Смекни!
smekni.com

Свободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове (стр. 7 из 10)

4.1. Общие сведения о существующих моделях СЭЗ в мире

Число СЭЗ в экономически развитых странах Запада, по-видимому, уже превышает 250. Примерно 90 из них находятся в Западной Европе. В большинстве своем это свободные торговые (беспошлинные) зоны в морских портах для осуществления погрузочно-разгрузочных операций с транзитными грузами. Примером такого рода могут служить шесть «свободных портов» ФРГ – Гамбург, Киль, Эмден, Куксхафен, Бремерхафен и Бремен. «Вольная гавань» в Гамбурге специализируется также на судостроении, судоремонте, нефтепереработке; в ней занято 60 тысяч человек. Для Великобритании более характерны предпринимательские зоны, для Швейцарии – страховые и банковские. В некоторых странах региона возникли также научно – внедренческие зоны и экспортно-промышленные (ирландское изобретение, связанное с аэропортом Шеннон).

В странах Восточной Европы свободные экономические зоны стали возникать в конце 70-х – начале 80-х годов. К концу 80-х годов их было уже более 40, в основном в Югославии и Венгрии, но также в Польше, Болгарии. Как и в Западной Европе, это были преимущественно зоны свободной торговли, расположенные в морских и речных портах (Риека, Силит, Белград, Будапешт, Русе, Щецин).

В США общее число СЭЗ превышает 130. Среди них наиболее распространены зоны свободного предпринимательства и научно – внедренческие СЭЗ. Такие же зоны характерны и для Японии.

В развивающихся странах первые свободные экономические зоны возникли в середине 60-х годов; примером такого рода может быть СЭЗ «Кондла» в Индии. Сначала их было немного, но затем начался настоящий бум. Хотя существующие оценки числа таких зон в развивающихся странах очень противоречивы (от 100 до 300), в любом случае они свидетельствуют об их весьма широком распространении. В этих зонах занято около 1,5 млн. человек.

Почти все развивающиеся страны взяли за образец ирландский Шеннон и стали создавать у себя прежде всего экспортно-промышленные СЭЗ, чаще всего ориентирующиеся на морские порты и аэропорты. Цель их создания – форсированное развитие отдельных отраслей промышленности, стимулирование экспорта, привлечение иностранных капиталов, а также передовой техники технологии. Что же касается разного рода льгот для иностранных инвесторов, то они, как правило, еще большие, чем в странах Запада. Надо иметь также в виду, что этих инвесторов здесь в особенности привлекает наличие дешевой, но дисциплинированной и готовой к напряженному труду рабочей силы.

Больше всего специальных экономических зон в развивающихся странах Азии, в первую очередь в «новых индустриальных» и в странах АСЕАН. На СЭЗ Сингапура занято более 220 тысяч человек, Гонконга – 100 тысяч; некоторые авторы считают даже, что Сингапур, как государство, и Гонконг, как территория, в целом являют собой свободные экономические зоны. Велико число занятых также на СЭЗ Республики Корея (150 т.) и Тайваня, а также Малайзии, где насчитываются десятки таких зон. Главные инвестиции в местные предприятия принадлежат фирмам Японии, а продукция их направляется прежде всего на рынок США.

Второе место по числу и значению СЭЗ занимает Латинская Америка, где такие зоны функционируют в Мексике, Бразилии, Чили, некоторых других странах. Крупнейшая из них находится на границе Мексики и США с расчетом на использование дешевой местной рабочей силы и сбыт продукции на рынках северного соседа. Здесь занято почти 250 тысяч человек, а по экспортной выручке эта зона уступает только доходам от продажи нефти. В Колумбии растет значение СЭЗ «Таранкваль», в Бразилии – СЭЗ в Манаусе, что важно для развития колонизуемого бассейна Амазонки. (№5, стр.282-284).

В качестве примера рассмотрим модель развития СЭЗ в Латинской Америке и Китае.

4.2. Модель развития СЭЗ в Латинской Америке

Формирование специальных экономических зон в странах Латинской Америки происходило на следующих общих принципах:

-Зоны создавались по инициативе центральных, а не местных властей исходя из общегосударственных интересов;

-Их созданию предшествовала подготовка соответствующей законодательной базы, реализация положений которой на практике происходит нередко через 3-4 года;

-Были четко определены различные типы свободных зон: производственные, экспортно-производственные, чисто торговые, оффшорные и т.д. И в соответствии с этим предусматривались различные величины налоговых, таможенных и иных льгот;

-Первоначально под зоны отводились ограниченные территории, которые постепенно расширялись, редко достигая крупных размеров (торговая зона «Колона» в Панаме с годовым оборотом в 8 млрд. долларов США за 40 с лишним лет существования не достигла даже площади в 300 га);

-Количество зон увеличивалось постепенно.

Первоначально создавались торговые зоны. Льготы для компаний, функционирующих в них, касаются прежде всего таможенного обложения. Товары, ввезенные на территорию зоны, не подлежат обложению таможенными пошлинами и налогом на импорт и освобождены от других видов контроля над импортом, включаемых в таможенное законодательство страны. В зонах, расположенных, как правило, вблизи крупных торговых портов, например в Барранкилья в Колумбии, юридические и физические лица, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, имеют право беспрепятственно ввозить и вывозить товары, перегружать и складировать их (на срок до одного года без уплаты налогов), расфасовывать, продавать оптом и в розницу. Возможность беспошлинного хранения продукции в ожидании благоприятных изменений конъюнктуры на мировых рынках или на внутреннем рынке страны, где расположена зона, чрезвычайно выгодно поставщикам. Поставки из зоны на внутренний рынок облагаются таможенной пошлиной и налогом на импорт, как на аналогичные товары, непосредственно ввезенные из-за рубежа.

Деятельностью на территории свободных торговых зон занимаются, прежде всего, местные предприниматели. В 1995 году на территориях Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая действует зона свободной торговли «Меркосур».

Со временем в свободных торговых зонах стали возникать предприятия по обработке ввозимых товаров. Поэтому свободные торговые зоны постепенно перешли в ранг свободных производственных зон.

Подавляющее большинство производственных зон работает на экспорт. По законодательству Бразилии предприятия экспортно-производственных зон обязаны поставить за рубеж 100% продукции.

Некоторые зоны (например, зона «Манаус» в Бразилии и остров Огненная Земля в Аргентине) работают только на внутренний рынок. (№2, стр.378).

4.3. Модель развития СЭЗ в Китае

Среди развивающихся стран весьма заметное развитие и резонанс получили специальные экономические зоны Китая. Начав с небольших территорий, объединенных спецзонами в самом начале 80-х годов, китайское руководство к середине 90-х годов распространило их режим на сотни квадратных километров. Помимо наиболее известных в стране и за рубежом специальных экономических зон – «Шэньчжэнь», «Чжухай», «Сямэнь», «Шаньтоу», имеющих многолетнюю историю, а также специальной экономической зоны «Хайнань» (существует с 1988 г.), в стране заметно развитие получили зоны технико-экономического развития (более 2-х десятков) и зоны развития новой и высокой технологии – технопарки. Особая роль отводится шанхайской зоне экономического развития «Пудун». Значение проекта, рассчитанного на несколько десятилетий, определяется не только тем, что зона «Пудун» должна стать в перспективе крупным центром промышленного производства Китая, но и призвана способствовать превращению Шанхая в крупнейший торговый и финансовый центр Азиатско-Тихоокеанского региона.

Создание специальных экономических зон стало важной составной частью проведения открытой внешнеэкономической политики, провозглашенной китайским руководством в конце 70-х годов. При выборе модели развития СЭЗ китайское руководство исходило из текущих потребностей страны и опыта функционирования специальных зон в других странах. Наиболее детально изучался опыт Сингапура, Тайваня, США. В ходе подготовки организации специальных экономических зон было предложено несколько вариантов режима их функционирования. В результате был избран путь организации СЭЗ с созданием в их рамках структуры хозяйства, ориентированного на экспорт, всемерное привлечение иностранного капитала, а также существенное улучшение технологии производства. Специальные экономические зоны стали играть связующую (буферную) роль с другими районами страны, реализуя политику «открытых дверей».

С начала 90-х годов в портовых городах, специальных экономических зонах КНР начинают возникать свободные таможенные территории – свободные зоны торговли (СЗТ), которые как указывают китайские специалисты, будут развиваться по моделям, сходным с существующими в других странах.

Практика функционирования китайских специальных экономических зон и других районов со льготным инвестиционным климатом продемонстрировала несомненные успехи. К числу достижений СЭЗ как китайские, так и зарубежные специалисты относят прежде всего высокие, устойчивые темпы экономического роста, большие объемы привлеченных в зоны иностранных инвестиций, значительное повышение производительности труда и, наконец, существенный рост уровня жизни населения.

Свободные экономические зоны в КНР (помимо общих с другими странами целей спецзон) в целом являются экспериментом по использованию рыночных отношений в условиях преобладания государственной собственности. Переход «все разом» к рыночному хозяйству признан в Китае неприемлемым, чреватым серьезными потрясениями для народа и экономики в целом. Специфика китайского опыта регулирования свободных экономических зон заключается в том, что они для современного Китая – это нечто большее, чем специальные районы по стимулированию иностранного и отечественного предпринимательства, привлечению инвестиций, ускоренному развитию тех или иных отраслей и др. В специальных экономических зонах Китая происходит становление и обкатка, как отмечают китайские экономисты, экономической модели, по которой в 21 веке будет жить практически весь Китай. (№1, стр.93).