Смекни!
smekni.com

Грузино-абхазский конфликт (стр. 8 из 23)

В связи с действиями, предпринятыми Саакашвили, российский президент подчеркнул, что все накопившиеся вопросы в сфере двусторонних отношений должны быть решены в ходе совместной работы по подготовке Договора об основах отношений между Грузией и Российской Федерацией. При этом Владимир Путин отметил, что Россия ни в чем Грузии не отказывала и всегда шла ей навстречу. Продавая на Запад газ по 110 долларов за тысячу кубов, на Украину по 80, в Армению по 53, наша страна поставляет в Грузию по 50 долларов. Москва откликнулась на просьбу о реконструкции грузинских долгов, которые составили 150 миллионов долларов, помогла Тбилиси решить вопросы, связанные с ее взаимоотношениями с МВФ и Парижским клубом. Российский президент также подчеркнул, что Россия придерживалась, придерживается и не намерена менять свою принципиальную позицию, которая состоит в том, что территориальная целостность Грузии должна быть обеспечена. Сложность взаимоотношений между Абхазией и Грузией рассматривается как внутриполитическая проблема, Россия не намерена втягиваться в решение конфликтов на территории третьих стран. Но ей небезразлично, что происходит на ее границах. Сложилось впечатление, что под влиянием международного сообщества, которое объединяется сегодня в борьбе с терроризмом, грузинские власти тоже предприняли попытку избавиться от некоторых групп и террористических формирований, от бандитских группировок в Панкисском ущелье и постарались их оттуда удалить. Само по себе это неплохо, однако то, что это делается без координации, не может не вызвать определенную тревогу. Президент подтвердил намерения Москвы выполнить, принятое в Стамбуле на встрече европейских лидеров в Стамбуле обязательство о выводе войск с базы в Гудауте. В начале ноября 2001 года вывод российских войск был завершен.

Многие политические деятели в России, которые выступали против вывода войск из Гудауты, оценили это заявление в качестве сдачи наших позиций в Абхазии и безоговорочное принятие условий Грузии и стоящих за ее спиной западных партнеров. По мнению некоторых политических обозревателей, перевод геополитических интересов Российской Федерации в плоскость двусторонних отношений с Грузией может означать потерю российского влияния как в Грузии, нацеленной на вступление в НАТО, так и в Абхазии, которая является сторонником укрепления отношений с Россией.

События последнего десятилетия на Кавказе достаточно точно обозначили взаимосвязь двух конфликтов: грузино-абхазского и чеченского. Ведь чеченский фактор и стал той реальностью в политики Тбилиси и Сухуми, которой нельзя избежать. В Грузии часто спрашивают: Почему в Москве чеченский сепаратизм считают чем-то плохим и неприемлемым, а абхазский - нет? Разве абхазский сепаратизм повлек за собой меньшие человеческие жертвы и страдания? Разве более 10 тысяч погибших, 300 тысяч беженцев недостаточно, чтобы назвать вещи своими именами?

А именно, если обратиться к недавним событиям, то во время грузино-абхазской войны на стороне Сухуми сражалось во главе с Ш.Басаевым около 150 чеченских боевиков. Однако с началом контртеррористической операцией федеральных сил 1999 года, некоторые боевики нашли укрытие в Грузии, в частности, значительная часть разместилась в Панкисском ущелье Грузии. Испытывая опасения по поводу возможного обострения отношений с чеченцами (а значит, угрозы быть вовлеченными в военные действия, грузинские власти начали проводить политику лояльности по отношению к боевикам, отказались проводить решительные действия по ликвидации чеченских бандформирований. Согласно данным из официальных источников в Грузии были размещены лагеря для подготовки и обучения боевиков с целью последующих их военных действий против России, а чеченским боевикам были предоставлены возможности для лечения и реабилитации на грузинской территории. В Тбилиси продолжают открыто действовать так называемое представительство республики Ичкерия и чеченский информационный центр, которые осуществляют пропагандистские, финансовое и материальное обеспечение чеченских террористов.

Интересный факт, Российская Федерация до 11 сентября 2001 года неоднократно обращалось к правительству Грузии с требованием о выдачи участников незаконных вооруженных формирований, которые подозревались в совершении террактов на территории России. Но Тбилиси отвечало молчанием, после же 11 сентября грузинская сторона согласилась экстрадировать в Россию 13 бандитов, которые были задержаны в июне 2000 года. Как нам кажется, в связи с объявленным США крестовым походом против терроризма, к которому примкнуло все международное сообщество, Грузия сочла неприемлемым дальнейшее пребывание на своей территории бандформирований под руководством Руслана Гелаева. Но до этого Шеварднадзе предварительно провел ряд консультаций с представителями официального Вашингтона, что дает основания предположить о некотором давлении, которое оказали США на принятия данного решения. Существует мнение, что Тбилиси пытался использовать потенциал боевиков для дестабилизации обстановки в Абхазии и закрепления своих вооруженных формирований в Кордонском ущелье, которые были введены туда вслед за объединенными отрядами боевиков численностью до 500 человек, сформированных из чеченцев, арабов и так называемых грузинских партизан, которыми руководил Дато Шенгели . Согласно данным, представленным Центром стратегического развития под руководством А.Гушера, операцией руководил начальник разведки МГБ Грузии Автандил Иоселиани. А одной из причин, побудившей Грузию к подобным действиям, является улучшение экономической ситуации в Абхазии, которое вызвано успешно развивающимся курортным бизнесом. Так, большая часть туристической инфраструктуры, насчитывает 12 тысяч гостиничных мест, начинает оживать. Уже в 2000 году ряд санаториев был заполнен практически полностью. Среди туристов в основном преобладают граждане Российской Федерации. Что, в свою очередь, повлекло за собой распространение на территории Абхазии листовок следующего содержания: Мы (представители республики Ичкерия) не допустим, чтобы убийцы и военные преступники безнаказанно залечивали свои раны и вместе с семьями счастливо проводили свои отпуска на курортах Абхазии. Мы очень сожалеем, что наши абхазские братья, достигнув своей цели, отвернулись от нас и оказывают радушное гостеприимство карателям и убийцам мирных чеченских жителей. А заверения представителей В.Ардзинбы на форумах народов Кавказа о всесторонней поддержке чеченского народа оказались лицемерными.

Приведем еще один важный факт: в связи с последними событиями в Панкисском ущелье и болезненным для России вопросом направления в Грузию американских военных специалистов, следует отметить, что это военное выдвижение США произошло именно в регионе вблизи Каспийского моря. Несмотря на то, что в последнее время заметно снизились оценки запасов нефти на Каспии. Некоторые ученые их сравнивают с запасами Северного моря, а оптимистические оценки сопоставимы с богатствами Саудовской Аравии. Вовлечение в разработку таких огромных нефтяных ресурсов может существенно повысить мировую добычу и мировой экспорт нефти, что США считают для себя приоритетной задачей с целью подорвать влияние ОПЕК на мировом рынке нефти и сбить цену на нефть . Также на территории США истощаются разведанные запасы нефти. Возрастает зависимость США от импорта нефти, доля которого уже составляет более 60% в потребляемом жидком топливе. По мере истощения запасов нефти на территории США эта доля будет возрастать. Как известно, самая дешевая нефть поступает в США из зоны Персидского залива. Но именно данная зона характеризуется неустойчивостью.

Наличие же американских военных баз вблизи от Каспийского моря не может не рассматриваться и в качестве попытки усилить позиции США в выборе путей транспортировки каспийской нефти. По словам Примакова Е.М., в этом плане немалое значение имеет обозначившееся под флагом борьбы с терроризмом американское присутствие и в Грузии, ведь судя по всему, администрация Буша стремится укрепить стремление некоторых американских крупных нефтяных компаний протянуть нефтепровод через Иран и лоббирует дорогостоящий (по различным оценкам, от 2,5 до 4 млрд. долларов), но стратегически выгодный для США нефтепровод, способный перекачивать до 1 млн. баррелей в день из Баку через Грузию в турецкий порт на Средиземном море Джейхан.

Существовал еще один вариант, за который выступали в течение определенного времени американские нефтяные компании: пустить основной поток нефти и газа из Каспийской зоны через Афганистан к пакистанскому побережью на Аравийском море. Но после операции возмездия активнуюдеятельность в Афганистане развернула американская компания Юнокал, заинтересованная в строительстве газопровода из Туркмении к Индийскому океану через Афганистан и Пакистан. Интересный факт: после создания правительства Карзая президент Буш назначил своим представителем в Афганистане бывшего советника Юнокал американца пуштунского происхождения Э.Халилзада. Если же США будут наращивать свое военное присутствие в Закавказье, это негативно скажется на международной обстановке. Даже сама вероятность сохранения на длительный срок баз США в Центральной Азии создает трудности для России, так как ослабляет тенденцию к большей включенности государств региона в интеграционные процессы в рамках СНГ.

Итак, грузино-абхазский конфликт оказывает сильное влияние на проблематику транспортировки нефти, вовлекая в свою орбиту стратегические интересы России и Запада. Каждая из сторон стремится с помощью использования определенных рычагов давления достичь собственных интересов. Таким образом, дискуссии вокруг трубопроводов затрагивают не только проблему транспортировки нефти и газа, но и всю стратегию экономического развития, принятого грузинским правительством, а также взаимосвязь между интересами стран Центральной Азии и Кавказа, с одной стороны, и основных экономических игроков, действующих на мировом рынке, - с другой. Да и сами государства постсоветского пространства стремятся побыстрее изжить былую их зависимость от России, создать собственное объединение, способствующее их дальнейшему экономическому процветанию и расширение международной активности.