Смекни!
smekni.com

Особенности развития мировой экономики в XXI веке (стр. 2 из 3)

По мере глобализации рынков глобализируются и культуры национальных хозяйств, формируется новый тип человека — «гражданина мира», который впервые начинает действовать на международной арене достаточно эффективно.

Особенно ярко глобализация проявляется на рынке капитала: благодаря информационной и технической мощи современных средств коммуникации огромные массы финансовых ресурсов, словно «электронные стада», стремительно перемещаются из одной точки планеты в другую: скорость и направления этого перемещения трудно прогнозировать. Так, по мнению многих экономистов, правительство Сухарто в Индонезии в 1998 г. было вынуждено уйти в отставку, после того как совокупность глобальных финансовых учреждений в считанные дни увела из страны свои валютные средства. Финансовые активы на мировом рынке капитала обращаются быстро, становясь «унифицированными сущностями», и зачастую неясно, какова страна происхождения капитала, легален или нелегален его источник.

Прежде (всего лишь десятилетие с небольшим тому назад) банки давали деньги в долг лишь солидным клиентам, список которых был весьма ограниченным. Перевод денег являлся долговременным процессом, зависевшим от мнения советов директоров, от процесса установления репутации клиента, от оценки общемировой конъюнктуры. Довольно резкое расширение выпуска акций компаниями, ориентирующимися на расширение сферы своей деятельности, в 70-е гг. XX в. создало предпосылки для облегчения процесса финансирования. Так называемый «бумажный коммерческий рынок», т.е. рынок ценных бумаг, значительно увеличил возможности инвестиционных фирм.

На рубеже 1980-х и 1990-х гг. американское правительство, а за ним и некоторые другие правительства западных стран начали брать на себя гарантии выплаты долгов главными мировыми должниками, прежде всего латиноамериканскими странами — Бразилией, Мексикой, Аргентиной и др. Выпущенные облигации попали в руки миллионов людей с относительно небольшим достатком. Долги развивающихся стран оказались «демократизированными». Появились турецкие, русские, немецкие, французские и прочие бонды, скупаемые мелкими держателями. На рубеже XXI в. 16 стран выпустили бонды общей стоимостью около 150 млрд долл., которые скупаются всеми желающими, в т.ч. пенсионными фондами. Подобные фонды, прежде не игравшие значительной роли, стали важнейшими участниками широкомасштабного инвестирования денег туда, где они «работают» лучше всего.

В 1980 г. акциями различных фондов владели 4,6 млн американцев, а в 2000 г. уже половина населения США инвестировала свои деньги в рынки ценных бумаг. Общий объем средств всевозможных фондов вырос с 412 млрд в 1992 г. до 1,6 трлн долл. в 1997 г. Инвестирование стало в США едва ли не национальным спортом. В 1986 г. через руки брокеров в Нью-Йорке, Лондоне и Токио ежедневно проходили 190 млн долл., к 1995 г. оборот достигал 1,2 трлн долл. в день. Между январем 1994 г. и июнем 2000 г. совокупная стоимость американского рынка ценных бумаг превысила 10 трлн долл. — сумму, большую, чем годовой валовой национальный продукт США. В 1990 г. 50 млрд долл. частного капитала устремились на вновь возникающие рынки. В 19'97гг. эта цифра достигла 336 млрд. Только между 1980 и 1990 гг. стоимость акций на мировых рынках выросла с 2,5 трлн долл. до 8,2 трлн. Стоимость акций в Нью-Йорке удвоилась, в Лондоне — утроилась, а в Токио увеличилась в 10 раз за тот же период. Цифры свидетельствуют о колоссальной трансформации рынков и резком: увеличении потока капитала. Эти финансовые потоки обрушились на грандиозное число производителей.[2]

Однако, глобализация на сегодняшний день, несмотря на смысл самого этого термина, затронула лишь небольшую группу промышленно развитых стран и почти не затронула Африку и Азию. Решая вопрос — стоит ли торопиться в глобальный мир, необходимо тщательно просчитать, что принесет глобализация той или иной стране, не превысят ли потери потенциальной выгоды. Прямые инвестиции транснациональных корпораций не всегда дают однозначно позитивный результат, за что их и называют «орудиями сохранения неразвитости», производящими не требующиеся стране продукты с помощью ненужной технологии. Финансовые ресурсы, привлекаемые за счет процесса глобализации, «убегают» так же быстро, как и приходят. Так, в середине 1997 г. западный капитал покинул Таиланд, а в 1998 г. — Южную Корею и Индонезию, вызвав в каждой из стран финансовый шок.

Даже в странах, пожинающих «сладкие плоды» глобализации, то там, то тут вспыхивают восстания против чуждых ценностей, подаваемых как универсальные (движения антиглобализма). Резко возросшая острота конкурентной борьбы в мировом масштабе приводит к растущему неравенству в доходах, отсутствию гарантий занятости, чувству беззащитности (что проявляется в росте суицидов, вспышек немотивированной агрессии, количестве обращений к психиатрам). Представители древнейших народов, уважающие и высоко оценивающие свое прошлое, страдают, наблюдая мучительное отставание от «первого мира». Усиливается конфликт отцов и детей, конфликт мужчин и женщин, конфликт идеи социальной справедливости и идеи естественного дарвиновского отбора сильнейших и мимикрирующих. В промышленно развитых странах глобализация встречает отпор как со стороны левой, так и со стороны правой части политического спектра.

К «побочным явлениям» глобализации относятся загрязнение окружающей среды, расставание с сорокачасовой рабочей неделей, нарушение прав потребителей, ликвидация всех достижений многовековой борьбы рабочих за свои права (рабочие третьего мира лишены права на забастовки, на организацию профсоюзов и т.д.).

Вырвавшийся на глобальные просторы капитал ищет и находит те сферы, где зарплата минимальна, налоги не значительны, государственное регулирование минимально.

Будущее глобального мира на сегодняшний день невозможно спрогнозировать.


2. Особенности развития мировой экономики в XXI веке

Во все времена международная обстановка оказывала существенное влияние на развитие экономики любой страны. В наступившем столетии, по крайне мере в его первые десятилетия, данное влияние будет определяться в основном следующими ее особенностями.

Многополюсность. Уже в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века начал складываться каркас многополярного мира, который в ближайшей перспективе укрепится и станет более совершенным. Эпоха господства сверхдержав, а сегодня к ним относится только США, окончательно завершится. Действительно, Америка всегда выставляла благоприятную для себя систему (включая экономику, финансы, права человека и т.д.) в качестве мирового стандарта и навязывала ее другим странам. Однако время, когда она внедряла свои правила в такие организации, как МВФ, Всемирный банк, ВТО и даже ООН и благодаря этому фактически управляла остальным миром, безвозвратно уходит.

Полюса новой структуры мира составят, по всей видимости, США, Европейский союз, Китай, Россия и Япония, именно они будут играть как минимум до середины наступившего столетия руководящую роль в решении международных вопросов. Достижение баланса между полюсами, а следовательно, и благополучия в мире возможно за счет их взаимоскоординированности. Ключевые моменты – мирное сосуществование, взаимозависимость, взаимовыгода и взаимоблагоприятствование. Это позволит значительно снизить вероятность трений и разногласий.

Усиление роли экономики. Ее место в международных отношениях станет более заметным. Будет происходить взаимопереплетение экономики и политики, что найдет выражение в попытках достижения политических целей путем применения экономических рычагов, а также в стремлении к еще большей экономической эффективности за счет использования политической тактики. Однако в конечном счете, каждый полюс будет отстаивать свои стратегические интересы.

В данных условиях взаимодоверие на международной арене необходимо строить на основе взаимоблагоприятствования и взаимовыгоды в экономике и торговле. Без этого затруднительно продолжение политических отношений. Если же отсутствует доверие в политике, то торговые и экономические связи развивать нелегко. Вот почему в XXI в. так важна нормализация внешних торгово-экономических и политических отношений.

Особенно это актуально в рамках пары США, самое большое государство-дебитор (внешний долг составляет приблизительно 1 трлн.долл.), и Япония, крупнейшее в мире государство-кредитор (заграничный капитал приблизительно также составляет 1 трлн.долл.). В предстоящие годы можно ожидать продолжительного и ожесточенного противостояния между американской и японской моделями экономики, торговли и финансовой политики. Борьба за стратегические экономические интересы между ТНК Америки, Японии и Европы и инициируемые ими региональные политические противоречия или военные конфликты – все это в полной мере подтвердило, что экономика и финансы в международных отношениях неразделимы.

Глобализация. Благодаря международному разделению труда и научно-техническому прогрессу экономическая и финансовая глобализация непрерывно углубляется и развивается. Но этот процесс чреват и негативными последствиями. Конечно, финансовый рынок как явление будет существовать и в следующем столетии. Однако огромный свободный капитал (ежедневный оборот составляет свыше 2 трлн долл.) будучи его важной составной частью служит лишь для стимулирования «погони за доходом» и не имеет ничего общего с торговлей и обычными капиталовложениями. Это неизбежно послужит фактором нестабильности всей экономической системы, катализатором больших и малых финансовых потрясений или кризисов.