комиссией было утверждено 7 женщин-врачей, которые работали в окраинных районах Петербурга. Нарвская часть столицы обслуживалась Е.Ф.Вольфсон, Александро-Невская - Е.С.Васильевой, Рождевственская - Е.Н.Сабининой, Заречье-Васильевская часть с Суворовским училищем - М.Ф.Колоколовой, Выборгская - Е.И.Сахаровой и центральная часть Петербурга - С.В.Шменан.

Одной из первых женщин-врачей в России была демократка по убеждениям Анна Николаевна Шабанова. В 1878 году она стала ассистенткой при детской клинике Николаевского военного госпиталя. А.Н.Шабанова писала: "Чтобы жить, недостаточно бороться за свое существование, нужно бороться и за жизнь других".

При ее содействии в 1892 году был открыт первый женский медицинский институт. С 1897 года она являлась председательницей "Женского клуба" в Петербурге, занимающегося организацией женского труда. В 1912 году она выпустила книгу "Истории женского движения в России".


Заключение

Труд врачей был очень тяжел. Пионеркам врачебного дела пришлось пробить твердую броню невежественности, предрассудков и недоброжелательности, чтобы доказать свою правоспособность. На войне, в земствах, в городах и в глухих деревнях женщины-врачи работали наравне с мужчинами. Женщины работали и на поприще науки, и как преподавательницы гигиены, и в качестве ассистенток при клиниках, работали без прав, и порой без всякого вознаграждения. Достойны восхищения труд и упорство первых русских женщин-врачей. Несмотря на запреты, унижения, они все-таки добились своего, став врачами.

Список литературы:

1. Сорокина Т.С. История медицины: в 2-х т. - М.: Изд-во РУДН, 1992. -Т.1.-213с.

2. Тончу Е. Женское предпринимательство в России // Как организовать свое дело. СПб, Общество "Знание" России, 1998. С. 1-32.