Смекни!
smekni.com

Народная медицина целительство в современной России (стр. 2 из 3)

Ответственность могла бы легко вырождаться в желании превосходства и господства, если бы не было уважения в любви. “Уважение – это не страх и благоговение, это способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность”. Таким образом, почтение предполагает отсутствие эксплуатации. “Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось, чтоб он был, в качестве средства моих целей”.

“Уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание”. Фромм рассматривал любовь как один из путей познания тайны человека, а знание как аспект любви, являющийся инструментом этого познания, позволяющий проникнуть в самую суть.

Существует несколько “видов” любви, которые Фромм называет “объектами”: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к богу.

Под братской любовью Фромм понимает любовь между равными, которая основывается на чувстве, что все мы одно. “Любовь начинает проявляться только тогда, когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях,”—пишет автор. Материнская любовь, которую я бы назвал любовью родительской, не деля ее на чувства отца и матери, по Фромму – это привязанность к беспомощному существу. О любви к себе философ говорит как о чувстве, не испытывая которого, не возможно любить кого-то другого.

И для сексуального, и для эротического чувства Фромм использует один термин – “эротическая любовь”. В качестве ее главного принципа автор выделяет слияние, и в физическом смысле, и в духовном. Однако когда философ начинает описывать конкретные проявления эротической любви, то обнаруживает, что физический аспект близости без духовного единения не способен ее удовлетворить. “Если бы восприятие другого человека шло вглубь, если бы постигалась бесконечность его личности, то другого человека никогда нельзя было бы познать окончательно – и чудо преодоления барьеров могло бы повторяться каждый день заново. Но у большинства людей знакомство с собственной личностью, а тем более с другими слишком поспешно, слишком быстро исчерпывается. Для них близость утверждается прежде всего через половой контакт. Поскольку отчужденность другого человека они ощущают прежде всего как физическую отчужденность, то физическое единство принимают за ощущение близости”.

В данном отрывке для нас важно выделение двух аспектов в понимании эротической любви Фроммом. Во-первых, это достижение единения с другим через физическую близость, и, во-вторых, это достижение единения с другим в бесконечном познавании другого через физическую близость. В первом случае все переживания концентрируются на факте самой физической близости. Во втором – на другом, который постигается через эту близость. С Фроммом вполне можно согласиться, когда он подчеркивает несамодостаточность чисто сексуального аспекта в любви: “Половое влечение создает на краткий миг иллюзию единства, однако без любви оно оставляет людей такими же чуждыми друг другу, какими они были прежде. Иногда оно заставляет их впоследствии стыдиться и даже ненавидеть друг друга, потому что, когда иллюзия исчезает, они ощущают свою отчужденность еще сильнее, чем прежде”.

Далее в этой главе идет описание любви к Богу, что я предпочёл бы обойти своим вниманием.

Третий раздел книги называется “Любовь и ее распад в современном обществе”. Многие мысли и идеи тесно переплетаются или уже даже были упомянуты в предыдущих главах. Но тут я хотел бы процитировать один абзац, который мне кажется наиболее верным. То есть очень часто встречается заблуждение, иллюзия того, что “любовь обязательно означает отсутствие конфликтов. Так же люди привыкли думать, что боли и печали надо избегать при любых обстоятельствах… И они находят верные доводы в пользу этой идеи в том, что столкновения, которые они видят вокруг, оказываются лишь разрушительным взаимным обменом, который не несет ничего хорошего ни одной из сторон. На самом деле, для большинства людей ссоры являются попытками избежать действительных конфликтов. Это скорее несогласие по незначительным и поверхностным вопросам, по самой своей природе не поддающимся прояснению или разрешению. Действительные конфликты между двумя людьми служат не тому, чтобы что-то скрыть или свалить на другого человека, а переживаются на глубоком уровне внутренней реальности, из которой они исходят. Такие конфликты не разрушительны. Они ведут к прояснению, они рождают катарсис, из которого оба человека выходят обогащенными знанием и силой”.

И последняя глава, самая маленькая, “Практика любви”, где Фромм сразу предупреждает тех, кто ждет каких-либо предписаний типа “do-it-yourself”, что такого не будет. Автор лишь выделяет общие требования и черты характера, необходимые в любом искусстве, будь то музыка, медицина и, конечно, любовь.

Прежде всего, философ выделяет дисциплину как критерий, но именно дисциплину всей собственной жизни. Второй аспект – сосредоточенность, то есть овладение каким-либо искусством должно стать предметом наивысшего сосредоточения, не должно существовать ничего более важного, чем это занятие. Третий фактор – терпение. Последним условием является высшая заинтересованность в обретении мастерства в этом деле. “Если искусство не является для него предметом высшей важности, ученик никогда не обучится ему. Он останется, в лучшем случае, хорошим дилетантом, но никогда не станет мастером. Это условие столь же необходимо в искусстве любви, как и в любом другом”.

Далее Фромм рассматривает качества, необходимые для способности любить: преодоление собственного нарциссизма, разум, смирение. Все эти три черты автор сводит к одному определению: “любовь, будучи зависима от относительного отсутствия нарциссизма, требует развития смирения, объективности и разума. Вся жизнь должна быть посвящена этой цели”.

В общем, я хотел бы сказать, что это прекрасная книга, которая позволила мне понять многое, но в то же время и заставила задуматься над другими вещами, не только относительно любви. А закончить эту главу я хотел бы цитатой Эриха Фромма, что “любовь – это чертахарактера, она должна обязательно присутствовать не только в отношениях к своей семье и друзьям, но также и к тем, с кем человек вступает в контакт на работе, в делах, в своей профессиональной деятельности. Здесь нет “разделения труда” между любовью к своим и любовью к чужим. Напротив, условием существования первой является существование второй”.

3. «Русская» философия любви

Философия любви «открыта» в России В.Соловьевым. Его эротическая сентенция выросла из трудов Платона и определила пять путей движения русской мысли о любви.

Первый,»адский путь»,характеризует разврат и аномалии пола. Этому вопросу уделяли внимание также Бердяев и Карсавин. Саморазрушение развратного сознания описывалось Флоренским.

Второй, «путь животных», представляет физику Эроса. Пальма первенства на этом поприще принадлежит фрейдизму и изучению сферы бессознательного. Вышеславцевым рассмотрена «этика сублимации», а Жураковским - теория гениальности как сублимированной «половой энергии».

Третий, «человеческий путь» философия брака. Этот аспект,в частности, представляется Розановым , Жураковским , Троицким.

Четвертый, аскетизм «по ангельскому чину», реализован как тема Вечной Женственности. Полемическое отношение к духовному Эросу демонстрирует С. Булгаков.

Пятый, «совершенный и окончательный истинно перерождающей и обожествляющей любви». В эротической утопии Соловьева установлена теология восстановления целостного человека в единстве трех, разобщенных в его судьбе, начал: «истинного андрогинизма», духовной телесности и богочеловечности. Затем Флоренский объясняет этот процесс в терминах «восхождение» – «нисхождение», а большинство философов религиозного ренессанса – в контекстах мирового диалога Бога и человека.

Русская мысль ХХ века рождена интуициями Вл.Соловьева. Последователи охотно выращивали самостоятельные ментальные ответвления из ветвей его системы, но немногие к завершению пути остались с Учителем. Происходило самоотрицание традиции: целые системы философского знания (антропология, персонализм, философия мифа и имени) образуют своды уже далеко в стороне от исходного мировоззренческого топоса.

Любовью жив человек – такова вечная сентенция. Эпатирующую церковь плоти и религии семьи сотворил В.Розанов. Человек предстал как носитель эротического здоровья. Содержание Эроса выводится из глубины личного быта.

Эрос предстает «язычником» по природе, поэтому русской христианской философии в сфере эротических интуиций предстояли серьезные испытания на верность святоотеческому преданию.

Ярким приверженцем «четвертого пути» является С.Булгаков. Так, по поводу любви одновременно к двум партнерам он пишет: «Это красивое уродство, легко переходящее в извращенность, обычно сопровождается донжуанской потребностью новых переживаний влюбленности. Оно свойственно натурам артистическим, художникам и поэтам, которые нередко рождают своих детей в мире «астральном», смешивая его с духовным. Этот духовный склад находится в связи и со своеобразным нарушением духовного и эротического равновесия…при особенной жажде жизни,»метафизическом эгоизме».

В этом отразилась борьба двух типов эстетики жизни: романтическо-символического, в котором жизнь превращается в искусство (личное отношение - по модели литературного сюжета, театрализация поведения, богемный эстетизм, игра в ролевые маски, «демонизирование» реальности) и православно-аскетического, в соответствии с которым «не только частное произведение творчества, но и вся жизнь человеческая должна стать обретением гениальной темы и талантливым ее исполнением» .