Смекни!
smekni.com

Сотрудничество Российской Федерации со странами Центрально-Азиатского региона (стр. 13 из 14)

2.3 Российско-Таджикистанские отношения

Дипломатические отношения между Россией и Таджикистаном установлены 8 апреля 1992 года заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 25 мая 1993 года). Именно Россия первой признала независимость Таджикистана. Москва приняла самое активное участие в нелегком процессе межтаджикского урегулирования. В результате настойчивых усилий российской дипломатии в Москве было подписано Общее соглашение об установлении мира и согласия в республике. Благодаря этому документу удалось остановить кровопролитную гражданскую войну и создать в стране предпосылки для мирного развития. С этого момента российско-таджикистанские взаимоотношения обрели новый импульс.

Подписано более 100 межгосударственных и межведомственных соглашений, регулирующих сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, военной и других областях [68, c.175].

Поддерживаются тесные связи в политической области, в том числе, контракты на высшем уровне. В апреле 1999 г. состоялся официальный визит Президента Э.Рахмона в Москву, в ходе которого подписаны Договор о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, ориентированном в ХХI век, Договор о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан.

В апреле 2003 года Президент России В.В.Путин нанес рабочий визит в Душанбе. На переговорах с Э.Рахмоном были определены конкретные направления дальнейших совместных действий по выводу двусторонних отношений на новый уровень.

В ходе состоявшегося в июне 2004 года рабочего визита Э.Рахмона в Россию обсуждались ключевые вопросы российско-таджикского взаимодействия в военной и пограничной сферах, урегулирования государственного долга Таджикистана перед Россией, расширения торгово-экономических связей, а также проблематика миграции [67, c.13].

16-17 октября 2004 года состоялся официальный визит Президента Российской Федерации в Таджикистан. Были подведены итоги многолетней совместной работы по всем направлениям сотрудничества и подписан пакет соглашений, охватывающих как российское военное присутствие в Таджикистане (Протокол об обмене ратификационными грамотами по Договору о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Таджикистана от 16 апреля 1999 года, четыре конкретизирующих положения Договора соглашения, Соглашение о передаче в собственность России оптико-электронного узла «Нурек» системы контроля космического пространства), так и новый формат двустороннего сотрудничества по пограничным вопросам, предусматривающий его продолжение в форме функционирования Оперативной пограничной группы ФСБ России в Таджикистане и передачу функций по непосредственной охране таджикско-афганской границы погранслужбе этой страны. Подписанные в ходе визита межправительственное Соглашение о досрочном погашении задолженности Таджикистана перед Россией путем передачи в российскую собственность узла «Нурек» и инвестировании оставшейся части задолженности в строительство Сангтудинской ГЭС-1, Соглашение между Правительством Таджикистана и ОАО «Русский Алюминий» о долгосрочном сотрудничестве существенно расширили перспективы инвестиционного сотрудничества с Таджикистаном. Заключены также соглашения относительно борьбы с незаконным оборотом наркотических веществ, сотрудничества в области информации, вопросов регулирования трудовой миграции (всего в ходе визита подписано 14 документов) [64, c.379].

6 апреля 2005 года с рабочим визитом Россию посетил Э.Рахмон. На встрече с В.В.Путиным были обсуждены вопросы развития торгово-экономических связей, сотрудничества в области энергетики, взаимодействия в пограничной сфере. 6 октября 2005 года в ходе рабочего визита Э.Рахмона в Москву им и В.В.Путиным были открыты Дни культуры Таджикистана в Российской Федерации. 26 мая 2006 года состоялась очередная рабочая встреча двух президентов в Сочи.

В.В.Путин и Э.Рахмон имели неоднократные деловые встречи и отдельные беседы в ходе заседаний Совета глав государств-участников СНГ и Межгосударственного Совета стран - членов Евразийского экономического сообщества, сессий Совета коллективной безопасности, саммитов Шанхайской организации сотрудничества. В их ходе предметно рассматривались вопросы повышения эффективности двустороннего многопланового сотрудничества, вопросы региональной безопасности и укрепления интеграционных процессов в различных форматах [63, c.191].

Россия оказала решающее содействие достижению межтаджикских мирных договоренностей и подписанию в июне 1997 года в Москве Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане.

Развивается двустороннее сотрудничество в военной области, являющейся одной из центральных составляющих во взаимоотношениях двух государств. В Республике Таджикистан дислоцирована российская 201-я мотострелковая дивизия, подразделения которой после вступления в силу межгосударственного Договора от 16 апреля 1999 года с 1 октября 2005 года трансформированы в 201 российскую военную базу. В соответствии с подписанными в ходе официального визита В.В.Путина в Таджикистан соглашениями летом 2005 года проведена передача российскими пограничниками функций по охране афганского участка границы Комитету по охране госграницы при Правительстве Таджикистана. Торжественная церемония передачи функций охраны таджикско-афганской границы прошла в Душанбе 19 октября 2005 года [62, c.318].

Российско-таджикские отношения в 2006 году характеризовались поступательным развитием многопланового сотрудничества между Россией и Таджикистаном. Республику посетили Председатель Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадков (сентябрь 2006 года); Председатель Совета Федерации Федерального собрания С.Миронов, приняв участие в открытии в Душанбе Межпарламентского форума ½Таджикистан - Россия: потенциал межрегионального сотрудничества (24 — 25 августа 2006 года); заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Д.Жуков (май 2006 года); Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации С.К.Шойгу (апрель 2006 года); Министр внутренних делРФ Р.Г.Нургалиев (апрель 2006 года) [68, c. 322].

Таджикистан вынужден ориентироваться на Россию: во-первых из-за привязанности своей техники и промышленных технологий к российским, во-вторых, существует необходимость в военном «зонтике» для республики, пока еще не способной своими силами охранять протяженную границу с Афганистаном. Кроме того, Таджикистан вынужден искать противовес в лице России перед крепнущей за счет усилий Анкары «тюркизацией» региона. Таджикистан является единственной ираноязычной страной в постсоветской Центральной Азии.

Сейчас важным является доведение торгово-экономических связей сотрудничества к уровню политического и военного взаимопонимания. Одним из приоритетов экономического сотрудничества России и Таджикистана может стать взаимодействие в сфере гидроэнергетики. Это направление может стать исключительно важным в нашем экономическом сотрудничестве, имеется в виду заинтересованность Таджикистана в завершении с участием России строительства Сангтудинской ГЭС. При помощи этой станции можно наладить поставки электроэнергии в российские регионы, возможно в Афганистан, а также избавить Казахстан от необходимости переброски электроэнергии из других районов [63, c.187].

В целом двусторонние российско-таджикистанские торгово-экономические отношения сейчас развиваются динамично. В 2001 году объем внешнеторгового оборота между двумя странами составил 234 млн. долл., или 17,5% от общего объема внешнеторгового оборота Таджикистана. Последние годы отмечены усилиями обеих сторон по созданию условий для расширения экономического сотрудничества, привлечения российских инвестиций в экономику Таджикистана.

В настоящее время в Таджикистане создано около 100 предприятий с участием российского капитала, прямые инвестиции составили 1,2 миллиона долларов. При содействии российских организаций разработаны технико-экономические обоснования поэтапного строительства Рогунской ГЭС, создания совместного предприятия на базе Адрасманского горно-обогатительного комбината и месторождения «Восточный и Западный Канимансур» с последующим освоением месторождения «Большой Канимансур». Рассматривается вопрос об участии российских предприятий в освоении месторождения вольфрама «Майхура» [58, c.33].

В целом российско-таджикистанские отношения имеют позитивную динамику и хорошие перспективы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Геополитическая стратегия России в Центральной Азии, как органическая часть ее общей внешней политики, в начале XXI столетия приобретает исключительное значение. В связи с тем, что стратегия в регионе должна служить возрождению России, Москва будет постоянно ее регулировать, учитывая изменения политической обстановки. Но сущность российской стратегии в целом не изменится, ее внешний круг будет предусматривать долгосрочную дружбу с Афганистаном и Ираном, а внутренний - сотрудничество с Казахстаном, контроль над Кыргызстаном и Таджикистаном, перетягивание на свою сторону Туркменистана и Узбекистана. Это определяется географическим положением России относительно стран региона и является объективной основой определения центрально-азиатской стратегии Москвы.

Однако реальная мощь России в регионе, мягко говоря, имеет тенденцию к ослаблению. Вследствие развала СССР Москва стремительно сократила свое стратегическое пространство. А в последние годы ее международное положение постоянно не определенное. Западные страны приняли ее в Большую Восьмерку просто для утешения и переманивания, поскольку она обладает тревожащим их ядерным арсеналом. Россия остается ядерной державой, однако ее обычное оружие несовременно, а боеспособность армии не настолько сильна, чтобы противостоять тому же Западу.