Смекни!
smekni.com

Роль России в мировом хозяйстве: факторы и тенденции (стр. 2 из 6)

Процесс эффективной интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений, в международном разделении труда находится в самом начале. Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только одна четверть российской экономики «завязана» на внешние рынки. Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна.

2. Роль России в мировом хозяйстве: факторы и тенденции

Процесс возрождения России не мог не сказаться на ее месте и роли на мировой арене. Позади остался период, когда после развала СССР Россию не без причины рассматривали как страну, готовую быть ведомой, лишь бы "попасть в цивилизованное общество". Главной чертой внешнеполитического курса, которым пошла наша страна при президентстве Путина, стало отстаивание национальных интересов. Причем Россия стремится решать эту задачу не через конфронтацию с кем бы то ни было, без попыток укрепить свои позиции путем создания военных блоков, а развивая многосторонние отношения с государствами, расположенными на различных континентах. Это отнюдь не означает, что Россия не способна дать отпор в случае посягательства на ее жизненные интересы - резко возросла обороноспособность страны, можно считать, из руин девяностых годов поднимаются ее Вооруженные силы.

Внешняя политика во все большей степени направляется на восстановление России в качестве державы мирового класса. Это создает важное условие обеспечения целостности страны, преемственности того курса, которым она пошла в последние годы, стабильности в регионе и на глобальном уровне, успеха мер против распространения ядерного оружия, действий, направленных на обуздание международного терроризма.

Не вступив в гонку вооружений, Россия укрепляет адекватный возникающим угрозам свой военный потенциал.

А теперь достаточно подробно проанализируем ситуацию России на международной арене. Во многом здесь помогут эксперты экономического форума.

«Россия метит в пятерку. Она становится гиперконкурентом для мировых экономик - признали эксперты экономического форума в Лондоне.» - так заявил Евгений Арсюхин в "Российской газете" №4349 от 24 апреля 2007 г. Подробнее: «

Россия из Лондона выглядит куда лучше, чем из Москвы. Заседание 10-го Российского экономического форума в Лондоне началось с беспрецедентного панегирика успехам нашей страны в исполнении ведущих мировых бизнесменов и экспертов. И в будущем достижения окажутся, может быть, еще значительнее: Россия, как выясняется, едва ли не единственная сырьевая держава, которой удается диверсифицировать свое хозяйство.

Роберт Маннинг, президент Российского экономического форума в Лондоне, задал тон дискуссии, назвав Россию "гиперконкурентом" среди ведущих экономик мира. Возможно, это не нравится тем, кто еще пять лет назад считал Россию отсталой, а 10 лет назад ждал, что Россия не только обанкротится, но и распадется на части, заявил он, но для него лично Россия - это "лучший бизнес в мире, лучше Бразилии и Китая". Ханс-Йорг Рудлофф, президент Barclays Capital не без удовольствия вспоминал те времена, когда "западные ученые относились к России как к лабораторной крысе". Не без удовольствия - потому что Россия сумела восстановиться "без помощи западных ученых, пойдя своим путем". Москва понимает о необходимости диверсифицировать экономику, что, возможно, получится у России лучше, чем практически у всех сырьевых держав.

Итог этой дискуссии подвел Крис Бакстер, президент "Ренессанс Капитал", для которого новый деловой центр в Москве - символ ее будущего финансового могущества. В ближайшие годы Москва, скорее всего, войдет в пятерку мировых финансовых центров, а там - кто знает. По словам г-на Бакстера, "только один из десяти экспертов верит, что Нью-Йорк сохранит звание финансовой столицы мира". Фондовый рынок России работает "просто поразительно", проблемы решаются быстро, капитализация московской финансовой площадки стремительно догоняет Франкфурт и Париж.»

Теперь рассмотримположение России в энергетической сфере. В"Российской газете" №4684 от 17 июня 2008 г. в статье Сергея Караганова, декана факультета мировой экономики и политики ГУ-ВШЭ«Миллиарды про запас» мы можем посмотреть ситуацию в энергетической сфере в динамике:

«В мире образовался не предсказывавшийся относительный дефицит энергии. Главная причина - беспрецедентно быстрый рост мировой экономики в основном за счет успеха новых гигантов - Китая, Индии. В результате - быстрый рост цен на энергоносители. Этот дефицит в ближайшие годы преодолеть не удастся. Вызванное им подорожание топлива требует серьезной структурной перестройки мирового хозяйства, потребления в развитых странах, привыкших за последние десятилетия к относительно дешевой энергии. Нужно менять модель потребления. Началось быстрое перераспределение мирового богатства, валового национального продукта от богатых стран старого капитализма - в основном потребителей энергии - к странам-производителям. Ситуация качественно усугубилась из-за "энергетической революции".

Россия оказалась в эпицентре нового соревнования-противостояния. И как быстро развивающаяся страна нового "авторитарного" капитализма, и как производитель энергии, отказавшийся отдать свои ресурсы старому Западу. К тому же в силу целого ряда неэнергетических причин Россия за последние 6-7 лет добилась ракетообразного взлета своего международного веса и влияния. По всем нормальным подсчетам получается, что зависимость Запада, особенно Европы, от внешних, в т.ч. российских источников энергии, будет только возрастать. Если мы признаем реальность: борьба идет вокруг цены, то нужно менять и политическую стратегию. Россия не только крупнейший производитель, но и потребитель. Пока нескончаемый рост цен не только и уже не столько плюс, но огромный минус для нашей страны. Он деформирует национальное развитие, развращает элиту, оттягивает переход на рельсы новой экономики, все более очевидно начинает угрожать благосостоянию большинства населения, не связанного с нефтью и газом, но платящего за эту энергию.» Из этой статьи видна тенденция усиливающегося влияния России в сфере энергетики.

Еще в«Экономическом обозрении» за апрель 2006 №3в статье «Мировой экономический рост и спрос на энергию: новая модель» доктор экономических наук, Президент фонда «Институт энергетики и финансов» Григорьев Леонид Маркович и эксперт департамента экономики фонда «Институт энергетики и финансов» Салихов Марсель Робертович высказали свои мнения относительно энергоресурсов в мировой экономике: «Несмотря на рост цен на энергоресурсы мировая экономика демонстрирует высокую динамику. Наблюдается один из самых синхронных подъемов в истории мировых деловых циклов. Важной особенностью текущего периода являются необычайно высокие по историческим меркам темпы роста в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой. В реальность превращаются прогнозы о новой конфигурации экономической мощи в мире Перспективы развития мировой энергетики являются одной из наиболее актуальных и обсуждаемых глобальных проблем. При сохранении или даже снижении темпов роста в развитых странах наблюдается устойчивый многолетний отрыв в темпах развития ряда ведущих развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии. Эти тенденции, дополненные восстановлением роста в России и сравнительно устойчивым ростом Бразилии, превращают в реальность прогнозы о новой конфигурации экономической мощи в мире в пользу этой группы стран, что еще недавно воспринималось как маловероятное и отдаленное событие. Прирост спроса на энергоресурсы в мире теперь во многом определяется не только огромными потребностями США, ЕС и Японии, но и процессами индустриализации и создания потребительского общества в странах с формирующимисярынками и душевым ВВП менее 10 тыс долларов. Потребность мира в энергоносителях, естественно, определяется как процессами энергосбережения, так и темпами роста. В этих условиях несколько фундаментальных факторов воздействуют на характер экономического роста и энергопотребления. Для целей долгосрочного прогноза важен прежде всего тот факт, что идет перемещение мировой промышленности, в том числе энергоемких отраслей, в развивающиеся страны, прежде всего Китай и Индию.

Ближайшие годы мировая экономика будет продолжать жить при технологиях, которые были внедрены за предыдущие полтора десятилетия. Ученый совет ИЭФ 29 октября 2007 года обсуждал вопрос о существенной недооценке роста мирового спроса на энергию в двух наиболее авторитетных прогнозах до 2030 года: Международного энергетического агентства (МЭА) и Департамента энергетики США (ДЭ США). В рамках собственного исследования ИЭФ пришел к выводу, что существующих на Западе представлений недостаточно для создания реалистической картины энергоснабжения мира до 2030 года. Наши расчеты показывают, что при инерционном умеренном энергосбережении в мире (порядка 2 п.п.) и высоком росте мирового ВВП (до 4 п.п. в среднем) за период до 2030 г.мировой экономике потребуется гораздо больший объем энергии. В расчетах Международного энергетического агентства заметно резкое падение прогнозируемых темпов роста Китая и Индии после 2015 года. Новый Доклад МЭА (World Energy Outlook 2007) наконец признал этот сценарий неустойчивым, впервые с начала создания этих прогнозов. Отметим также, что МЭА по совершенно непонятным причинам продолжает прогнозировать 3% роста в России до 2030 года. По нашему мнению, это скорее указывает на отсутствие концепции и ясности в мире в отношении будущего России, характера развития ее экономики и энергетики, энергосбережения и экспорта. Ей фактически приписаны малые темпы роста – так, чтобы они не влияли на крупные подвижки в сложной динамической картине мира. Общая картина энергопотоков в мире будет определяться темпами экономического роста, уровнем энергосбережения и будущим научно-техническим прогрессом. По всей видимости, пересмотр роли России отложен МЭА до оглашения итогов президентских выборов 2008 года и принятия Энергетической стратегии до 2030 года.