Смекни!
smekni.com

Присоединение России к Всемирной торговой организации и развитие консалтинговых услуг (стр. 12 из 16)

При изучении вопроса о цене договора неизменно встает вопрос о порядке ее определения. Так, В.В. Витрянский считает условие о цене существенным условием любого возмездного договора[41]. С.А. Денисов, не относя цену к "объективно существенным" условиям возмездного договора, тем не менее указывает, что ни один возмездный договор не может обойтись без условия о цене, так как цена является необходимым условием, имеющим существенное значение для договоров данного вида[42]. Е.Г. Шаблова, исследуя вопросы гражданско-правового регулирования отношений возмездного оказания услуг, приходит к выводу, что измерение численными и иными ценностными значениями результата услуги не всегда представляется возможным в силу нематериальности результата, и предлагает в договоре указать цену или способ ее определения[43]. По нашему мнению, данное утверждение справедливо и для консультационных услуг. Однако иной точки зрения придерживаются ряд авторов: Л.В. Санникова, М.В. Кратенко, Н.К. Нарозников и В.В. Суденко, которые указывают, что несмотря на то, что законодатель придает такое значение возмездности договоров об оказании услуг, цена договора не признается существенным условием[44]. Расхождения в точках зрения ученых по этой проблеме обусловлены прежде всего разными концептуальными подходами к определению возмездности самого договора, которые, по нашему мнению, далеко не бесспорны и требуют аргументации.

В юридической литературе справедливо подвергаются сомнению эффективность и допустимость применения при формировании условия о цене восполняющего критерия, предусмотренного в п. 3 ст. 424 ГК РФ. В.В. Витрянский не считает правило, установленное в п. 3 ст. 424 ГК РФ, исключающим условием о цене из числа существенных и рассматривает его как помощь законодателя на тот случай, когда стороны забыли все-таки оговорить условия о цене[45]. Аналогичной точки зрения придерживается и Л. Андреева[46]. Проблема применения данной нормы к договорам возмездного оказания консультационных услуг усиливается в связи с тем, что рынок оказания таких услуг находится в стадии становления, а оказываемые консультационные услуги часто являются уникальными. Кроме того, публикуемые систематизированные справочные цены не всегда соответствуют действительным рыночным ценам.

Поэтому для консультационных услуг цена должна рассматриваться как существенное и крайне дифференцированное условие, нуждающееся в согласовании, и недостижение соглашения по пункту цены услуги - размера вознаграждения может явиться основанием для отказа от заключения договора.

На сегодняшний день отсутствуют общепринятые стандарты в оплате консультационных услуг, даже при наличии аналогии зарубежной практики[47]. В российских условиях, как отмечает М.Л. Тюнякин, скорректировать цены на консультационные услуги с практикой работы зарубежных фирм достаточно сложно. Сведения о заработной плате российских консультантов не являются достоянием гласности в отличие от Запада, где эти данные регулярно публикуются национальными ассоциациями или статистическими органами. Поэтому важную роль в формировании ценовой политики должны сыграть профессиональные объединения специалистов в сфере консультационной деятельности.

Поскольку в России существует произвольная практика определения цены на консультационные услуги, то в своем большинстве консультационные (консалтинговые) фирмы разрабатывают свои локальные документы по оплате оказываемых услуг, при этом диапазон цен значительно колеблется - в зависимости от объема, степени сложности, сроков исполнения, количества консультантов, используемых технических средств и других инструментов консультирования. Применение такой гибкой системы ценообразования позволяет изменять и приспосабливать стоимость консультационной услуги к каждому конкретному клиенту.

В рамках системы гибкого ценообразования для консультационной услуги приемлема политика высоких и низких цен (на максимальную цену консультационной услуги влияют срочность исполнения, нестандартность и сложность, имидж консалтинговой фирмы, покупная способность клиента и т.д.). Даже в тех случаях, когда в консалтинговых фирмах имеются разработанные ими тарифы на оказываемые услуги, размер вознаграждения и порядок его выплаты согласовываются с каждым клиентом индивидуально. В процессе согласования допускаются отступления от тарифов, поскольку они не носят обязательного характера, хотя разовые услуги (консультирование, составление документов, экспертиза, аудит) исполнители, как правило, оказывают по утвержденным тарифам[48]. Чаще всего согласование цены с клиентом устанавливается в договорах на абонементное консультационное обслуживание, на возмездное оказание инжиниринговых услуг, бухгалтерское обслуживание. При заключении данных договоров условие о цене принято фиксировать в дополнительном документе, путем составления протокола соглашения о договорной цене, в котором элементы, составляющие цену, фиксируются в смете. Величина оплаты оговаривается сторонами до заключения договора и обычно производится в установленное время либо по графику.

Таким образом, цена консультационной услуги является денежным выражением системы ценообразующих факторов и включает в себя: заработную плату консультантов, накладные расходы (аренда помещений, покупка и амортизация оборудования, расходных материалов, повышение квалификации консультантов, оплата труда технического персонала, командировочные расходы и др.), а также прибыль, налоги и обязательные платежи, включая обязательные страховые платежи ответственности перед клиентами за вред, причиненный им вследствие ненадлежащего качества консультационных услуг. Полученное значение цены увеличивается за счет наценок (срочность, эффективность, эксклюзивность, рискованность, трудновыполнимость), затем учитываются скидки (для постоянных клиентов, льготников). В итоге получается конечная цена, которая фиксируется в договоре о возмездном оказании консультационных услуг.

В указанной сфере проблемным является вопрос об установлении формы оплаты консультационных услуг. Е.В. Орлова предлагает рассчитывать сумму вознаграждения исходя из выполненного объема услуг, затраченного времени (почасовая ставка)[49]. В то же время Ш. Дохерти считает, что сумма гонорара может варьироваться и обычно вычисляется как процент от общей суммы договора[50]. Более обоснованной видится позиция С.Ю. Макарова и И.В. Михайлова, которые отмечают, что порядок оплаты услуг исполнителя может быть самым различным[51].

Д.И. Степанов предлагает перенять американский опыт правового регулирования порядка оплаты услуг в области права и предусмотреть следующие виды вознаграждений: консультационное; условное или процентное; почасовая оплата; вознаграждение за рекомендацию; работа по задатку; вознаграждение, определяемое законодательством или в установленном им порядке[52].

Ю.А. Васильевой выделяется такая форма оплаты, как "оплата за юридический продукт[53]". Эта форма оплаты за готовую схему, иными словами, это сдельная форма оплаты. Автором приводится интересная классификация юридических продуктов. В частности, предложено разделить их на простые и сложные. К простым относятся типовые услуги, которые оказываются по одной методике и не ставятся в зависимость от клиента (регистрация и лицензирование, обзор законодательства и др.). Более сложные продукты - это, например, база типовых договоров по профилю деятельности компании. Также автор рассматривает различные комбинации форм оплаты, как, например, абонентское обслуживание - это комбинация почасовой оплаты и оплаты за юридический продукт. Клиент заключает с юридической компанией договор на обслуживание, в договоре указывается ежемесячное количество часов работы юристов.

В мировой практике приняты четыре основные формы оплаты консультационных услуг[54], которые получили широкое распространение в российских условиях:

- почасовая оплата применяется при консультировании, когда объем выполняемой работы наиболее точно выражается в часах. В данном случае величина ставки зависит от сложности поставленной задачи, в которой учитывается стоимость единицы рабочего времени консультантов с учетом их квалификации. Расценки за единицу рабочего времени устанавливаются каждой фирмой в отдельности. Данная форма оплаты применяется в договорах на возмездное оказание тренинговых, рекрутментских, правовых, сопутствующих аудиту услугах;

Например, базовые почасовые ставки форм гонораров (тарифы указаны без учета НДС) в консалтинговых фирмах: партнер 240 - 300 долл./ч, старший юрист 120 - 240 долл./ч, юрист 130 - 180 долл./ч, помощник юриста 70 - 130 долл./ч[55].

При сопутствующих аудиту услугах минимальная стоимость общих консультаций составляет 1200 - 1500 руб./ч работы специалиста; налоговая консультация 2500 руб./ч и выше[56].

Международный институт промышленной собственности в примерном прейскуранте цен на консультационные услуги оценивает: местные консультации по вопросам, связанным с правовой охраной интеллектуальной собственности, продажей (покупкой) лицензий, ноу-хау, оказанием услуг типа "инжиниринг" и технологической помощью при передаче технологий, в зависимости от профиля специалиста 1 час - 10 - 50 долл.; подготовка письменного заключения и выдача рекомендаций по текстам соглашений, контрактов и договоров, представленных для экспертизы, в зависимости от объема работ - 100 - 300 долларов и т.д.