Смекни!
smekni.com

Особенности взаимоотношений между странами ОПЕК (стр. 4 из 6)

Самым характерным свидетельством экономического спада является сокращение поступлений от нефти, что составляет основу проблем этих государств. В 1981 рекордном году шесть стран залива получили за счет нефти 156 млрд. долл.; к 1985 г, из-за неуклонного сокращения ее добычи доходы от нее упали до 51 млрд., а в 1986 г., когда цены достигли особо низкого уровня, поступления от нефти, составили 38 млрд. долл. Сейчас при сохранении нынешней динамики, некоторой стабилизации цен на нефть эта цифра может составлять 50 млрд. долл., но уже это не те фантастические поступления начала 80-х годов[17].

Смягчать тяжелые последствия сокращения доходов от нефти эти страны могут благодаря наличию определенных доходов от инвестиций. Например, Кувейт сейчас получает от своего инвестированного капитала больше, чем за счет нефти и газа. Стоимость портфеля инвестиций Кувейта, по разным оценкам, составляет 100 млрд. долларов. В конце 1987 – начале 1988 г. Кувейт приобрел 20 % акций у третьей по величине нефтяной монополии мира «Бритиш петролеум»[18].

Какое бы большое значение ни имел экономический сектор для Совета сотрудничества, предметом его главных забот остаются жизненно важные вопросы территориальной целостности входящих в него государств и национальной безопасности. Вот почему военный аспект деятельности ССГПЗ становится все более заметным, несмотря на то, что при создании этой организации лидеры «шестерки» вполне искренне заявляли о том, что организация будет носить не военный, а экономический и финансовый характер. Разумеется, в силу объективных обстоятельств создать собственные надежные вооруженные силы, способные оборонять территорию в случае возникновения серьезного конфликта, – это большая проблема. Общая численность кадровых военнослужащих всех стран составляет всего 140 тыс. человек. Вот почему государства залива делают все возможное, чтобы компенсировать недостаточную численность вооруженных сил закупкой новейшей военной техники, совершенного оборудования. По некоторым оценкам, страны Совета сотрудничества истратили на нужды обороны уже около 40 млрд. долларов.

В результате paйон, прилегающий к зоне Персидского залива, превратился в один из наиболее насыщенных современным вооружением регионов мира; на него приходится 70% сконцентрированного на Ближнем Востоке оружия[19].

Разумеется, закупки оружия в таком масштабе еще теснее привязывают страны Совета сотрудничества к Западной Европе и Соединенным Штатам. Западным странам и Японии исключительно важно иметь дело с такой организацией дружественных режимов единомышленников, которые были бы привязаны к Западу не только в финансовом, экономическом, торговом плане, но и в военно-стратегическом. Соединенным Штатам очень бы хотелось видеть ССГПЗ в роли военно-политического блока прозападной ориентации. В этом плане США стремятся не только поставлять оружие, но и расширять свое участие в реализации военных программ государств Совета.

В отношениях западноевропейцев со странами региона проглядывало стремление внушить им мысль о том, что если военное присутствие Запада в регионе по каким-либо причинам нежелательно, то единственной альтернативой должно стать более тесное оборонное сотрудничество между самими арабами, а также усиление с их стороны политической и финансовой поддержки действиям Запада по защите международного судоходства в заливе.

Было видно, что основную скрипку здесь намеревалась играть Англия, опиравшаяся на свой богатый опыт в этом районе. При этом Лондон в первую очередь позаботился о сбыте своего собственного оружия и военной техники. В результате Англии удалось заключить в 1988 г. с Саудовской Аравией «сделку века» – соглашение о поставках вооружения на сумму более 20 млрд. долл.[20]

Одним из каналов, по которым Западу оказалось с руки подталкивать консервативные арабские режимы к военной интеграции, стал Египет. Между Каиром и ССГПЗ с конца 1986 г. возобновились контакты о воссоздании Арабской организации военной промышленности. Изучается вариант поставки в страны залива западной, в том числе американской, техники, сборка которой осуществлялась бы в АРЕ[21].

В основе новой волны интереса Западной Европы к странам залива лежат прежде всего экономические мотивы. У англичан и французов, в частности, отмечался неуклонный спад торговли со странами этого района, где все более уверенно чувствовали себя фирмы Япония:, Южной Кореи, Тайваня (в 1987 г. объем британского экспорта в эти страны, включая воюющие, снизился на 130 млн. ф. ст. по сравнению с предыдущим годом).

Западноевропейцев начинают серьезно беспокоить и долгосрочные перспективы, связанные с нефтью. С середины 90-х годов даже Англия начала импортировать нефть, и, по авторитетным прогнозам, к 2000 году эти потребности будут удовлетворяться на 40% за счет поставок из района залива[22].

2.3 Внешняя политика Саудовской Аравии

Саудовская Аравия – член ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) с 1945, с 1957 – член МВФ и МБРР, с 1960 – член Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК). С 1948 находится в состоянии войны с Израилем. Играет значительную и конструктивную роль в Международном валютном фонде (МВФ), Всемирном банке, в арабских и исламских институтах финансовой помощи и развития. Один из крупнейших доноров в мире, она оказывает помощь ряду арабских, африканских и азиатских стран. С 1970 в Джидде расположена штаб-квартира секретариата Организации исламской конференции (ОИК) и ее вспомогательной организации – Исламского банка развития, созданного в 1969 г.

Членство в ОПЕК и в Организации арабских стран – экспортеров нефти – облегчает координацию саудовской нефтяной политики с другими правительствами, экспортирующими нефть. Как ведущий экспортер нефти, Саудовская Аравия имеет особый интерес в сохранении устойчивого и долгосрочного рынка для своих нефтяных ресурсов. Все ее действия направлены на стабилизацию мирового нефтяного рынка и уменьшение резких ценовых скачков.

Один из основных принципов внешней политики Саудовской Аравии является исламская солидарность. Саудовское правительство часто помогает в разрешении региональных кризисов и поддерживает израильско-палестинские мирные переговоры. Как член Лиги арабских государств, Саудовская Аравия выступает за вывод войск Израиля с территорий, оккупированных в июне 1967 г.; поддерживает мирное решение арабо-израильского конфликта, но при этом осуждает Кэмп-Дэвидские соглашения, которые, по их мнению, не способны гарантировать право палестинцев на создание собственного государства и определить статус Иерусалима. Последний по времени план ближневосточного мирного урегулирования был предложен наследным принцем Абдаллой в марте 2002 г. на ежегодном саммите ЛАГ. В соответствии с ним Израилю предлагалось вывести все свои силы с оккупированных после 1967 г. территорий, вернуть палестинских беженцев и признать независимое Палестинское государство со столицей в восточном Иерусалиме. В обмен Израилю гарантировалось признание его всеми арабскими странами и восстановление «нормальных отношений». Однако в результате позиции, занятой рядом арабских стран и Израилем, план провалился[23].

Во время войны в Персидском заливе (1990 – 1991) Саудовская Аравия играла решающую роль в создании широкой международной коалиции. Правительство Саудовской Аравии обеспечивало силы коалиции водой, продовольствием и топливом. В общей сложности затраты страны во время войны составили 55 млрд. долл.

Вместе с тем, война в Персидском заливе вызвала ухудшение дипломатических отношений с рядом арабских государств. Только после войны были восстановлены на прежнем уровне отношения с Тунисом, Алжиром и Ливией, отказавшимися осудить иракское вторжение в Кувейт. Крайне напряженными в период войны и непосредственно после её окончания оставались отношения Саудовской Аравии со странами, которые выразили поддержку вторжению Ирака в Кувейт – Йеменом, Иорданией и Суданом. Одним из проявлений этой политики стала высылка из Саудовской Аравии свыше миллиона йеменских рабочих, что еще больше обострило существующий пограничный конфликт. Проиракская позиция руководства Организации освобождения Палестины (ООП) также привела к ухудшению ее отношений с Саудовской Аравией и другими странами Персидского залива. Отношения Саудовской Аравии с Иорданией и палестинской автономией были нормализованы только в конце 1990-х, тогда же была возобновлена помощь саудовского правительства палестинским властям. В июле 2002 г. саудовское королевство перевело на счета палестинской автономии 46,2 млн. долл. Еще 15,4 млн. долл. правительство Саудовской Аравии выделило в качестве безвозмездной помощи Палестинской национальной администрации (ПНА) в октябре 2002 г. Этот платеж был осуществлен в рамках решений саммита ЛАГ в Бейруте (27–28 марта 2002 г.)[24].

В 1987 г. была завершена демаркация границы с Ираком в бывшей нейтральной зоне. В 1996 г. был проведен раздел нейтральной зоны на границе с Кувейтом. В начале июля 2000 г. Саудовская Аравия и Кувейт договорились о демаркации морской границы; объектом спора остаются кувейтские владения Карух и остров Умм-аль-Марадим. 12 июня 2000 г. было заключено пограничное соглашение с Йеменом, которое установило часть границы между двумя странами. Однако большая часть границы с Йеменом по-прежнему не определена. Граница Саудовской Аравии с Катаром была окончательно установлена соглашениями, подписанными в июне 1999 г. и в марте 2001 г. Не уточнено положение и статус границы с Объединенными Арабскими Эмиратами; нынешняя граница де-факто отражает соглашение 1974 г. Точно также остается не демаркированной граница с Оманом[25].