Смекни!
smekni.com

Роль провизора в обеспечении работы аптечного учреждения (стр. 3 из 14)

Что касается повседневной практики, то необходимость уделять особое внимание профессиональному консультированию как одной из основных функций (и, в то же время, услуг) аптечного предприятия, осознается все большим количеством руководителей аптек и аптечных сетей. В рекламных текстах, на «аптечных» web-сайтах (в том числе, и интернет-аптек), на информационных стендах и табличках в самих аптеках, все чаще можно встретить словосочетания «провизор-консультант», «врач-консультант», «продавец-консультант». Конечно, подобная рекламная стратегия является, в первую очередь, маркетинговым ходом, позволяющим привлечь дополнительное количество посетителей за счет повышения качества консультационных услуг, придания им современной и более удобной для покупателей формы. Кроме того, многие аптечные предприятия работают в очень интенсивном ритме, и необходимость оперативно обслуживать покупателей нередко приводит к снижению качества консультационных услуг.

В условиях большого наплыва посетителей провизору (фармацевту) за кассовым аппаратом («за первым столом») бывает трудно спокойно и доверительно побеседовать с покупателем, грамотно и квалифицированно проконсультировать его. Поэтому наличие в штате аптечного предприятия «освобожденного» провизора-консультанта позволяет оптимизировать работу с населением. В то время, как консультант, проводит конфиденциальную беседу с обратившимся к нему посетителем, выслушивает его, задает необходимые вопросы, решает, не нужно ли порекомендовать человеку обратиться к врачу, помогает в случае необходимости осуществить выбор конкретных лекарственных препаратов, предоставляет необходимую информацию по их надлежащему применению и хранению (словом, обслуживает посетителя в рамках концепции ответственного самолечения) - другой провизор (или фармацевт) берет на себя выполнение торговых функций за кассовым аппаратом. Однако отдельные формы и методы оказания консультационных услуг, как это ни парадоксально, способствуют снижению профессионального статуса провизоров и фармацевтов, ограничению их деятельности рамками торговых функций. В этом плане стоит упомянуть появившуюся сравнительно недавно в некоторых аптечных предприятиях должность «врач-консультант».С одной стороны, грамотный и квалифицированный врач (терапевт, педиатр и т.д.), умеющий найти подход к посетителям и использующий в процессе консультирования накопленный багаж знаний и опыт медицинской практики, безусловно, является для аптеки ценным приобретением, и появление такого специалиста в аптечном коллективе можно приветствовать.

Известно, что многие покупатели с большим доверием относятся к советам врачей, чем рекомендациям аптечных работников. В то же время, по хорошо известным причинам, большинство людей обращаются в лечебные учреждения только при серьезной необходимости, в остальных случаях предпочитая решать свои проблемы со здоровьем самостоятельно или при помощи рекомендаций аптечных работников. Придти в аптеку, как правило, легче (в том числе, и психологически), чем на прием в поликлинику. Поэтому многие предпочитают получить консультацию именно в аптеке (это более доступно, удобно, и что немаловажно, бесплатно), чем в государственном или частном лечебном учреждении. Так что появление в некоторых аптеках и аптечных сетях должности «врач-консультант» - процесс, в определенной степени, закономерный - врач приходит в аптеку и становится, в некотором роде, ближе к людям. В той его части, которая касается ответственного самолечения, плодотворное и эффективное взаимодействие в системе «врач - провизор / фармацевт - пациент» реализуется в пределах аптечного учреждения, что создает дополнительное поле возможностей для повышения качества консультационных услуг.

Однако проблема в том, что согласно действующему законодательству, врач, работающий в аптечной организации, имеет право консультировать посетителей только в тех пределах, в которых консультирует провизор (или провизор-консультант), и не более того.

Консультирование и информирование в аптечных учреждениях, кем бы оно ни исполнялось - провизором или врачом, осуществляется на основании одних и тех же нормативных документов, в частности, на основании пункта 2.5 вышеупомянутого Отраслевого стандарта, где в числе прочих определены следующие функции аптечных организаций:

- оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения (аптеки, аптечные пункты);

- предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях (аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски, аптечные магазины);

- предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и др. необходимой информации об имеющихся в аптеке лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах (аптеки, аптечные пункты).

В то же время врач-консультант, работая с посетителями аптечного предприятия, не имеет право на профессиональные действия, которые могут квалифицироваться как «медицинская деятельность» (осмотр пациента, измерение давления, температуры, использование других диагностических приборов и т.д.), так как для этого требуется соответствующая лицензия. Получается, что приход в аптеку врача не приводит к реальному расширению спектра аптечных услуг, хотя и является удачным маркетинговым ходом и способствует привлечению дополнительного количества покупателей. Врач-консультант выполняет (или, по крайней мере, должен выполнять с точки зрения законодательства) в аптеке ту же работу, которую выполнял бы на его месте провизор-консультант, возможно, немного по-другому, учитывая его профессиональный опыт и знания. Выделение в штате аптечного учреждения отдельной должности «врач-консультант» с одной стороны помогает разгрузить провизоров и фармацевтов, но с другой - «освобождает» их от тех самых функций, которые «облагораживают» профессию и делают их не только продавцами лекарств и иной аптечной продукции, а специалистами по рациональному, эффективному и безопасному применению лекарственных препаратов.

Что же касается самой возможности поступления врачей на работу в аптечные учреждения, то пункт 8.3 Отраслевого стандарта (глава VIII - «Требования к персоналу аптечных организаций») допускает привлечение лиц с высшим и средним медицинским образованием в качестве консультантов «в отделах аптечных организаций с открытой формой выкладки товаров»; поэтому на сегодняшний день врачей-консультантов чаще можно встретить в сетевых аптеках.

Исходя из всего вышеизложенного, можно констатировать - повседневная аптечная практика в нашей стране складывается таким образом, что торговые функции аптечных учреждений зачастую выходят на первый план, и «продавец» в провизоре (фармацевте), к сожалению, нередко перевешивает «консультанта». Подобная тенденция находится в заметном противоречии с теми подходами к профессии аптечного работника, которые развивают и пропагандируют Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), международные фармацевтические организации, научные учреждения и т.д.

Роли фармацевта в системе здравоохранения, развитию концепции фармацевтических услуг было посвящено несколько совещаний консультативных групп специалистов, организованных ВОЗ в сотрудничестве с Международной фармацевтической федерацией - FIP. Результатом этих заседаний, а также других мероприятий, проведенных при участии ВОЗ, явилось принятие целого ряда документов. В частности, следует упомянуть доклад «Роль фармацевта в системе здравоохранения» (1994 г., WHO/PHARM/94.569), резолюцию Всемирной ассамблеи здравоохранения (WHA) «Роль фармацевта в поддержке обновленной лекарственной стратегии ВОЗ» (1994 г., WHA resolution 47.12), доклад «Роль фармацевта в процессе самолечения» (1998 г., WHO/DAP/98.13).В вышеуказанной резолюции признается «ключевая роль фармацевтов в системе здравоохранения и применении лекарственных средств». В документах ВОЗ отмечается, что значение профессии фармацевта за последние годы ощутимо выросло, что в немалой степени связано с «вызовами самолечения», которое является, по мнению этой всемирной организации, «первичным ресурсом любой системы здравоохранения».

Рост самолечения, как следствие самых различных факторов современной жизни (социоэкономических, демографических, экологических, изменений в образе и ритме жизни, расширения ассортимента и большей доступности аптечной продукции, увеличения потенциальной возможности справиться с определенными заболеваниями с помощью самолечения и т.д.) возлагает на аптечного работника ответственность качественного и надлежащего информирования и консультирования по всем вопросам, связанным с правильным выбором и рациональным применением лекарственных препаратов (в первую очередь, безрецептурных), требует от него активного участия (в рамках своей компетенции) в предупреждении и решении проблем, возникающих в ходе лечения.

Документы ВОЗ, касающиеся роли фармацевта в системе здравоохранения, однозначно исходят из того, что фармацевт, где бы он ни работал - в аптеке, больнице, лаборатории, на производстве или в академическом учреждении - является «членом команды по поддержанию здоровья населения» и что «забота о здоровье людей должна быть большим приоритетом для фармацевта, чем продажа лекарств».

В Хартии сотрудничества между Фармацевтической группой Евросоюза (PGEU) и организацией, представляющей интересы производителей безрецептурных лекарственных препаратов, Европейской ассоциацией индустрии самолечения (AESGP), две важнейшие составляющие профессии фармацевта совмещены следующим образом: «Фармацевт является помощником (советчиком, консультантом) людей в их каждодневной заботе о своем здоровье и ключевой фигурой в обеспечении потребителей лекарственными средствами». Хартия отмечает, что фармацевт обязан предоставлять компетентную и грамотную консультацию о лекарственных препаратах, которые он отпускает населению.