Смекни!
smekni.com

Проблемы энергетической безопасности в японо-китайских отношениях (стр. 5 из 6)

Соображения о потенциальной возможности китайско-японского сотрудничества в поддержании энергетической безопасности корреспондируют со звучащими в стране достаточно трезвыми оценками военно-политических возможностей Китая самостоятельно защищать эту безопасность в случае возникновения серьезных международных конфликтов. «В настоящее время военно-морской флот Китая еще не в состоянии обеспечить безопасность морских путей транспортировки энергии. Чрезмерная зависимость от ближневосточной и африканской нефти и единообразие морской транспортировки делают слабость нефтяного импорта в Китай достаточно очевидной. При возникновении особой ситуации, возможно, не останется никакого способа гарантировать нормальный импорт нефти, и жизни народа, функционированию экономики и обороне страны будет нанесен серьезный урон»[34].

Однако если Китай, действительно примет решение о необходимости китайско-японской кооперации в деле обеспечения своей энергетической безопасности, ему придется основательно пересмотреть весь комплекс своих подходов к современной внешней политике и военной доктрине Японии, включая и свой неизменный тезис об угрозе возрождения японского милитаризма. Так или иначе, приведенные выше высказывания можно считать определенными признаками прощупывания почвы для возможного движения в данном направлении.

Осмысление новых подходов к обеспечению энергетической (сиречь – нефтяной) безопасности закономерно совпадает с активизацией международной экспансии китайского капитала в этой области (т.е. "политики "выхода за пределы"). Еще несколько лет назад в Китае стали раздаваться голоса специалистов, которые настаивали на том, что "в поисках стратегии нефтяной безопасности нужно делать упор на новых соображениях, предполагающих переход от пассивных оборонительных систем к активным системам инициативного удара" и одновременно призывали "смело и широкомасштабно включаться в инвестиционную конкуренцию в тех зарубежных регионах, где нефтегазовые перспективы наиболее велики"[35].

Сторонники новых взглядов исходят из признания серьезной недостаточности дипломатических и военных мер, предпринимаемых Китаем для защиты своих нефтяных интересов за рубежом в условиях растущего дефицита нефти, особенно высококачественной, и увеличивающейся зависимости страны от нефтяного импорта. Они выступают за поступательное усиление этих мер, в т.ч. за расширение международного сотрудничества, прежде всего – с бедными энергоресурсами странами Северо-Восточной Азии, как в сфере безопасности, так и путем реализации совместных инвестиционных проектов, и за строительство собственного военно-морского и торгового флота.

Вместе с тем важнейшими средствами для сохранения энергетической безопасности Китая считаются сдерживание энергопотребления до максимально возможных пределов, минимизация внешней зависимости Китая, диверсификация источников импорта и расширение использования новых и возобновляемых источников энергии.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Совместной декларации 1998 г. руководителями Японии и Китая выражена готовность к «партнерству в духе дружбы и сотрудничества» в XХI веке. Однако пока это больше напоминает заявление о намерениях. Как свидетельствует анализ, до сего времени японо-китайский политический диалог не отличался результативностью. Некоторые проблемы остаются неурегулированными со времен восстановления межгосударственных отношений в 1972 г. Одна из них – территориальный спор о принадлежности островов Сэнкаку (Дяоюйдао). С середины 90-х гг. внимание к ним привлечено в связи с якобы имеющимися в районе залежами нефти. Остроту ситуации придало решение Токио в 1996 г. о введении 200-мильной исключительной экономической зоны вокруг Японии, чем закреплялись права Японии на острова. Если в прежние годы больше инцидентов возникало в связи с использованием территории островов, то теперь — прилегающей акватории, где действуют китайские нефтепоисковые и другие суда. С трудом сторонам удается достигать согласия по разграничению рыболовных зон. Не утратила актуальности для японо-китайских отношений и тайваньская проблема. Это можно объяснить, с одной стороны, ужесточением курса Пекина на воссоединение КНР с Тайванем и стремлением получить для этого дипломатическую поддержку от Токио, с другой – расширением обязательств Японии в рамках альянса с США по ведению в чрезвычайной ситуации военных действий в прилегающих к Японии районах. Возможность распространения этих обязательств на Тайваньский пролив встречает резкую негативную реакцию со стороны руководителей КНР.

Каждая из проблем в двусторонних отношениях, будучи непростой, в то же время не является непреодолимой на пути развития отношений в тех областях, где интересы двух стран более всего совпадают. Складывается впечатление, что многие из проблем не разрешены отчасти из-за того, что нужны в качестве средства регулирования темпов развития отношений. Нельзя также не учитывать того, что в условиях внешнеполитической зависимости от Вашингтона Токио ограничен в выстраивании своего курса на китайском направлении политики. На данном этапе в большей степени от Пекина зависит определение той дистанции, которая сохраняется в отношениях между Японией и Китаем.

По результатам исследования, проведенного газетой «Иомиури», за последние годы негативные настроения в отношении друг друга среди населения Японии и Китая даже усилились. Из японцев в ходе опроса 1999 г. отрицательное отношение к Китаю выразили 45,9% (1995-й – 34,9%), положительное – 47,7 (1995-й – 54,6%), а среди китайских респондентов антияпонские настроения были выявлены у 50,4% (1995-й – 37,8%).

Таким образом, политического сближения между двумя партнерами по торгово-экономическому сотрудничеству пока не происходит. И нынешнее положение, как представляется, может сохраняться долго. В обозримом будущем японо-китайские отношения, скорее всего, еще более усложняться, для них останется характерным сочетание сотрудничества с соперничеством.

На пути к политическому сближению Японии и Китая остается не одно препятствие. И такое положение имеет шансы сохраняться долго. До тех пор, пока, как представляется, между двумя странами не будет выработана согласованная модель политического взаимодействия. Этой моделью вряд ли можно считать декларированное сторонами в 1998 г. "партнерство на основе сотрудничества в XXI веке". При этом - в таком взаимодействии должна возникнуть и заинтересованность у Вашингтона. Вероятнее всего японо-китайские отношения останутся достаточно сложными, поскольку строятся на противоречивой основе: в сочетании сотрудничества с соперничеством, при непреодоленном недоверии друг к другу и наличии нерешенных проблем.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Источники

1. Лю Лифань. Сентябрь 2003 г. Размышления о стратегии нефтяной безопасности Китая. – Режим доступа: www.stats.gov.cn/tjshujia/zggqgl/1200309110150.html, свободный.

2. Приоритеты внешней политики Японии на 2007 год // Посольство Японии в России. – Режим доступа: http://www.ru.emb-japan.go.jp/POLICIES/PolicyPriorities.html, свободный.

3. Сюэ Гохун, Юань Голинь. Познавать положение страны, правильно определять стратегию развития энергетики в Китае. – Режим доступа: http://shp.com.cn/zhwx/showcontent.asp?idh=3760, свободный.

4. Чжоу Юаньчунь. Энергетическая стратегия Китая направлена на 2020 г. – Режим доступа: http://www.environinfo.org.cn/Energy/f120426.htm, свободный.

2. Литература

5. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М., 2001.

6. Арин А. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность. – М., 1998.

7. Арин А. Миф об Азиатско-Тихоокеанском регионе // Азия и Африка сегодня. – 1998. – № 1. – С. 12 – 34.

8. Бажанов Е.П. Китай и внешний мир. – М., 1990.

9. Белоус В.В. На пути к глобальной безопасности // Мировая экономика и международные отношения. – № 3. – 1999. – С. 29 – 41.

10. Беспалова М.А., Собянин А.Д. Что грозит Японии? Изменения последних лет в японской концепции национальной безопасности // Профи. – 2000. – № 3 – 4. – С. 47 – 59.

11. Брежнев А.А. Китай: тернистый путь к добрососедству: Воспоминания и размышления. – М., 1998.

12. Гельбрас В. Куда идет Китай // Мировая экономика и международные отношения. – М., 1998. – № 4. – С. 35 – 43.

13. Гончаренко С.Н. Китай на пути модернизации и реформ: Китай и АТР. – М., 1999.

14. Егоров К.А. Китайская Народная Республика: Политическая система и политическая динамика (80-е годы). – М., 1993.

15. Еремин В.Н. Япония в поиске ответов на изменения миропорядка // Япония и современный мировой порядок. – М., 2002.

16. Загорский А.Г. АТР: границы и понятия // Мировая экономика и международные отношения. – № 6. – 2001. – С. 122 – 126.

17. Китай на пути модернизации и реформ. – М., 1999.

18. Крупянко М.И. Эволюция концепции национальной безопасности Японии в изменяющемся мире // Япония и современный мировой порядок. – М., 2002.

19. Капустин А.Е. Китай. – Режим доступа: http://www.kapustin.da.ru/presstw.htm, свободный.

20. Международные экономические отношения. Интеграция: Учебн. пособие для вузов / Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер. – М., 2002.

21. Михеев В. Китай и Япония на фоне глобальных тенденций // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2007. – № 4. – С. 50 – 60.

22. Остроухов О.П. Внешняя политика Китая в годы реформ и перспективы развития // Мировая экономика и международные отношения. – № 3. – 1999. – С. 13 – 28.

23. Потапов М. Внешнеэкономическая политика Китая: проблемы и противоречия. – М., 1998.

24. Семин А.В. Внешнеполитические ориентиры Японии и Китай (90-е гг. ХХ в.). – М., 2001.

25. Семин А.В. Что мешает достижению согласия между Токио и Пекином // Проблемы Дальнего Востока. – 2001. – № 2. – С. 37 – 46.