Смекни!
smekni.com

Экономическое содержание международного финансового рынка (стр. 3 из 4)

Мировой финансовый рынок включает в себя различные типы рынков:

· внебиржевые нерегулируемые валютные рынки, объединяющие финансовые институты разных стран. Торги на них осуществляются путем электронных переводов через глобальные компьютерные сети;

· биржевой и внебиржевой рынки облигаций, позволяющие иностранным эмитентам впускать свои ценные долговые бумаги на крупных национальных рынках. Финансовыми центрами этих рынков являются такие страны, как США, Великобритания, Япония, Германия, Швейцария и Люксембург;

· рынок синдицированных еврокредитов позволяет международным заемщикам осуществлять фондирование в форме банковских кредитов сразу из нескольких стран. Финансовыми центрами являются Лондон, Франкфурт, Цюрих, Нью-Йорк, Гонконг, Сингапур и др.;

· рынки еврооблигаций и еврокоммерческих и других долговых бумаг. Международные заемщики получают доступ к кредитным ресурсам инвестиционных фондов, хеджфондов, взаимных фондов, пенсионных фондов, страховых компаний, казначейских департаментов крупных корпораций, частных банков других стран;

· рынки производных инструментов, обеспечивающие перемещение финансового капитала через национальные границы и совершение сделок между экономическими агентами резидентами различных государств.

Вместе с тем мировой финансовый рынок - это система взаимосвязанных рынков: денежного, на котором совершаются операции с долговыми инструментами сроком от 1 дня до 1 года; кредитного, обслуживающего предоставление ссуд на более длительный период; ценных бумаг (эмиссия и купля-продажа последних).

Помимо сроков и форм перемещения ресурсов в структурировании финансового рынка до сих пор имеют значение место совершения операций, характер и степень регулирования сделок. В зависимости от этих критериев различают рынки национальные, иностранные и оффшорные.

Считается, что современный мировой рынок капиталов возродился в начале 60-х годов, чему в немалой степени способствовало введение ограниченной обратимости западноевропейских валют и японской йены по текущим операциям и установление, в первую очередь в Великобритании, либерального валютного режима для совершения сделок между иностранными резидентами на базе депозитов в долларах США. Свободное движение не только краткосрочного, но и долгосрочного капитала из Германии (в 1961 г. она ввела полную обратимость марки), США, Швейцарии и Канады и преференциальное обращение инвалютных депозитов в Лондоне, а позднее и в других финансовых центрах способствовали становлению и бурному развитию евробизнеса, масштабы которого сегодня превышают обороты национальных денежно-кредитных и фондовых рынков многих крупных государств.

С 1980-х годов, обозначивших переход к полной конвертируемости фунта стерлингов, французского франка, японской йены и многих других валют, система финансовых рынков стала развиваться на глобальном уровне. Возникла мировая финансовая сеть, соединяющая ведущие финансовые центры мира: Лондон - Нью-Йорк - Токио - Цюрих - Женева - Франкфурт-на-Майне - Амстердам - Париж - Гонконг - Сидней - Каймановы о-ва - Багамские о-ва и др.

Объем мирового финансового рынка достиг внушительных размеров. По данным Банка международных расчетов и МВФ, ежедневный оборот валютного рынка составил в конце 90-х годов 1,5 трлн долл. (в конце 80-х годов - 0,64 трлн); общий объем выпущенных в обращение международных облигаций - 2,35 трлн долл., всех долговых иностранных обязательств - 3,2 трлн долл.

Однако наиболее стремительно развивается возникший в конце 70-х годов рынок производных финансовых инструментов. Суммарная величина наиболее важных из них - процентных свопов и опционов и валютных свопов по займам (свыше 40 трлн долл.) в десятки раз превысила уровень конца 80-х годов. Это отражает тенденцию переориентации бизнеса с наличных сделок на срочные, с реальных на финансовые, что зачастую позволяет уходить от налогообложения и государственного регулирования. Таким образом, одна из задач XXI века найти способ совместить национальный суверенитет с рыночной финансовой унификацией.

Существует мнение, что последние 30 лет рынок развивается в сторону того, что он представлял собой примерно 90 лет назад. А основная разница между глобализацией тогда и сейчас состоит в характере капитала, который обслуживает торговые и инвестиционные потоки. С одной стороны, значительная его часть - это криминальные денежные средства, т.е. те, которые используются для финансирования теневой экономики, организованных преступных группировок и коррумпированной части госаппарата. Согласно статистике ООН в международной финансовой системе каждый день легализуется примерно 300 млн долл. Годовой оборот наркобизнеса (400 млрд долл.) является третьим по объему после торговли нефтью и оружием.

С другой стороны, с приобщением все большего числа стран к рыночной системе хозяйства большинство из них становятся реципиентами главным образом спекулятивного капитала. В результате они страдают из-за резкого несоответствия скорости его движения и сроков создания традиционных, материальных технологий, на которых они специализируются. Масштабные вложения спекулятивного капитала, которые поощряются политикой правительств, ориентированной на преждевременную либерализацию финансовых операций, неэффективны для государств с неразвитой экономической структурой и экспортной базой. Капитал уходит, не успев создать ничего реального и оставляя после себя одни разрушения.

Противоположный взгляд на глобализацию выражается в кругах американских финансистов, которые считают, что мир живет в период, аналогичный, периоду Промышленной революции. Только сегодня речь идет о компьютерах и телекоммуникациях, о революции в технологиях, которая увеличивает производительность, экономический рост, способствует мировой финансово-технологической интеграции, под влиянием которой усиливается конкуренция и разрушается механизм ценообразования, действующий в корпорациях, что сдерживает инфляцию. А когда инфляция находится под контролем, возрастает возможность увеличения жизненного уровня людей.

Развитие американской экономики на протяжении последнего десятилетия подтверждает этот оптимизм. И хотя многие экономисты сомневаются, что оживление роста производительности в американской экономике сохранится, и опасаются, что оно вызвано спекулятивным бумом, как это уже было в середине 80-х годов в экономике Великобритании, а несколько позже - Японии, отрицать лидирующие позиции США в создании и распространении высоких информационных технологий и роль этих технологий в усилении зависимости различных финансовых рынков между собой и всех вместе от экономического и финансового влияния США не приходится.

Пионеры освоения этих технологий - США - привлекают наиболее мобильную форму финансового капитала - спекулятивный капитал. Короткий период его обращения соответствует скорости развития информационных технологий и носит для их получателя производственный характер.

Поэтому глобализация как отражение усиления американского влияния в мире и их стремления обеспечить информационную прозрачность всех стран за счет применения стандартных методов статистики, бухучета, отчетности, аудита, техники совершения коммерческих и финансовых операций, а также адекватных для анализа и прогнозирования способов макроэкономического регулирования - убедительная реальность. Понимание новых условий жизнедеятельности государств, в т.ч. России, должно предопределять выбор ими в XXI веке такой политической, экономической и финансовой стратегии, которая исходит из принципа: поступательное развитие научно-технического прогресса и повышение жизненного уровня людей может быть только общим, не допускающим взаимного уничтожения и побуждающим сильнейших к поиску компромисса с относительно более слабыми.

Современная структура мирового финансового рынка предполагает перераспределение кредитных ресурсов между национальными экономиками, где конечные участники операции - кредитор и заемщик - резиденты разных стран. Кто же является участниками рынка? С институциональной точки зрения - это обширная совокупность кредитно-финансовых учреждений, через которые осуществляется движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. В последнее время происходит увеличение доли долговых инструментов в структуре капитала корпораций и банков, являющихся основными заемщиками на рынках капиталов. Доступ на мировые рынки долгового финансирования для большинства заемщиков значительно упрощен, требуются меньшие издержки на проведение операций, и предъявляются менее жесткие требования к раскрытию информации. Одновременно крупные заимствования на регулярной основе осуществляют государства, которые в силу своего статуса не могут обращаться к рынкам, где осуществляет кредитование акционерный капитал.

Для каждого из рассматриваемых рынков при всем их многообразии часто характерны одни и те же участники. Их можно классифицировать по следующим основным признакам:

· характер участия субъектов в операциях;

· цели и мотивы участия;

· типы эмитентов и их характеристики;

· типы инвесторов и должников;

· страны происхождения субъектов.

По характеру участия в операциях субъектов рынка можно разделить на две категории: прямые (непосредственные) и косвенные (опосредованные) участники.

К первой категории относятся биржевые члены соответствующих рынков производных финансовых инструментов, заключающие сделки за свой счет и/или за счет и по поручению клиентов, не являющихся биржевыми членами и вынужденных обращаться к услугам первых. Эти клиенты и составляют вторую категорию. На внебиржевом рынке долговых инструментов рынка капитала прямыми участниками рынка являются крупнейшие маркетмейкеры, а все остальные - косвенными.