Смекни!
smekni.com

Антитеррористическая политика Дж. Буша-младшего как одна из форм борьбы с международным терроризмом (стр. 2 из 18)

Совершенно точно известна дата, когда он решил стать другим человеком, – 28 июля 1986 года. По его словам, он проснулся в номере отеля в Колорадо-Спрингс наутро после застолья с ровесниками в честь коллективного 40-летия и с горечью подумал, что ему лично праздновать нечего. Тогда-то он дал себе слово бросить пить и с тех пор не взял в рот ни капли спиртного[13]. И вскоре его дела стали налаживаться. Ему удалось договориться о слиянии своей фирмы на выгодных условиях с более крупной и успешной. Он собрал группу инвесторов для покупки бейсбольной команды "Тексас рейнджерс", и эта сделка оказалась самой удачной в его жизни. Вложив в нее 600 тысяч долларов, взятых взаймы, Буш через несколько лет получил почти 15 миллионов.

В 1994 году он стал губернатором Техаса. В 1998 был вновь переизбран на этот пост. А в 1999 году решил баллотироваться на высший пост в государстве и в 2000 году был избран.

Одним из основных лозунгов его предвыборной кампании было обещание "изменить тон" Вашингтона и вернуть в Белый дом "дух чести и достоинства", уничтоженный Клинтоном, который "превратил дом американских президентов в вертеп".

Важнейшей особенностью избирательной кампании в Америке является тот факт, что вопросы внешней политики и национальной безопасности играли первостепенную роль в выборных дебатах. Характерно, что практически половина выступления президента Дж. Буша-мл. в Конгрессе США 20 января 2004 г. «О положении в стране» отводилась защите политики США в Ираке, борьбе с международным терроризмом и расползанием оружия массового уничтожения (ОМУ)[14].

В 2001 г. к власти в США пришла новая республиканская администрация во главе с президентом Джорджем Бушем младшим. Кандидат демократов Альберт Гор опередил по количеству голосов избирателей Джорджа Буша-младшего, объявленного победителем благодаря скандальному решению властей штата Флорида, в результате которого республиканцы получили большинство в коллегии выборщиков президента.

Когда республиканцы пришли к власти в 2001 году, у них не было своей внешнеполитической программы. В ходе предвыборной кампании 2000 г. республиканцы обвинили демократов в недостаточном “рвении” по укреплению безопасности страны в условиях, когда число угроз выросло и появилось много разнонаправленных и разноуровневых опасностей. В заявлениях кандидата в президенты от Республиканской партии и членов его команды звучали давно знакомые мысли о миссии Америки в новом столетии, об уникальности положения Соединенных Штатов. Внешнеполитические разделы платформ обеих партий были разительно схожи по содержанию[15]. Могло бы быть иначе, но только в том случае, если бы американское руководство решило разорвать историческую внешнеполитическую традицию или существенно от нее отклониться. Для этого требовалось ограничить глобальные амбиции, признать, что заслуга в окончании «холодной войны» принадлежит не только США, что американская модель развития и американские ценности и культура не являются самыми совершенными в мире. Иными словами, США должны были бы добровольно отказаться от роли единственного и безальтернативного глобального лидера (почти гегемона), регулятора мирового развития. Ожидать такого развития событий было наивно, хотя отдельные американские политологи писали о необходимости если не отказаться совсем от глобальной роли США, то хотя бы существенно ограничить их роль «жандарма» (мирового шерифа) и жить в «концерте» с ведущими мировыми державами (Ч. Мэйнс, С. Хантингтон, Дж. Кеннан)[16].

Новая администрация посчитала, что Соединенные Штаты – их руководство и общество – сами будут определять судьбу страны, коррективы будут вноситься и внешними факторами. А пока «соблазн» лидерства усиливался. И случилось это в том числе в силу трагических обстоятельств, которые долго будут вызывать ужас и сострадание не только в США, но и в остальном мире.

До событий сентября 2001 г. администрация Буша, хотя не признавалась в этом, была готова продолжать основные направления внешней политики, сформулированные в доктрине Клинтона: сохранение высокой степени вовлеченности США в международные дела, в первую очередь, урегулирование региональных конфликтов, контроль над вооружениями и распространением ОМУ, закрепление позиций США в международных экономических и финансовых организациях, расширение торговли и т.д.

В отличие от демократов республиканцы категорично заявили о широкомасштабном и быстром завершении процесса расширения НАТО. В первые 8 месяцев нахождения Буша у власти его внешнюю политику можно было охарактеризовать как политику отказов (“Just-say-nopolicy”)[17]. США в это время вышли из ряда международных договоров. В 2001г. Буш начал строить планы по выходу, а в июне 2002 г. вышел из Договора об ограничении систем противоракетной обороны, Договора по ПРО (англ.: AntiballisticMissileTreaty, ABM), подписанного в 1972 г. Данный договор ограничивает возможности каждой из сторон – США и СССР/России – использовать противоракетную оборону для отражения ядерного удара. Аргументация основывалась на том, что договор тридцатилетней давности не отвечал современным реалиям. Также США планировали воплотить в жизнь планы по созданию национальной ПРО[18]. Всё это осложнило отношения с Россией. Также США вышли из Киотского протокола, который был подписан 159 странами в 1997 г. Его целью являлось сокращение выбросов в атмосферу вредных веществ. Соединенные Штаты аргументировали свой выход тем, что они более не рассматривали Киотский протокол как решение проблемы глобального потепления[19]. Буш следовал известной концепции “сдерживание – устрашение”.

Следует отметить, что 31 января 2001 г., через несколько дней после прихода к власти администрации Буша, был опубликован доклад двухпартийной Комиссии по национальной безопасности США в XXI веке. В состав этой комиссии, работавшей два года, вошли бывшие сенаторы Гери Харт и Уоррен Рудмен, президент Нью-Йоркского Совета по международным делам Лесли Гелб, бывший лидер республиканцев в Палате представителей Ньют Гингрич, бывший министр обороны Джемс Шлесинджер, бывший главнокомандующий НАТО в Европе Джеймс Гэлвин, бывший председатель комитета по иностранным делам палаты представителей Ли Гамильтон и другие видные политические деятели. В докладе содержался вывод о том, что главная угроза территории США исходит от террористов, а это требует существенного изменения американской политики, поскольку "военное превосходство США не может обеспечить нам полной защиты"[20].

В общей сложности в докладе было представлено почти 50 рекомендаций по защите американской территории. В частности, авторы доклада считали необходимым создать новое министерство – Национальное агентство по защите территории США – и переподчинить ему пограничную охрану и таможенную службу. Кроме того, борьба с терроризмом на американской территории должна стать главной задачей национальной гвардии. Однако эти рекомендации не были учтены администрацией Буша.

"Я думаю, что мы должны ожидать новых нападений", – заявил Гери Харт после террористической операции в сентябре, – "Мы не готовы к их предотвращению и к реагированию на их последствия"[21].

1.2 События 11 сентября 2001 года

Для того, чтобы разобраться в случившемся 11 сентября 2001 года, необходимо сделать небольшой экскурс в историю. Было бы ошибкой полагать, что человек, недовольный жизненными условиями, возмущенный несправедливостями власть имущих или же уверовавший в необходимости защищать основы религии, в мгновение ока превратится в хорошо обученного, подготовленного и экипированного террориста. Подготовка террориста – это очень дорогостоящая процедура. Решающий вклад в подготовку исламских террористов внесли США.

После вторжения СССР в Афганистан в 1979 г. Стэнсфилд Тэрнер по просьбе президента Картера разработал секретную программу подготовки моджахедов в их борьбе против советских войск. За 1980 – 81 гг. ЦРУ было закуплено и переправлено через Пакистан оружия на 50 млн. долл[22]. Действия США значительно активизировались с приходом в Белый дом Р. Рейгана.

ЦРУ возглавил Уильям Кейси, который значительно расширил военную помощь Афганистану. Он наладил отношения с генералом Ахтар Абдул Рахман Ханом, начальником центра разведки Inter-ServicesIntelligence (ISI), вторым человеком после президента Пакистана. В 1983 г. они приняли решение о начале программы обучения моджахедов, которые хотя и отличались отвагой, но «прирожденными воинами», конечно же, не были. В программу обучения входили курсы по тактике, согласованию действий в составе воинских формирований и владению различными видами оружия. Также специалистами из ЦРУ была оказана помощь по организации обучения обращению с самыми современными взрывными и электронными устройствами для проведения спецопераций ISI.

Ахтар создал отряды добровольцев из ISI, которые после многосторонней профессиональной подготовки экспертами ЦРУ проводили важнейшие акции по подрыву мостов, складов боеприпасов, резервуаров с горючим и т.д.

Постепенно программа помощи США набирала обороты, росло финансирование. В лагерях проходили обучение уже сотни моджахедов. В программу обучения добавились и курсы по выполнению ночных операций с помощью современных приборов ночного видения, использованию специальных взрывных устройств и управляемых ракет и ведению боевых операций в городских условиях. Моджахеды снабжались и материалами космической разведки.

СССР предпринял контрмеры и стал помогать афганской террористической организации «Аль-Зульфинар», которая засылала своих боевиков в Пакистан. На это США ответили удвоенными усилиями. В 1985 году моджахеды получили 10 тыс. гранатометов и 2 млн. ракетных снарядов, то есть больше, чем за предыдущие пять лет. Ежегодно прибывало по 50 тыс. тонн вооружения и боеприпасов, тогда как еще два года назад – по 10 тыс. тонн[23].