Смекни!
smekni.com

Россия в мировой экономике (стр. 3 из 13)

Россия уже давно является энергетической базой для Западной Европы, миллионы тонн нефти и миллиарды кубометров газа по нефтегазопроводам идут на территорию Европейского Союза. Многие российские нефтяные компании ориентированы в первую очередь на удовлетворение спроса из Европы, а не российского спроса в нефти и газе. Построены тысячи километров нефтепроводов, которые связывают европейские страны с отдаленными уголками нашей страны, где ведется разработка и добыча нефти и газа, строятся новые нефтепроводы и модернизируются уже имеющиеся. Но потенциальные запасы углеводородного сырья в России позволяют обеспечивать этими ресурсами не только страны Европы, но и страны Азии, в первую очередь Китай и Японию.

Нефтепровод к Тихому океану позволит транспортировать до 80 млн. тонн нефти, которая пойдет на экспорт в Китай, Японию, Южную Корею, Индонезию и Австралию. Несколько лет в Москве велись споры, куда направить новую сибирскую трубу – к порту Находка, с прицелом на Японию и США, или в китайский Дацин. И Пекин, и Токио крайне заинтересованы в российских энергоносителях: Япония практически полностью зависит от поставок нефти с Ближнего Востока, а Китай согласно оценкам экспертов, в ближайшие 20 лет будет наращивать энергетические потребности рекордными темпами. Еще во время поездки в Токио в ноябре 2005 года Путин дал понять, что Япония без российской нефти не останется. В обмен, как утверждают аналитики, Россия рассчитывает получить японские инвестиции – не только для развития богатой нефтью Сибири, но также машиностроения и высоких технологий [57].

Экономическая целесообразность строительства восточного нефтепровода имеется. Во-первых, существующих запасов нефти и газа еще достаточно, чтобы экспортировать их не только в Западную Европу, но также и в страны Азии. Во-вторых, в ближайшее время может начаться разработка арктического шельфа, который можно полностью или частично направить на удовлетворение потребностей азиатских стран. В-третьих, учитывая то, что страны Азиатско-Тихоокеанского региона показывают значительную динамику роста, а совместно с ним и увеличение потребления углеводородов. Все эти факторы говорят о том, что строительство и дальнейшее обеспечение российскими углеводородами азиатских стран возможно и будет реализовано правительством России и отечественными компаниями в самое ближайшее время.

Запасы арктической нефти примерно эквивалентны нынешнему трехлетнему объему мирового потребления нефти. Общие неразведанные запасы – 412 млрд. баррелей нефти и газа в нефтяном эквиваленте. Уже открытые сухопутные месторождения Арктики содержат 240 млрд. баррелей нефти и газа в нефтяном эквиваленте, но большинство запасов в регионе лежит на морском дне. Россия обладает наибольшими среди арктических стран запасами углеводородов. На районы, которыми Россия уже владеет или на которые претендует, приходится более 250 млрд. баррелей нефти и газа в нефтяном эквиваленте. Это 60,1% общих запасов. Наличие в российских секторах Арктики значительных запасов углеводородов «укрепит российское глобальное доминирование в ресурсной сфере». Но в обозримом будущем разработка этих ресурсов будет сдерживаться из-за сложных природных условий [15, с. А03].

Арктические запасы нефти при соответствующих технологиях добычи, разведки и транспортировки позволят снабжать азиатские страны нашими углеводородами. Также снабжать Азию нефтью Россия сможет благодаря сахалинской нефти, возможно в будущем начнется освоение Камчатского шельфа, нефть из этих источников прямиком направится в Японию, Китай и возможно в Соединенные Штаты Америки, а это один из самых крупных потребителей углеводородов.

Прогнозные ресурсы Западно-Камчатского шельфа оцениваются предварительно в 900 млн. тонн условного топлива [59]. Хотя Минприроды не получало заявок по лицензии на Западно-Камчатский шельф, в том числе и от «Роснефти», то есть в ближайшее время разработка шельфа не начнется.

В сфере добычи и продажи углеводородов есть ряд проблем. В 2007 году потребление нефти выросло на 1,1%, а добыча упала на 0,2%. Добыча снизилась во всех основных регионах, кроме стран бывшего СССР и Африки, а сильнее всего – в Норвегии. Более четверти бензина в мире продается по ценам ниже рыночных. То есть в этих странах имеются конкурентные преимущества, например, для строительства электростанций работающих на газе и мазуте. В мае 2008 года потребление бензина в США было на 140000 баррелей в день меньше, чем годом ранее. Снижение спроса в странах Организации Экономического Сотрудничества и Развития (на 390000 баррелей в день) оказалось самым крупным с 1983 года [8, с. Б02]. Но снижение потребления бензина не говорит о том, что в ближайшее время от него полностью откажутся, причины этого события лежат в другом. Во-первых, в странах с развитой экономикой постепенно переходят на более экономичное потребление нефтепродуктов, а во-вторых, повышение цен на нефть прямо отражается на ценах на бензин и другие виды топлива (по крайней мере, в странах с развитой экономикой), что в свою заставляет население таких стран начинать экономить на топливе. Но все-таки нельзя говорить о том, что в скором будущем наши углеводороды будут никому не нужны, тем более, когда Россия имеет бурно-развивающегося соседа в лице Китая.

Прирост запасов нефти в последние годы происходил в основном за счет слияний и поглощений – это было дешевле, чем вкладывать в новые проекты, а теперь компаниям сложно нарастить добычу. Динамика спроса и предложения показывает, что причин для удешевления нефти нет. Министр финансов Великобритании объясняет дороговизну нефти развитием Азии: там 10%-ный рост доходов населения увеличивает спрос на нефть на 70%, а в США – лишь на 20%. Это как раз и является тем фактором, по которому многие российские нефтяные компании начинают переориентироваться с Запада на Восток, строится восточный нефтепровод, ведь увеличение потребности нефти и газа в Китае должно быть удовлетворено. Удовлетворить спрос Китая в углеводородах способна только Россия. Кроме Китая и Индии интенсивная индустриализация идет на Ближнем Востоке, где цены на топливо ниже мировых [8, с. Б02]. Все это говорит о том, что в ближайшее время цены на нефть будут продолжать расти. За 2007 год добыча упала, запасов нефть стало также меньше, при этом потребление выросло. Но как видно из динамики цен на нефть в 2008 году, нефть постепенно дешевеет, хотя и достигла цены более чем в 140 долларов США за баррель нефти.

С середины лета нефть подешевела уже на 40% с лишним. Например, 10 октября 2008 года стоимость барреля опускалась ниже 80 долларов, до 12-месячного минимума. «Сейчас уровень цен во многом определяется состоянием финансовых рынков, которые стали восприниматься как индикаторы общеэкономической ситуации. А она очень нестабильна, поэтому и о будущей цене на нефть ничего определенного сказать нельзя», - утверждает аналитик банка «Зенит» Дмитрий Дзюба. Международное энергетическое агенство (IEA) снизило прогноз мирового спроса на нефть на 100 тысяч и 140 тысяч баррелей в сутки в 2008-м и 2009 годах соответственно. Потребности мировой экономики составят 86,8 миллиона баррелей в сутки в 2008 году и 87,6 млн. – в 2009-м году [25, с. 22].

Объемы добычи нефти и газа в России снижаются – это связано с общемировым кризисом, и как следствие, падением спроса на углеводороды. Из-за мирового кризиса нефтегазовые компании уменьшают свои запасы, например, ТНК-BP снизила запасы на 1,4%, норвежская StatoilHydro сокращает запасы на 7%, французская Total – на 1%. О снижении доказанных запасов уже предупредила и ConocoPhillips [29, с. А01]. Российский газовый гигант «Газпром» из-за кризиса корректирует планы по бюджету на 2009 и последующие годы.

Российский топливно-энергетический комплекс вернется на докризисный уровень через 3 – 5 лет, считает президент «Роснефти» Сергей Богданчиков: «Думаю, 3 – 5 лет – это нормальный срок, в течение которого мы можем выйти на те ощущения комфортности, которые присутствовали в середине 2008 года». Добыча нефти будет расти, но «темпы будут уже не те» и потому государство должно стимулировать отрасль, считает Богданчиков. В частности, новый проект «Роснефти» - Ванкор (добыча на пике 25 млн. тонн в год; запасы – 515 млн. тонн) за 40 лет при сегодняшних налогах и сборах, а также расходах на транспорт принесет всего 2 млрд. долларов прибыли при цене нефти 60 долларов за баррель [65].

Добыча нефти в России, снизившаяся в 2008 году впервые за 10 лет, будет продолжать падать, если не уменьшить налоговую нагрузку на нефтяные компании, сказал в интервью TheWallStreetJournal президент «Лукойла» Вагит Алекперов. По его оценкам, в 2009 году нужно снизить нагрузку на 10 млрд. долларов. Он также сообщил, что «Лукойл» вынужден отложить модернизацию двух нефтеперерабатывающих заводов – в Перми и Волгограде, а также пуск месторождения природного газа на Каспии [65].

Немногие страны в 2007 году наращивали объемы добычи нефти – это только Россия, страны постсоветского пространства и государства Африки, в других странах-экспортерах нефти наблюдалось снижение добычи – причем иногда очень значительное до 7,7% от уровня добычи в 2006 году. Если вспомнить закон спроса и предложения, то можно предположить, что цена на баррель нефти будет расти, так как потребление нефти все-таки растет, а добыча снижается.

Потребности в нефти в 2008 году составили 86 – 87 млн. баррелей в день, что на 5% больше, чем в 2007 году. Глава Минфина Алексей Кудрин признает, что 2008 год был пиковым по добыче углеводородов в России, а также по уровню нефтяных доходов [25, с. 23]. Из-за высокой цены на баррель нефти в январе – апреле 2008 года Минфин собрал 3 трлн. рублей. Это на 57% больше, чем в аналогичном периоде 2007 года [1, с. 4].

Средняя цена тысячи кубических метров природного газа в 2008 году составила 401 доллар США, это почти в полтора раза больше, чем в 2007 году ($272,8 за 1000 кубических метров) [27, с. Б03].

Таблица 1

Объемы добычи нефти и газа в России в 2008 году и январе 2009 года