Смекни!
smekni.com

Слияния и поглощения транснациональных корпораций как инструмент повышения стоимости и конкурентоспособности (стр. 12 из 17)

Стратегия компании нацелена на маркетинг инновационных препаратов, защищенных патентами на мировом фармацевтическом рынке. Кроме того, выделяя 7 млрд долл. США на научные исследования, компания «Пфайзер» может существенно повысить продуктивность создания новых лекарственных средств.

Кроме того, мы живем в эпоху бурного развития биотехнологии и фармации. Тысячами мелких и средних биотехнологических компаний предложен целый спектр новых молекул для лечения разнообразных заболеваний. К сожалению, эти компании не располагают необходимыми финансами для проведения клинических испытаний новых лекарственных средств, не имеют необходимых каналов для реализации препаратов. По некоторым подсчетам, для разработки одного нового препарата и его внедрения на фармацевтический рынок требуется 950 млн долл. США. При этом 70% средств уходит на проведение клинических испытаний.

Можно предположить, что, концентрируя капитал, компания «Пфайзер» стремится стать форпостом, осуществляющим клинические исследования инновационных лекарственных средств, разработанных биотехнологическими компаниями, и их маркетинг на мировом фармацевтическом рынке. Биотехнологические компании при этом получат солидную прибыль и возможность продолжать работу над созданием новых препаратов. А компания «Пфайзер», пополняя свой портфель препаратов новыми запатентованными лекарственными средствами, обеспечивает дальнейший рост прибыли

* Блокбастер — препарат, объем продаж которых в течение года превышает 1 млрд долл. США.

2.7. Крупнейшие мегасделки 2002—2005 годов

[25]Одной из крупнейших сделок в корпоративной истории является приобретение в 2002 году американской корпорацией General Electric компании Honeywell, специализирующейся на производстве электронного оборудования для авиационной промышленности, автоматизированных систем контроля и высокотехнологичных материалов. Эта сделка, если подходить строго к ее классификации, не является трансграничной, так как объединяются две американские компании, но, учитывая ее масштабы (объединение двух ТНК), ее очень сложно обойти вниманием. Мы остановимся на ней подробнее, потому что в этой сделке, как в зеркале, отражаются наиболее характерные особенности современных мировых процессов слияний и поглощений компаний, как с точки зрения их характера, так и мотивов.

Сделка по поглощению General Electric компании Honeywell была оценена в 45 млрд. долл. США, несмотря на то, что годовой оборот Honeywell составлял 24 млрд. долл. Дополнительно General Electric взяла на себя еще 3,4 млрд. долл. долгов Honeywell. Сделка имела форму обмена акциями.

Обе компании на протяжении длительного времени конкурировали и сотрудничали в одних и тех же отраслях: разработке авиационных систем и компонентов авионики, производстве пластиков и композитных материалов, разработке, тестировании и производстве двигателей с газовой турбиной, предназначенных для установки на танки, и т.п.

General Electric являлась крупнейшим в мире производителем авиационных двигателей, а Honeywell занимала позиции ведущего мирового производителя авионики, в основном работающего на государственный заказ правительства США. Совокупный оборот авиационных подразделений объединенной компании ориентировочно составит 20 млрд. долл. В результате General Electric превращается в мирового лидера по производству авиаоборудования. Размер General Electric в результате реализации сделки увеличился почти на треть, и американская компания превратилась из гиганта в супергиганта мировой экономики.

До проведения этой сделки General Electric значительное внимание уделяла развитию сектора услуг, в результате чего 42% дохода корпорации приносили финансовые подразделения, с поглощением Honeywell компания возвращается в реальный сектор экономики.

Важнейшими мотивами General Electric при приобретении Honeywell явились:

  • слияние исследовательской базы, за счет чего уже в 2003 году должно быть получено 1,5 млрд. долл. экономии. Honeywell является держателем целого ряда патентов, интересующих как General Electric, так и его конкурентов. Так, только в 2002 году компания Honeywell сертифицировала ряд интересных новинок, в том числе спутниковую систему связи в воздухе;
  • стремление не допустить усиления конкурента — компании United Technologies Corp., которая до последнего момента также вела переговоры о поглощении Honeywell, но General Electric были предложены лучшие условия сделки;
  • усиление позиций на рынке автоматизации производства (у основного конкурента в этой области — швейцарско-шведской компании ABB, занимающего до поглощения треть рынка, после объявления этой сделки курс акций упал на 5,1%);
  • стремление сохранить доходы компании в условиях возможного экономического спада и прогнозируемого увеличения госзаказа для оборонной промышленности, что заставило General Electric усилить реальный сектор, который после поглощения Honeywell снова должен стать преобладающим над сектором услуг. В периоды стагнации выигрывают, как правило, производители технологий и продукции по сравнению со сферой финансов или электронным бизнесом;
  • приобретение дополнительной клиентской базы: от потребителей технологий и продуктов Honeywell в области нефтехимии до покупателей в области автоматизации бизнес-процессов;
  • помимо экономии издержек за счет слияния исследовательской базы предполагается и сокращение издержек по другим направлениям, в частности, за счет устранения дублирования функций. Так, штаб-квартира Honeywell в штате Нью-Джерси должна закрыться, что приведет к ликвидации более чем 500 рабочих мест.

Давая характеристику приведенной выше сделке, можно отметить, что это было, как уже отмечалось, не слияние, а поглощение, причем дружественное, а по характеру интеграции — горизонтальное. В связи с этим представляют интерес общие закономерности при реализации процессов слияний и поглощений компаний в мире.

Если иметь в виду, что при трансграничных слияниях активы и операции двух компаний, представляющих разные страны, объединяются, и создается новое юридическое лицо, а под трансграничным поглощением понимается взятие иностранной компанией другой (местной) под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее, превращение ее в филиал, то примерно 3% от общего объема трансграничных слияний и поглощений официально признаются слияниями, остальные приходятся на поглощения. Из всех сделок по поглощению компаний полные составляют две трети. На неполные, т.е. миноритарные (в пределах 10—49%) поглощения приходится треть сделок в развивающихся странах и менее чем одна пятая — в развитых.

[26]По данным на начало сентября 2003 года, крупнейшей сделкой года было поглощение немецкой компанией Deutsche Telecom AG американской компании VoiceStream Wireless Corp. в объеме 24,6 млрд. долл. Стоимость всех слияний и поглощений, включая трансграничные и национальные, за первые 8 месяцев 2003 года составила 1,1 трлн.долл., что равно только половине объема за тот же период предыдущего года. Причинами снижения активности в области слияний и поглощений компаний явилось замедление развития мировой экономики, падение курса акций отдельных компаний, временное затишье в определенных отраслях промышленности (телекоммуникации, автомобильная промышленность).

Правда, уже в первых числах сентября свершилась и еще одна так называемая сделка года, причем крупнейшая сделка в истории компьютерной отрасли. Мы остановимся на ней подробнее, потому что ряд экспертов рассматривает эту сделку как закономерное следствие серьезного кризиса, переживаемого мировой отраслью производства компьютеров и полупроводниковых приборов в связи с резким падением спроса на эту продукцию, как явный признак коллапса отрасли: ведь речь идет об исчезновении крупнейшей компьютерной компании — Compaq, второго в мире (после Dell) производителя персональных компьютеров и лидера в сегменте ПК-серверов. Причем аналитики прогнозируют, что объявленная сделка по поглощению компании в условиях кризиса компьютерной отрасли — не последняя, и обсуждения касаются только того, кто же будет следующим.

Итак, 3 сентября 2003 года было объявлено о поглощении Hewlett-Packard, второй по величине в мире компьютерной компанией, своего ближайшего конкурента — компании Compaq Computer.

Поглощение оценивается в 25 млрд. долл. США, причем оплата будет производиться путем обмена акциями. За каждую акцию Compaq ее акционеры получат по 0,6325 акции Hewlett-Packard. В результате акционеры Hewlett-Packard будут владеть 64% объединенной компании, а совладельцы Compaq — 36%.

Объединенная корпорация будет контролировать 19% мирового компьютерного рынка против 13% у мирового лидера в производстве персональных компьютеров — компании Dell. Предполагается, что Hewlett-Packard после реализации сделки займет ведущие позиции на рынке серверов, настольных и карманных персональных компьютеров, обработки изображений и печати, укрепит позиции на рынке ИТ-услуг, систем программного управления и хранения данных.

Совокупные активы компании составят 56,7 млрд. долл., суммарный валовый доход (ориентируясь на данные 2002 года) — 87,4 млрд. долл., а ожидаемая чистая прибыль — 3,9 млрд. в год. По этим показателям объединенная компания будет уступать лишь крупнейшей компьютерной корпорации — IBM. В Hewlett-Packard будет насчитываться 145 тыс. сотрудников в 160 странах мира.

Предполагается, что реорганизованная компания будет состоять из четырех основных подразделений, занимающихся технологиями обработки изображений и печати, удаленным доступом, ИТ-инфраструктурой и предоставлением услуг. Планируется уже ко второму кварталу 2004 года завершить интеграцию компаний, а с 2005 года начать полноценную совместную деятельность. Компании рассчитывают на быстрое и безболезненное объединение, так как считают, что их организационные структуры и маркетинговые модели похожи.