Смекни!
smekni.com

Развитие энергетического сотрудничества России и Европейского Союза (стр. 3 из 4)

Как оценивают ситуацию российские эксперты? "Вся история газовых отношений России – это, в том числе, и история поражений", - заявил генеральный директор Центра политической конъюнктуры России Константин Симонов. По его словам, у нашей страны сейчас есть все возможности проявить твердость и настоять на своей позиции. Пропавший "непонятно куда" российский газ все-таки должен быть так или иначе возмещен нашей стране. В этой ситуации логичнее всего было бы признание со стороны Украины того, что газ пропал, и возмещение России этой пропажи. Но Киев вряд ли пойдет на это. Сейчас ситуация далека от критической, но кризис наступит когда закончатся лимиты поставок со стороны России. Что произойдет тогда – предполагать трудно. "Надеюсь, что у Алексея Миллера /главы "Газпрома" - хватит твердости настоять на своем", - сказал К.Симонов, отметив при этом, что все предыдущие "газовые конфликты" говорят скорее о "бесхребетности", чем о твердости нашей позиции[8]. Та же Грузия, чье руководство проводит явно антироссийскую политику, до сих пор получает газ по демпинговым ценам, а в случае с Белоруссией, о котором было упомянуто выше, газ европейцам подали практически сразу же.

Поэтому лишение европейских потребителей российского газа – практически невозможный сценарий, считает эксперт. В данном случае это вопрос принципиальный, и испортить отношения с Европой для Украины было бы безумием. Когда дело касается потребителей, позиция Европы однозначна – "гоните газ, и никаких гвоздей"[9]. Очевидно, подобные заявления – лишь шантаж в адрес "Газпрома" с украинской стороны, на самом деле в таком обострении отношений не заинтересован никто. Если же российский газовый монополист и в самом деле будет принципиально отстаивать свою позицию, возможна ситуация, какой в отношениях между нашими странами еще не было. В отличие от недавнего бензинового кризиса, когда российское государство практически не поддержало своих бизнесменов, в газовом конфликте замешана государственная газовая компания и интересы европейских потребителей. Поэтому о возможном сценарии остается лишь предполагать.

Вместе с тем, по его мнению, в следующем году ситуация будет развиваться по нарастающей. Так, вплотную встанет вопрос о цене транзита. Сейчас Украина осуществляет реэкспорт газа, в частности, полученного ей от России в счет оплаты за транзит, в страны Восточной Европы, уже совсем по другим расценкам. Это невыгодно нам, поэтому, даже если коммерческая стоимость прокачки газа через Украину существенно возрастет, мы останемся в выигрыше за счет повышения цен до европейского уровня. У нас есть шанс перейти на полноценные рыночные партнерские отношения со страной, постоянно упрекающей Россию в "имперских амбициях", и тем самым доказать несостоятельность подобных упреков.

Вся эта ситуация не способствует нормальной рабочей атмосфере, каковая и должна присутствовать в рыночных отношениях между двумя хозяйствующими субъектами.

Если не будет заключен новый контракт, начиная с 1 января будущего года, поставки газа европейским потребителям начнутся в обход Украины. "Газпром" вполне готов к такому повороту событий. Сегодня были проведены учения по отключению газа на газопроводе, идущем в Ужгород, показанные по российским телеканалам. Проведенные мероприятия показывают, что Россия полностью готова к тому, чтобы ограничить поставки газа на Украину после 31 декабря в случае отсутствия контракта. В случае, если Украина будет реализовывать свои заявления и осуществлять отбор газа, поставляемого в Европу, вся ответственность ляжет на Украину. Европейские же потребители не пострадают, и получат весь оговоренный объем газа. Для этого могут быть использованы как российские подземные газохранилища, так и другие газопроводы, например "Ямал-Европа".

4.Сотрудничество российских и германских предприятий в области энергетики

Сегодня, после недавних выборов, Германия действует в рамках Евросоюза, и более привычная для России тактика двусторонних отношений уступает место контактам с межнациональной структурой, каковой в данном случае является ЕС. Берлин не будет делать никаких исключений для России, если это пойдет вразрез с интересами Евросоюза, и исходя из этого, нужно строить отношения в новом формате[10].

Если политические "рычаги взаимодействия" работают не на полную мощность, политика уступает место экономике. Похоже, именно на этих условиях Россия собирается строить отношения с новым немецким правительством. Целесообразность такого подхода понимают и в Германии – поворот в отношениях с Россией стоил бы, прежде всего, немало денег.

Сотрудничество в области энергетики является крайне важным для обеих стран. Россия – самый крупный поставщик энергии для Германии, а ФРГ - крупнейший импортер нашей энергии. Стороны прилагают совместные усилия, направленные на развитие и использование российских газовых ресурсов и на расширение необходимой для этого инфраструктуры трубопроводов.

В этой связи решение российских и германских предприятий совместно реализовать проект Северогерманского газопровода (CЕГ), дополнит и диверсифицирует существующую сеть газопроводов. Поэтому ключевой момент – это подписание руководством ОАО "Газпром" и германских концернов E.ON AG и BASF соглашения по сооружению СЕГ. Этот проект имеет стратегическое значение в рамках энергодиалога России с ФРГ, Евросоюзом, наполнения "дорожной карты" и формирования общего экономического пространства в Европе.

Трасса СЕГ протяженностью 1200 километров пройдет через акваторию Балтийского моря и соединит российский Выборг с северогерманским Грайсвальдом. Трубопровод войдет в эксплуатацию предположительно в 2010 году. При этом планируется прокладка одной нити пропускной способностью около 27,5 млрд кубометров газа в год. Проект предусматривает строительство второй нитки газопровода и увеличение пропускной способности СЕГ в два раза до 55 млрд кубометров. Суммарные инвестиции, необходимые для реализации проекта, превысят 4 млрд евро. "Газпром" уже приступил к разработке Южно-Русского месторождения, которое является основной сырьевой базой для поставок газа по СЕГ. Его партнером является BASF AG, но не исключается и участие других западноевропейских компаний, способных содействовать успешной реализации проекта. Доказанные запасы месторождения оцениваются более чем в 700 млрд куб. м, а, значит, работы с хорошими взаимовыгодными перспективами хватит на всех.

Однако при всех плюсах этого строительства для России и Германии в западных СМИ высказывается мнение, что строительство СЕГ обострит отношения между Россией и государствами постсоветского пространства. Как пишет, например, газета Guardian, посредством того, что участок СЕГ пройдет по дну Балтийского моря, Россия сможет обойти стороной такие "недружественные" государства, как Украина и Польша, и осуществлять поставки непосредственно в Германию. С заявлением против строительства СЕГ уже выступил президент Польши Александр Квасьневский. По его словам, соглашение, заключенное "через голову" Польши и ЕС, противоречит общей политике Евросоюза в отношении России. Ранее депутат Европарламента от Литвы Витаутас Ландсбергис заявил, соглашение о строительстве газопровода в обход Литвы, Латвии и Польши означает "перечерчивание" политической карты Европы. По словам В.Ландсбергиса, в случае осуществления этого проекта страны Балтии и Польша "будут оставлены на милость России". Однако, по мнению ряда аналитиков, с реализацией проекта по созданию СЕГ российские власти желают предотвратить образование на постсоветском пространстве альтернативного центра влияния в лице Польши, Украины и ряда других государств бывшего СССР и соцлагеря.

Впрочем, Еврокомиссия положительно оценила подписание соглашения по СЕГ между Россией и Германией. "Мы приветствуем создание любой инфраструктуры, которая призвана обеспечить снабжение газом стран ЕС", - заявил в журналистам в Брюсселе представитель дирекции Еврокомиссии по связям со СМИ Руперт Критмейер. Ведь Россия обеспечивает газом не только Германию, но и всю Западную Европу, и последняя не может сбрасывать это обстоятельство со счетов. Недовольство же стран, "отлученных" от "газового пирога" понять вполне можно. Однако "обиженные", по мнению ряда наблюдателей, собираются привлечь на свою сторону новое германское правительство.

А.Квасьневский уже заявил, что попытается убедить Германию в необходимости остановить проект.

Разумеется, Кремль достаточно резко отреагировал на такие заявления. По сведениям ряда СМИ, российские власти считают, что Берлин может поддержать "младших братьев" по ЕС, если у него будет такое желание, но за свой счет, а не за наш. Дело в том, что реализация проекта СЕГ лишит Украину, Белоруссию и Польшу статуса эксклюзивных транзитных поставщиков российского газа в Европу. Следовательно, они получат абсолютно равные со всеми права и возможности доступа к российскому газу – по европейским ценам и без малейшего шанса использовать свое особое положение в решении спорных политических вопросов с Россией. Вдобавок, прибегая к прямым поставкам в Европу, Россия может неплохо сэкономить на транзите, особенно, учитывая желание украинской стороны "взвинтить" тарифы на перекачку газа почти втрое.

Впрочем, на европейском газовом рынке к 2010 году ожидается рост потребления газа сверх заключенных долгосрочных контрактов в объеме порядка 100 млрд куб. м, и ныне действующие газопроводы просто физически не могут обеспечить прокачку такого объема. Поэтому, похоже, экономическая целесообразность победит чрезмерные политические амбиции противников России в Европе. Кроме того, с пуском в строй СЕГ у нашей страны появится возможность завязать прямые экономические связи с другими европейскими странами. Сегодняшнее подписание соглашения – важный шаг к обоюдовыгодному для нас и Германии решению вопроса. Противникам же СЕГ остается посоветовать учиться существовать в условиях равных возможностей с остальной Европой, к которой они принадлежат или стремятся принадлежать.