Смекни!
smekni.com

Международная экономическая интеграция (стр. 10 из 11)

Таким образом, Беларусь оказывается как бы в тени качественно новых российско-европейских отношений. Поэтому в обозримой перспективе достаточно реальной представляется формула "В Европу вместе с демократической Россией".

Россия и ЕС заинтересованы в эффективном функционировании транспортных магистралей через территорию Беларуси. С учетом формирования между ними стратегического партнерства, создания единого финансового, энергетического и инвестиционного пространства, зоны свободной торговли, приоритеты белорусской политики в среднесрочной перспективе должны быть направлены на:

– создание максимально привлекательных условий для прохождения через территорию Беларуси трансъевропейских коммуникационных проектов;

– сохранение и развитие привилегированных отношений Беларуси с Россией в рамках Союзного государства и обеспечение прямого доступа к эксплуатации российских природных ресурсов;

– усиление двусторонних экономических и политических связей с соседними странами, используя возможности крупной белорусской промышленности и транспортной инфраструктуры;

– установление отношений стратегического партнерства между крупными промышленными предприятиями Беларуси и крупными корпорациями ЕС;

– обеспечение единого экономического пространства с Россией;

– обеспечение ассоциированного членства Беларуси в ЕС;

– установление отношений стратегического партнерства между Беларусью и Россией в области транспортировки товаров и энергоносителей;

– активное участие Беларуси в формировании стратегического партнерства между ЕС и Россией;

– формирование новой экономической политики в рамках реальной интеграции экономики Беларуси в европейскую экономическую, финансовую, банковскую системы;

– обеспечение открытости экономики, в том числе в рамках реформы внешней торговли, банковской и страховой систем;

– обеспечение совместного вступления Беларуси и России в ВТО.

В краткосрочной перспективе отношения Беларуси со странами ЕС и Центральной и Восточной Европы необходимо развивать на базе норм и принципов ВТО, открытости белорусской экономики и ее финансового рынка.

Очевидно, что российский фактор очерчивает пределы в отношениях Беларуси с ЕС. При этом речь идет как о верхней, так и о нижней планке в этих отношениях. Беларусь практически не сможет принять политических решений, которые будут противоречить интересам России.

Одновременно российский фактор будет стимулировать расширение сотрудничества Беларуси с Европой. Стратегическое партнерство между ЕС и Россией будет развиваться. Этому способствуют объективные обстоятельства. К примеру, из семи стратегических энергетических проектов ЕС пять связаны с Россией.

Таким образом, геополитическая ситуация, складывающаяся в Европе, требует от белорусского истэблишмента серьезных усилий, гибких подходов и принятия нестандартных решений. Новое внешнеполитическое мышление руководства Белоруссии должно складываться на основе следующих основных принципов: приоритета национальных интересов и разумного прагматизма; максимального извлечения пользы из уникального геополитического положения Белоруссии как "стыковой" страны между двумя центрами силы; использования особых партнерских отношений с ближайшим соседом - Россией, как державы с мировым статусом, одним из членов "большой восьмерки".

Геополитическая зажатость Белоруссии между двумя центрами силы, объективная роль геополитического "стыка" на межцивилизационной линии соприкосновения предполагает особую гибкость внешней политики страны.

Не случайно в связи с мощным расширением Европейского союза прорабатывается концепция разноскоростной, разноуровневой интеграции, предполагающей наличие интеграционного "ядра" (то есть ЕС) и интеграционных поясов с различной степенью притяжения к нему, в том числе периферийного пояса стран со статусом ассоциированного членства и вовлеченных в общие правила игры, определяемые Евросоюзом. Достаточно взглянуть на карту, чтобы увидеть, что новые периферийные восточные границы Евросоюза на большом протяжении от Балтики до Черного моря прямо соприкасаются с российскими границами. Важно, чтобы этот рубеж соприкосновения не стал новой "берлинской стеной", а полоса "балтийско-черноморского перешейка" послужила бы соединительной линией для двух центров силы. Подобный подход, видимо, не будет исключать статус ассоциированного членства в Евросоюзе и для Беларуси.

Анализ различных вариантов включения Беларуси в интеграционные процессы дает основание считать возможной и наиболее выгодной такую стратегию, при которой она могла бы находиться одновременно с одним из центров силы (Россией) в состоянии союзных отношений, а с другим (ЕС) - в состоянии ассоциированного членства, параллельно участвуя и в других интеграционных объединениях в рамках СНГ.

Беларусь – государство, расположенное в центре Европы. Являясь на протяжении столетий пространством столкновения и пересечения различных культурных влияний и традиций, накопив при этом богатый опыт сохранения своего национального образа, Беларусь располагает необходимыми условиями для создания открытого демократического общества, способного обеспечить прогресс во всех сферах, в том числе и в процессах интеграции. Для достижения этой цели белорусское общество нуждается, прежде всего, в национальной консолидации, избавлении от психологии "второсортности" и навязываемой веками роли "культурной провинции".


Заключение

Международная экономическая интеграция – характерная особенность современного этапа мировой экономики. В конце XX века она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран – участниц интеграционных группировок. Тем не менее, экономическая интеграция – успешно реализуемый проект либерально-рыночной экономики в Западной Европе и других регионах мира - в постсоветских условиях сопряжена со значительными трудностями.

Договор о создании Экономического союза (сентябрь 1993 г.) в рамках СНГ во многом учитывал интеграционные принципы и подходы, которые использовались при формировании ЕЭС, и был направлен, прежде всего, на создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений. В последующие годы было принято более 80 соглашений, решений и других нормативно-правовых актов для развития интеграционных процессов в рамках СНГ. Однако существенных результатов в формировании новых межгосударственных структур не было достигнуто. До сих пор в Содружестве в формате двенадцати государств не создана даже зона свободной торговли - простейшая форма экономической интеграции и первый шаг на пути к единому экономическому пространству.

Не лучше обстоят дела и в региональных группировках государств Содружества, будь то Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс), Центральноазиатское экономическое сообщество или Союзное государство Белоруссии и России. В Союзном государстве так и не создана зона свободной торговли без изъятий и ограничений. Не отвечает оно и критериям единой таможенной территории, а в поставленной задаче - создать к 2005 г. валютный союз преобладают политические цели, а не экономическая целесообразность.

Перечень наиболее существенных, как представляется, факторов, подрывающих интеграционные процессы на постсоветском пространстве таков:

1. Молодость государственности стран-участниц, существенные различия в их экономических и политических системах, отсутствие демократических традиций, преобладание в ходе утверждения новой государственности элементов националистической идеологии.

2. Упрощенные представления о предпосылках, инструментах и сроках интеграции постсоветского пространства.

3. Опасения ряда стран СНГ по поводу возрождения имперских устремлений России и перспективы фактической утраты в связи с этим приобретенного суверенитета.

4. Длительный экономический спад, объективно сузивший материальную основу интеграции.

5. Разные модели экономических реформ и отсутствие синхронности в их проведении.

6. Противодействие постсоветским интеграционным процессам со стороны Запада, международных финансовых организаций и мощных транснациональных корпораций.

7. Выбор модели интеграции, не соответствующей реальным условиям постсоветских стран.

8. Неготовность России выступить в качестве "локомотива" интеграции и донора для остальных стран-участниц.

9. Противоречие между принципом равноправия стран-участниц и резко преобладающим экономическим потенциалом России.

10. Углубление различий в уровнях социально-экономического развития стран и др. причины.

Без особого риска ошибиться можно утверждать, что для полноценной интеграции на рыночной основе в рамках Содружества условия пока не сложились.

Сегодня в СНГ даже не рассматривается вопрос о каком-либо "коллективном обособлении" от внешнего мира, не говоря уж о выработке единой позиции по отношению к третьим странам. Наоборот, вполне отчетливо просматривается стремление каждого из государств Содружества в одиночку включиться в процессы глобализации экономики: некоторые из них уже являются членами ВТО, другие добиваются такого членства, пытаясь автономно подключиться в той или иной форме к европейской интеграции, диверсифицировать внешнеэкономические связи, сократить долю ненадежных рынков и найти новых партнеров - потенциальных инвесторов.

И все же, несмотря на все проблемы и трудности в развитии Содружества, здесь еще не исчерпаны довольно мощные, резервы оживления центростремительных тенденций. Сохраняющаяся взаимозависимость и растущее в ряде стран СНГ осознание того, что переориентация на Запад (где их продукция, за исключением ряда сырьевых товаров, почти не пользуется спросом) ведет к дальнейшей деградации их экономик и к окончательному разрушению наукоемких отраслей, – объективные факторы, способствующие взаимному экономическому сближению. Нельзя также сбрасывать со счетов сохранившиеся со времен СССР духовные, культурные и родственные связи между жителями экс-союзных республик. Правда, здесь не должно быть места иллюзиям: указанные резервы не имеют никаких шансов на автоматическую реализацию. Более того, время, судя по всему, работает на их истощение. В обозримой перспективе динамика постсоветского пространства будет складываться под влиянием множества разнонаправленных факторов. Ясно, что конкретное содержание его структурирования будет определяться экономическим и политическим весом новых государств в Европе и мире, характером их взаимных отношений, позицией третьих стран и других региональных группировок.