Смекни!
smekni.com

Российско-польские отношения в XIX - первой половине XX в. (стр. 2 из 6)

После восстания 1830-1831 гг. автономия Царства Польского была существенно урезана, а после восстания 1863-1864 гг. в Царстве Польском были проведены реформы – аграрная, сословная и административно-территориальная. Реформа системы образования преследовала цель ослабить влияние шляхты и католического духовенства на подрастающее поколение, воспитать молодежь Царства Польского «в духе единения с Россией и служениям общим пользам края неразрывно с пользами Империи».[5] Образование приобретало исключительно светский характер.

Глава 3. Русификация Царства Польского

Во второй половине 1860-х годов усиливается процесс русификации Царства Польского, хотя он не носил такого насильственного характера, как это было в Германии, онемечивавшей свою часть Польши. Были закрыты польские школы, в государственных учреждениях запрещалось употреблять польского языка. Велась борьба против католичества, так как образ поляка неразрывно связывался именно с ним.

До середины 1869-х годов Царство Польское обладало финансовой самостоятельностью, имело собственный бюджет, бюджетное и налоговое законодательство, денежную систему, что способствовало его особому административно-политическому статусу в составе империи. Поражение восстаний привело к преодолению ассиметрии экономического развития Царства Польского и России в целом, вписало его налоговую, денежную и бюджетную систему в единую империчекскую экономику.

После 1863-1864 гг. в условиях быстрого экономического развития России ускорилось «врастание» польских земель и польского населения в империю. Подавляющее большинство поляков превратились в лояльных граждан Российской Империи. Русские стали относиться к полякам более доброжелательно. Всё большее число образованных поляков покидали Царства Польское и переезжали на местожительство во внутренние российские губернии, где они работали чиновниками, профессорами, учителями, инженерами, железнодорожниками. Обрусевшие поляки стали достаточно распространенным явлением. В 1914 г. Санкт-Петербург стал четвёртым – после Варшавы, Лодзи и Вильно – городом в империи по сосредоточению польского населения (65 тыс. человек).

Несмотря на противодействие царской власти, большинство чиновников в Царстве Польском были поляки, а не приехавшие их Москвы или Петербурга русские. Поляки охотно шли на государственную службу. В некоторых губерниях и уездах до 78-80% чиновников составляли местные уроженцы. Поляки были необходимы из-за знания языка и страны, они являлись посредниками между населением, в большинстве своем не понимавшем по-русски, и чиновниками, прибывавшими из внутренних губерний, и как правило, не знавшими польского языка. Число русских служащих в Царстве Польском возрастало, хотя и не превышало вместе с военными нескольких процентов населения. В целом, процент поляков на русской службе был значительно выше, чем процент польского населения в государстве. В царской армии 15% были поляки.

Непосредственная угроза отделения польских земель миновала, и польский вопрос во внутренней политике отошел на второй план. Царство Польское рассматривалось как неотъемлемая часть Российской империи. Большинство российской политической элиты в конце XIX в. Продолжало руководствовалось словами императора Николая I, обращенными к полякам: «Верьте мне, что настоящее счастье – принадлежало России и пользоваться благодеяниями её покровительства. Я буду делать вам добро помимо вашей воли». В 1880-1890 годах дискуссия шла о том, насколько необходимо для блага российского государства политическое и культурное равенство поляков в пределах империи, насколько достижимо в перспективе восстановление автономного устройства русской Польши. Последние годы XIX в. – первые годы XX в. ознаменовались отказом правящих кругов России от какой-либо программы в польском вопросе и их маневрированием между примирительными тенденциями и попытками обрусения поляков.

Освободительная борьба принимала новые формы. Поляки активно включились в революционном российском движении. Это была «бунтарская» нация. Летом 1881 г., после убийства Александра II, на окраинах империи начались погромы поляков, наравне с евреями, как виновников этого убийства. В армии Шамиля на Кавказе служили беглые поляки из русской армии.

В Сибирь, на Кавказ, в сегодняшний Казахстан ссылались десятки тысяч поляков: бывшие барские конфедераты, участники польских национальных восстаний, члены тайных организаций, социалисты. В 20-е годы XX в. в Сибири жили более 300 тыс. польских переселенцев и ссыльных, люди всех сословий – от крестьян до аристократов, однако преобладали интеллигенция, учащаяся молодёжь. Часть из них сыграла важную роль в освоении и развитии Сибири. Польский исследователь В. Серашевского первым подробно описал быт, традиции, духовную культуру якутского народа. Его фундаментальный труд «Якуты» стал открытием для всего научного мира. Географ И. Черский составил первую геологическую карту побережья Байкала, его именем назван гигантский горный хребет в Восточной Сибири. Десятки тысяч поляков внесли свой вклад в развитие российской науки, техники, культуры. Польские корни имели известный путешественник Н. Пржевальский, выдающийся учёный К. Циолковский, первый русский полярный летчик Я. Нагурский, композитор Д. Шостакович и многие другие.

Глава 4. Изменение отношения к Польше

В начале XX в. в российском обществе меняется отношение к Польше. Появились политические партии, программы которых предполагали решить польский вопрос – вплоть до предоставления её независимости. Оформился российско-польский революционный союз левых сил, ставший впоследствии важным фактором, определившим пути сотрудничества в борьбе с царизмом, за установление строя социальной справедливости и принципы российско-польских отношений на основе общности идейных целей. Российские социал-демократы считали разделы Польши преступлением.

Русская революция 1905 года или Первая русская революция - название событий, происходивших в период с января 1905 по июнь 1907 г. в Российской империи.

Толчком к началу массовых выступлений под политическими лозунгами стало «Кровавое воскресенье» - расстрел императорскими войсками в Санкт-Петербурге мирной демонстрации рабочих во главе со священником Георгием Гапоном 9 (22) января 1905. В этот период стачечное движение приняло особенно широкий размах, в армии и на флоте произошли волнения и восстания, что вылилось в массовые выступления против монархии.

Итогом выступлений стала октроированная конституция - Манифест 17 октября 1905 года, даровавший гражданские свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Был учреждён Парламент, состоящий из Государственного Совета и Государственной Думы.

За революцией последовала реакция: так называемый «Третьеиюньский переворот» от 3 (16) июня 1907. Были изменены правила выборов в Государственную думу для увеличения числа лояльных монархии депутатов; власти на местах не соблюдали декларированные в Манифесте 17 октября 1905 года свободы; наиболее существенный для большинства населения страны аграрный вопрос не был решён.

Таким образом, социальное напряжение, вызвавшее Первую русскую революцию, не было полностью разрешено, что определило предпосылки для последующего революционного выступления 1917 года.

Причиной революции стало развитие форм деятельности человека в новую инфраструктуру государства, возникновение промышленности и видов деятельности при хозяйствовании, радикально отличающихся от видов хозяйствования XVII-XIX столетий, влекло обострение необходимости реформирования деятельности власти и органов власти. Прекращение периода существенной значимости натурального хозяйства, интенсивная форма прогресса промышленных методов, уже для XIX века потребовали радикальных новаций в администрировании и праве. Вслед за отменой крепостного права и преобразованием хозяйств в предприятия промышленности - требовался новый институт законодательной власти и нормативные правовые акты регулирования правоотношений.[6]

В революции 1905-1907 гг. польский пролетариат играл активную роль. Волнения в России незамедлительно вызвали реакцию в Царстве Польском. В русской Польше проживало лишь 13,5% всех заводских и фабричных рабочих империй, а в забастовках участвовало 29% стачечников Российской империи. В Царстве Польском социальные требования сочетались с национальными. Во время революции русская либеральная интеллигенция выступала с требованием автономии Польши и призывала к русско-польскому сближению. Напор революционного движения в Царстве Польском вынудил царское правительство смягчить свою политику в отношении поляков. Разрешили открывать частные школы с польским языком обучения, польский язык был включен в программы государственных начальных школ, полякам было разрешено покупать землю на территориях, вошедших в состав империи результате трёх разделов Польши, переходить из православия в католичество и т.д.

Многие годы пребывания в составе Российской империи давали о себе знать. В первую мировую войну почти не было дезертирства поляков из русской армии. Более того, в 1915г, когда казаки покидали Варшаву, польские женщины плакали, потому что уходили «свои». А когда вместо российских войск вместе с немецкими войсками вошли легионы Ю. Пилсудского, никто не встречал их цветами. Большинство варшавян ожидали возвращения «наших», то есть русских.

Вместе с тем Российская империя так и не смогла ассимилировать Польшу в культурном отношении, которая в определенной степени оставалась инородной частью империи. Можно было победить поляков на поле боя, но невозможно было покорить их, поскольку за ними стояло историческое наследие великодержавного европейского государства. Польская знать сосредоточилась в основном на культурно-образовательной сфере. Это был один из путей сохранения польского этноса. Аристократы активно участвовали в создании на территории империи польских учебных заведений, научных и культурно-просветительских институтов. Важнейшую роль в сохранении польского духа играла католическая церковь.