Смекни!
smekni.com

Политика стимулирования экспорта (стр. 2 из 3)

предоставление грантов;

помощь в решении инфраструктурных вопросов;

стимулирование прямых иностранных инвестиций.

Организационные формы:

создание специальных государственных фондов;

мобилизация ресурсов частных институтов;

создание специальных учреждений, центров в стране и зарубежных государствах по продвижению экспорта.

Б. Стимулирование собственно экспорта

Методы стимулирования:

Экспортные премии (субсидии) - финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными институтами фирмам-экспортерам на вывоз определенных товаров за границу.

Во многих случаях субсидируется не только экспорт, но и производство товаров в целом, означая создание скрытых протекционистских барьеров. Субсидии особенно широко используются при экспорте сельскохозяйственной продукции, ряда готовых товаров, включая капиталоемкие изделия (авиационная промышленность, судостроение).

Экспортные кредиты распространяются в основном на готовую продукцию, главным образом на наиболее перспективные машиностроительные изделия. Включают в себя как долгосрочные, так и краткосрочные кредиты. Кредитование осуществляется путем выплат из специальных фондов, рефинансирования, субсидирования или страхования. Реализуется через банки и межправительственные банковские организации, создание специальных фондов кредитования.

Страхование экспорта осуществляется через предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты. Гарантии выдаются банкам, предоставляющим экспортные кредиты. Страхование покрывает не только традиционные коммерческие, но и политические риски. Распространяется в настоящее время на широкий круг товаров и стран, сроки страхования достаточно разнообразны. Реализуется через специальные учреждения типа Экспортно-импортного банка (США), Департамент гарантий экспортных кредитов (Великобритания) или через частные страховые компании, располагающие государственными средствами на эти цели (Германия, Бельгия).

Налоговые и таможенные льготы предоставляются путем освобождения экспортеров от уплаты прямых или косвенных налогов. Возможно снижение налога с фирм, создающих заграничные филиалы, исключение из налогообложения расходов на исследования, ведущие к созданию сбытовых филиалов за границей, освобождение от налогов на комплектующие и материалы, использованные в производстве экспортных товаров, создание необлагаемых налогом денежных фондов развития экспорта, снижение и возврат таможенных пошлин.

Валютный курс крайне важен с точки зрения распределения ресурсов в экономике. Многие страны, успешно развивающие свой экспорт (Чили, Колумбия, Мексика, Тайвань, Китай, Южная Корея, Индонезия) для стимулирования экспорта прибегали к поддержанию искусственно заниженного курса своих валют. Они использовали в этих целях программы прогрессивного обесценения национальной валюты, иногда посредством “ползущей привязки” (система, при которой фиксируется уровень валютного курса с регулярным его изменением на определенную величину), либо проводили резкие девальвации своей валюты. Рост экспорта при этом являлся основным мерилом необходимой степени обесценения и одновременно эффективности такой политики.

Использование реального или заниженного курса национальной валюты в целях стимулирования экспорта, как правило, наталкивается на большое сопротивление различных социально-экономических сил в стране. Это связано с тем, что она наносит ущерб производителям, ориентированным на внутренний рынок, среднему классу и ряду других участников экономического процесса.

3. Перспективы развития российского экспортного потенциала

Растущее противодействие со стороны многих стран использованию их торговыми партнерами мер по стимулированию экспорта, типа субсидий, а также предстоящее вступление России в ВТО ставят вопрос о том, в каких формах может осуществляться экспортное стимулирование, с тем чтобы оно не встречало жесткого противодействия на мировых рынках и не противоречило правилам данной международной организации.

Проблема повышения экспортного потенциала и связанного с ним уровня национальной конкурентоспособности в последнее десятилетие находится в центре внимания правительства большинства стран и общественных институтов.

В условиях усиления процессов глобализации мировой экономики и последовательной интеграции национальных хозяйств в международный обмен товарами, услугами и факторами производства достигнутый уровень экспортного потенциала определяет перспективы дальнейшего экономического роста национальных экономик.

1. Особенно остро проблема формирования устойчивого экспортного потенциала стоит перед странами с переходной экономикой. Для России задача укрепления национальной конкурентоспособности и экспортного потенциала во многом обусловлена активизацией переговорного процесса по присоединению к Всемирной торговой организации, что требует детального сопоставления выгод внешнеэкономической либерализации с возможными негативными последствиями для отечественного производственного сектора во многом не готового к конъюнктуре внешнего рынка.

Структура и основные качественные параметры российского экспорта все в большей степени отрываются от основной тенденции развития международной торговли, заключающейся в неуклонном повышении в ней удельного веса обработанных изделий. В настоящее время Россия имеет наиболее высокие коэффициенты международной специализации (отношение доли товарной группы в российском экспорте к удельному весу соответствующих товаров в мировом экспорте) в топливно-сырьевой нише (5-6 по минеральному топливу, около 3 по металлам), тогда как в торговле химической продукцией соответствующий показатель уже значительно ниже (порядка 0,9). Значительное и растущее отставание России в развитии экспорта готовых изделий, в первую очередь машин и оборудования, наукоемкой продукции, а также прогрессивных видов услуг означает реальные и существенные потери для страны в процессе глобализации мировой экономики, создающем наиболее выгодные условия и дополнительные, в том числе ценовые преимущества для стран - поставщиков современных, инкорпорирующих новейшие научно-технические достижения товаров и услуг.

2. Современная российская экспортная практика основывается преимущественно не на принципе эффективности, а на стремлении продать товар (услугу) любой ценой, причем это распространяется и на готовые, технически сложные товары (услуги). Россия фактически добровольно передает часть национального дохода зарубежным странам, когда на экспорт поставляется продукция (услуги) низкой степени переработки (доводки, соответствия требованиям потребителей, готовности к использованию), а закупаются более качественные, полностью отвечающие запросам рынка и, следовательно, дорогостоящие иностранные товары (услуги).

Следствием чрезмерной концентрации национального экспорта на поставках сырья и материалов (на 5 основных товарных позиций, включая сырую нефть, нефтепродукты, природный газ, непереработанные алмазы и алюминий, в 2008 году приходилось 58% всех зарубежных поставок) является высокая "чувствительность" страны по отношению к изменениям мировой экономической и политической конъюнктуры.

Традиционно прочными и относительно стабильными являются позиции России на рынках топливно-сырьевых товаров и материалов. В частности, Россия занимает первое место по экспорту природного газа, необработанных алмазов, алюминия, никеля и азотных удобрений; третье-четвертое места по экспорту нефти, нефтепродуктов, электроэнергии, калийных удобрений и проката черных металлов. В разрезе укрупненных товарных групп доля России в стоимостном общемировом итоге во второй половине 90-х годов составляла по минеральному топливу - 9-10%, удобрениям - 12-14%, черным и цветным металлам - 5-6%.

За исключение рынков сырья и материалов имеется крайне ограниченное число позиций, где значимость России как экспортера достаточно велика. Прежде всего, речь идет об оборонных и связанных с ними товарах и технологиях. Так, на рынке обычных вооружений Россия прочно удерживает второе место, обеспечивая порядка 10-11% мировых потребностей. Кроме вооружений и военной техники, Россия занимает традиционно прочное положение на рынке комплектного оборудования и строительства энергетических объектов за рубежом.

В подавляющем большинстве случаев позиции России на рынках гражданской готовой продукции и высокотехнологичных изделий крайне слабы. Удельный вес отечественных машин, оборудования и транспортных средств в общем, объеме мирового экспорта машинотехнических изделий не превышает 0,4%, а его стоимостные показатели в настоящее время многократно уступают аналогичным величинам для новых индустриальных стран и практически несопоставимы с объемами поставок ведущих промышленно развитых государств. За вычетом поставок спецтехники, машин и оборудования в рамках техсодействия, а также кооперационных соглашений с СНГ объем российской машинотехнической продукции, реально конкурентоспособной на внешнем рынке, оценивается примерно в 2-3 млрд. долл. или около одной тысячной суммарного мирового экспорта соответствующих изделий. В последнее время, по оценке Всемирного банка, Россия ежегодно экспортирует высокотехнологичных изделий на сумму 2,5-3 млрд. долл. США, что составляет не более 0,3% всего объема международной торговли указанной продукцией.

Все более заметной причиной сокращения объемов и ухудшения условий сбыта российских товаров за рубежом становится растущая и подчас недобросовестная конкуренция поставщиков из стран СНГ (особенно по таким товарам, как топливо, металлы, химическая продукция).

В отношении отдельных страновых рынков наиболее активно процесс ослабления позиций России практически по всему товарному ассортименту происходит в торговле со странами Центральной и Восточной Европы (включая страны Балтии).