Смекни!
smekni.com

Экономика развивающихся стран (стр. 6 из 7)

Это накладывало да «свое китайское руководство особую от­ветственность, побуждая его прилагать титанические усилия для того, чтобы в действительности показать Азии и Африке пример успешного решения за­дач, поставленных историей. Эти задачи в общем были такими же, как и у всего Третьего мира, т.е. во-первых, модернизация (императив "догнать двад­цатый век") и, во-вторых, восстановление самобытности, утраченной или ис­каженной в эпоху чужеземного владычества Но по крайней мере два осо­бых, специфических для Китая обстоятельства усложняли достижение этих задач и требовали от маоистского руководства экстраординарных усилий.

Во-первых, проблема легитимности власти, связанная с тем, что ком­мунисты пришли к руководству страной в результате гражданской войны, а не освободительной антиколониальной борьбы. Практически во всех остальных странах Третьего мира новая власть обладала полнейшей легитимностью в глазах населения, поскольку ока непосредственно вышла из рядов авангарда национально-освободительного движения, была "освящена" ореолом силы, боровшейся за независимость и победившей в этой неравной борьбе. (Другое дело, что спустя уже несколько лет этот ореол померк под воздействием эко­номических провалов и социально-политического маразма, и первые пост­колониальные режимы стали рушиться один за другим). Маоисты же отняли класть не у колонизаторов, а у конкурирующей группировки китайских же политиков (гоминдановцев), и им надо было еще доказать народу свое полное превосходство по сравнению с предшественниками; в других странах Третье­го мира это было излишне, так как любая "своя", независимая власть по опре­делению была "лучше" господства иностранцев. Соответственно, коммунис­там в Китае просто необходимо было предпринять поистине чрезвычайные усилия, чтобы доказать, что кровь и страдания, сопровождавшие их поход во власть маршрутом гражданской войны, были не напрасны. Надо было в крат­чайшие сроки совершить полную трансформацию общества, модернизиро­вать экономику, поднять сельское хозяйство, осуществить индустриализацию, создать современную систему образования и т.д.

Именно срочностью, нео­тложностью, неизбежной радикальностью намеченных Мао Цзэдуном преоб­разований следует объяснить, в частности, такой невиданный в истории (за исключением, может быть, советского «года Великого перелома») феномен, как "большой скачок".

Во-вторых, другая основная цель - "восстановление самобытности" -могла быть достигнута в Китае также путем приложения гораздо больших усилий, чем в любой другой стране Третьего мира. Дело в том, что с учетом исторически-психологического фактора (традиционный китайский ментали­тет, в рамках которого Китай всегда мыслился как "Срединная империя", центр вселенной) необходимо было утвердить Китай и на международной арене, т. е не просто восстановить в полной мере культурно-цивилизационные нормы, присущие Китаю на протяжении тысячелетий, но и добиться восстановления центрального места Китая в мире, которое было им утеряно в первой половике XX века.

Речь шла, таким образом, не только о том, чтобы превратить Китай в современное развитое индустриальное госу­дарство, но и том, чтобы при этом не утратить, а напротив, укрепить традици­онную самобытную китайскую физиономию, а также и о том, чтобы не про­сто войти в двадцатый век, но и вступить в "клуб великих держав", сделать Китай одним из мировых гигантов. Правда, эта задача облегчалась сравнитель­ной устойчивостью исторической преемственности, столь отличной, скажем, от Индии, преемственностью, которая препятствовала осмыслению опыта Китая XX века в терминах леворадикальных идей зависимости и периферийное

Все это вместе взятое объясняет ту фантастическую энергию, которую коммунистическое руководство Китая проявляло (и не могло не проявлять) как внутри страны, так к на международной арене, начиная от создания ком­мун, политики "большого скачка" и свирепых идеологических кампаний вплоть до "культурной революции" середины 60-х годов, и кончая такими акциями, как вступление в войну в Корее, конфронтация с тайваньским режимом, напа­дение на Индию в конце 50-х годов, оказание помощи Вьетнаму в войне с американцами и, наконец, конфликт с Советским Союзом.

Все это звенья одной цепи. Китай с бешеной энергией врывался в современный мир, стре­мясь компенсировать себя за прошлые унижения, за прозябание на задворках истории после столетий славы и могущества, за вынужденную маргинализа­цию на мировой арене, за промышленную отсталость, за отставание в воен­ной области, приведшее к вторжениям как европейских, так и японских воо­руженных сил на территорию некогда могучей и гордой империи. Для этого неизбежна была борьба на многих фронтах сразу, Америка была врагом, по­скольку она олицетворяла тех "белых дьяволов", которые были виновны в прошлых унижениях и противились обретению Китаем его законного места в "клубе великих держав", противопоставляя ему Тайвань и создавая угрозу с юга, через Вьетнам. Индия была врагом, поскольку потенциально могла ока­заться соперником в единственном регионе, в котором Китай - с практичес­кой, геополитической точки зрения - мог реально рассчитывать на гегемонию Советский Союз был врагом, поскольку являлся лидером мирового коммуни­стического движения и "социалистического лагеря", а это место было нужно Китаю хотя бы потому, что для его амбиций мало было быть региональным лидером в Восточной и Юго-Восточной Азии; надо было вновь стать миро­вым центром, "Срединной империей", не гегемоном, но точкой отсчета миро­вой истории

Ничто меньше этого не могло быть достойно возрожденного Велико­го Китая. Практически, однако, речь не могла идти о серьезном влиянии Ки­тая на Западе - значит, оставался Восток, лидером которого Китай твердо на­меревался стать. Но ведь Восток или Юг в 50-60-х годах рассматривался коммунистами и вообще левыми во всем мире как одна огромная зона, "беременная революци­ей", и китайские руководители, неверно оценив мировую ситуацию, всерьез верили, в отличие от советских лидеров, в вероятность целой серии глубоких социальных революций в Азии и Африке (а заодно и в Латинской Америке). И возглавить эту новую волну призван был Китай: он таким образом становился безусловным лидером того самого Третьего мира, где должны были развер­нуться главные мировые события, ведущие к краху западного империализма (вспомним тезис о "мировой деревне, окружающей мировой город")... Тем самым Китай оказался бы в эпицентре глобальных перемен. Но здесь его со­перником оказался Советский Союз, и столкновение с ним было неизбежным. Идейные разногласия были второстепенным, инструментальным фактором, дававшим ки­тайцам дополнительные козыри в борьбе за "душу" левых сил во всем мире, причем особенно важно было опять-таки выиграть эту битву в Третьем мире, включая даже такие отдаленные регионы, как Центральная к Южная Америка - ведь это обеспечивало Пекину главенствующие позиции на всех трех 'Тро­пических" континентах и тем самым роль лидера и выразителя интересов всех "'проклятьем заклейменных" на земном шаре.

События в мире пошли иным путем, и амбициям Мао не суждено было реализоваться на мировой арене, как и на внутреннем фронте. Надежды Ки­тая стать лидером Третьего мира не сбылись, вследствие того что ленинско-сталинско-маоистский вариант преобразования общества и мирового разви­тия оказался порочным и несостоятельным, и Восток (Юг) так и не стал зоной социалистических революций, и это есть само по себе симптом того, что дан­ный маршрут истории не адекватен реалиям развивающегося мира середины -2-й половины XX века. Такой курс мог быть эффективным в 20-е годы, но не в 80-е, К тому же глобальная силовая конфронтация на нескольких фронтах ока­залась не под силу даже мощному Китаю. Дэн Сяопин закрыл целую эпоху "революционного романтизма" и великодержавного экспансионизма комму­нистического Китая.

Отныне самобытность и величие Китая будут обеспечи­ваться иными, более реалистическими и более современными методами, причем уже в новой исторической эпохе - крушения биполярного к процессам глобализации.

Заключение

Один из важнейших критериев выделения развивающихся стран в отдельную мировую подсистему - их слаборазвитость и отсталость.

Исторически отсталость выражается в виде отста­вания в развитии одного типа общества от другого в момент колонизации стран Азии, Африки и Латинской Америки. По некоторым оценкам, соотношение ВВП на душу населения между метрополиями и колониями в тот период было равно примерно 2:1 в пользу Запада. Колонизаторы, захватив колонии и подчинив их нуждам метрополий, превратили отставание в хроническую отсталость развивающихся стран. В 1950 г. в Третьем мире были районы, где уровень жизни был ниже, чем в 1800 г., например в Китае. По оценкам в целом в 1950 г. уро­вень жизни в развивающихся странах был такой же, как в 1800 г., или, в лучшем случае, только на 10-20% выше.