Смекни!
smekni.com

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности (стр. 4 из 7)

Для определения пространственных пределов таможенной территории используют понятие «таможенная граница». Под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможенную территорию: «Таможенная граница – граница таможенной территории Российской Федерации» (п. 2 ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»). Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета государства.

Принцип единства таможенной территории нацелен на предотвращение появления внешнеторгового и таможенного партикуляризма. Он исключает возможность появления внутренних таможенных границ.

Принцип единства таможенной территории производен от правовых норм, содержащихся в статьях 8 и 74 Конституции РФ, где закрепляется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности; содержится запрет на установление внутренних таможенных границ, а также в статье 71 (п. «ж»), в которой установление правовых основ единого рынка и таможенное регулирование отнесены к ведению Российской Федерации.

Принципу единства таможенной территории не противоречат нормы таможенного законодательства, допускающие исключение отдельных территорий из состава таможенной территории Российской Федерации: «На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу». Не противоречит этому принципу и создание на отдельных территориях Российской Федерации так называемых особых экономических зон с установлением для этих территорий особых моделей таможенного регулирования (ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области»).

5. Приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Тот или иной метод регулирования предполагает использование конкретных инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые условно могут быть объединены в следующие группы:

1) таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы);

2) паратарифные (или квазитарифные) инструменты, использование которых формально не связано с таможенно-тарифным регулированием, но фактически оказывает на внешнеторговую деятельность похожее воздействие (таможенные сборы и иные таможенные платежи неналогового характера, акцизы, НДС, взимаемые таможенными органами);

3) валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций, валютные ограничения, валютный контроль за внешнеторговой деятельностью и т.д.);

4) антидемпинговые и компенсационные пошлины, с помощью которых осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с занижением цен экспортируемых товаров и использованием экспортных субсидий;

5) государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;

6) установление технических барьеров, позволяющих контролировать импортные поставки на предмет их соответствия национальным стандартам безопасности и качества;

7) контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных и/или импортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени;

8) лицензирование, предполагающее выдачу уполномоченными на то органами исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и/или импортных операций.

На современном этапе развития государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными запретами и ограничениями, а через создание благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития Российской Федерации. И наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. В этих целях используются экономические инструменты внешнеторгового регулирования – понижение или повышение ставок импортного таможенного тарифа, изменения в порядке совершения валютных операций и т.п.

Административные меры могут использоваться только в том случае, если с помощью экономических мер невозможно достигнуть поставленных целей. Так, в соответствии со статьей 15 Закона количественные ограничения экспорта и импорта, являющиеся разновидностью административных ограничений внешнеторговой деятельности, могут вводиться только в исключительных целях (для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выполнения международных обязательств Российской Федерации и др.).

6. Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация.

Этот принцип тесно связан с конституционным принципом юридического равенства (ст. 19 Конституции РФ), признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).

Следует заметить, что конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина не исключает наличия специальных прав, льгот и преимуществ для отдельных категорий лиц. В данном случае налицо сочетание принципов равенства и справедливости на основе учета в законодательстве естественных и социальных различий отдельных категорий лиц. Важно, чтобы соответствующие льготы были законодательно оформлены (см., например, раздел VI Закона РФ «О таможенном тарифе» (ст. ст. 34 – 37), посвященный тарифным льготам).

Государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, то есть предоставлять одним субъектам условия для внешнеторговой деятельности худшие, чем те, которые были предоставлены другим субъектам.

Данный принцип приобретает особое значение также в связи со следующим обстоятельством. Российская Федерация и ее субъекты (республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа) выступают во внешнеторговой сфере в двух основных качествах – в качестве носителя государственной власти (нормативное регулирование внешнеторговой деятельности, лицензировании внешнеторговых операций и т.п.) и в качестве субъекта хозяйственной деятельности (становясь непосредственными участниками внешнеторговой деятельности, они вступают в отношения гражданско-правового характера с иностранными внешнеторговыми контрагентами). При этом государство (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации), вступая в гражданско-правовые отношения во внешнеторговой сфере, действует как равноправный субъект, наряду с другими участниками внешнеторговой деятельности. Соответствующее положение гарантируется нормами Конституции РФ (ст. ст. 8 и 34), Закона, а также Гражданского кодекса РФ:

– ст. 1 п. 1: «Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты»;

– ст. 1 п. 2: «Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»;

– ст. 124 п. 1: «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации... а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами».

В упомянутой статье Гражданского кодекса РФ (п. 2 ст. 124) устанавливается также, что к публично-правовым образованиям (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальные образования) применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Одной из таких особенностей является, например, суверенитет государства. Следствием суверенного характера государства как участника внешнеторговой деятельности стало появление принципа судебного иммунитета государства, в соответствии с которым государство не может быть привлечено судом к ответственности без его на то согласия. В соответствии со статьей 127 Гражданского кодекса РФ особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств должны быть определены специальным федеральным законом об иммунитете государства и его собственности. Такой закон до сих пор не принят.