Смекни!
smekni.com

Тенденции развития мирохозяйственных отношений (стр. 2 из 5)

Приблизительно то же можно сказать и о соотношении понятий "интернациона­лизация" и "регионализация". И. Черкасский отмечает "Не одно проявление регио­нализации не выходит за понятийные рамки интернационализации, причем все та­кие проявления характеризуют особые черты реального мирового хозяйства, основу которого составляют ведущие группировки и интеграционные центры"3. В то же вре­мя, по удачному замечанию Н. Косолапова, "продолжительность процессов глобали­зации и охват ими всех главных сторон современной жизни достигли того "критиче­ского рубежа", за которым становится практически неминуемым дополнение и уве­личение финансовой, экономической и других "отраслевых глобализаций" междуна­родно-политической.

Во-вторых, тенденция к образованию отдельных независимых стран. Так, за 50 лет существования ООН в ее состав вошли около 130 вновь созданных государств, а к столетию этой организации, по прогнозам ученых, в ее составе будет еще около 100 новых государств. Несмотря на последнюю тенденцию, доминирует, как показы­вает опыт развития международных экономических отношений со стороны развития технологического способа производства (производительных сил и технико-экономи­ческих отношений, то есть специализации, кооперации, комбинирования производ­ства и др.), первая тенденция. Наиболее полно она воплощается в развитии между­народного разделения труда. Интернационализация производства, основываясь на этом развитии, прогрессирует вместе с ним, способствуя прогрессу производитель­ных сил, росту производительности труда в национальном и мировом масштабах, концентрации производства и его специализации. Интернационализация производ­ства - закон, выражающий внутренне необходимые, постоянные, устойчивые связи между процессом перерастания производством границ национальных государств, с одной стороны, и постеленным формированием механизма сочетания личных и ве­щественных факторов производства, взаимодействия человека с природой и созда­ния при этом необходимых материальных и духовных благ, воспроизводства самого человека на интернациональном уровне - с другой.

Поскольку понятие "производство" используют в широком и узком значениях, то в первом случае закон интернационализации производства охватывает интернацио­нализацию производительных сил и экономических отношений (в единстве технико-экономических, организационно-экономических и отношений экономической собствен­ности), а во втором - закон интернационализации производства касается только про­цесса интернационализации непосредственного производства и соответствующих сторон экономических отношений, которые функционируют и развиваются в этой сфере. В данном случае формами его проявления на уровне производительных сил являются интернационализация процесса технико-экономического сочетания лич­ных и вещественных факторов производства, взаимодействие человека с природой, формирование и интернационализация человека-работника. Конкретизацией этих форм выступают:

1.Рост информатизации и интеллектуализации труда.

2.Повышение общеобразовательного и квалификационного уровней работников принимающих государств.

3."Подтягивание" государств и уровня развития техники и технологий в разных типах стран до уровня передовых.

4.Перенесение в принимающие страны передовых форм и методов организации производства.

1. Как известно, современный период характеризуется ростом роли информа­тизации и интеллектуализации экономической и вообще социальной жизни. Информа­ционные общества наиболее способствуют экономическому прогрессу мировой эко­номики. Европейский Союз разработал еще в 1999 г. стратегию "Европейского ин­формационного сообщества" для того, чтобы устранить отставания в этой области от США. Значительные успехи достигнуты родиной явления и термина "информацион­ное общество" - Японией, а также практически всеми промышленно развитыми и не­которыми "новыми индустриальными странами". В США планируют осуществить переход от нынешнего постиндустриального общества к информационному до 2020 г. Тог­да в сфере материального производства будут заняты только 17% населения, дру­гие - в основном в сфере информационного обслуживания, образования, досуга.

С созданием в начале третьего тысячелетия компьютеров нового поколения, бимолекулярных чипов компьютеры будут превосходить человека в сотни раз по объему памяти, в миллионы раз - по скорости выполняемых операций. А снижение стоимости современной техники (стоимость 1 мегабита памяти компьютера упала с 5257 дол. в 1970 г. до 0,17 дол. в 1999 г.) ведет к массовому расширению информа­ционных компьютерных технологий уже сегодня 6. То же можно сказать о наиболее важном элементе информационной технологии - современной технологии связи, которая сочетает все технические виды коммуникаций (радио, телефон, телевиде­ние, спутниковую связь, телекс, телефакс), а также все существующие базы данных (научные, бытовые, сферы образования, здравоохранения и т. п.). Интеллектуаль­ные компьютеры и интегрированная система связи обеспечивают каждому индиви­ду, предприятию и организации в каждой стране возможность в любое время полу­чить любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности.

Постепенно количество источников и носителей информации переходит в каче­ство. Так, в конце XX в. появились всемирная сеть ТВ-новостей - Си-Эн-Эн и Интер­нет. Телевидение стало практически глобальным, а Интернет по количеству пользо­вателей достиг 1 млрд. (против 90 тыс. в 1993 г., а до 2010 г. достигнет 2 млрд. пользователей). К началу XXI в. в мире уже насчитывалось 2,5 млрд. радиоприемни­ков, около 2 млрд, телевизоров, более чем 10 тыс. наименований ежедневных га­зет 7. В данное время в мире публикуется 28 тыс. научных журналов (США - 39%, Англия - 19%, Голландия - 10%, Германия - 7%, Япония и Россия - 2%, Украина -0,12%). Еще более массовым средством коммуникации стали мобильные телефо­ны, количество которых также приближается к 1 млрд. К ним стоит добавить сотни миллионов стационарных телефонов. Началось соединение мобильных телефонов с Интернетом. Все это привело к беспрецедентному насыщению человечества ин­формацией и становлению глобального информационного сообщества или, как его обоснованно называет известный английский экономист Дж. Даннинг, глобальному капитализму.

Однако неправомерно оценивать происходящие процессы как однозначные ти­повые, присущие всему миру. Так, на конец 90-х годов XX в. 88% пользователей Интернета проживали в промышленно развитых странах, на долю которых приходи­лось только 15% населения мира. Причем большая их часть была сосредоточена в США и Канаде. А после 2001 г. этот показатель сократился до 40% вследствие уско­ренного роста пользователей в Западной Европе и Юго-Восточной Азии. В этих странах на основе таких революционных изменений достигается принципиально новый этап развития физического и интеллектуального труда - его информатизация и интеллектуализация, происходит формирование работника качественно нового типа, что, в свою очередь, обусловливает важные изменения в системе производствен­ных, социальных, правовых, политических, культурных и других отношений.

2. По утверждению футурологов, в ближайшем будущем образовательный потенциал будет определять статус нации в мире. Развитие совокупного работника в промышленно развитых странах во все большей степени определяется такими чер­тами: творческие способности; профессиональные качества и навыки (чувство ново­го, умение критически оценивать достигнутые результаты, видеть недостатки и знать пути их преодоления, стремление к постоянному повышению уровня своего образо­вания и квалификации), экономическое мышление, умение находить оптимальные для роста эффективности отдельного предприятия, отрасли и народного хозяйства в целом варианты развития, владение новейшими приемами технологических, проектно-конструкторских разработок, технико-технологическая культура; ориентация на наиболее рациональное использование экономических и природных ресурсов; уровень подготовки к организационной и управленческой деятельности (знание новей­ших методов и форм организации труда, умение эффективно организовать работу трудового коллектива), психофизические качества (целенаправленность, добросо­вестность, трудолюбие, психологическая устойчивость). Отсюда - огромные вложе­ния государств в развитие образования (так, в промышленно развитых странах в высших учебных заведениях могут обучаться до 80% выпускников средней школы, тогда как в Украине - 35%); рост доли мужчин в возрасте от 25 лет и старше с выс­шим образованием с 10% в 1960 г. до 26% в конце XX в., а женщин (за соответству­ющий период) - с 6 до 20%. Наблюдается увеличение расходов (не только государ­ства, но и крупных компаний) на образование и повышение квалификации работни­ков

Средний образовательный уровень американского работника в середине 90-х годов XX в. составлял 14 лет, а в Украине - всего лишь 9,54 года, что обеспечивает значительно меньший прирост национального богатства. В связи с этим следует заметить, что преобразование че­ловеческого фактора в ведущую и определяю­щую производительную силу связано как с повы­шением уровня образо­вания в экономическом развитии, так и с умень­шением разрыва в коли­честве лет, необходи­мых для изменения тех­нологий и подготовки ка­дров для них. Ранее ра­дикальные технологиче­ские изменения в обще­ственном воспроизвод­стве происходили при­близительно через 35-40 лет, а поэтому зна­ний, полученных в ву­зах, хватало практически на всю дальнейшую жизнь специалиста, и для обучения было достаточно в сред­нем 6-8 лет. Сегодня средний период обновления технологий и техники сократился до 4-5 лет, а в наиболее развитых отраслях - до 2-3 лет (при этом необходимость обновления диктуется не столько физическим износом, сколько моральным старе­нием). А сроки подготовки квалифицированных работников возросли до 12-14 и бо­лее лет. Несоизмеримо выросла система переподготовки кадров.