Смекни!
smekni.com

Организация договора о коллективной безопасности (стр. 4 из 5)

Межгосударственными органами системы коллективной безопасности являются:

- Совет коллективной безопасности - высший политический орган на межгосударственном уровне, обеспечивающий координацию и совместную деятельность государств-участников, направленную на реализацию Договора о коллективной безопасности;

- Совет министров иностранных дел - высший консультативный орган Совета коллективной безопасности по вопросам согласования внутренней и внешней политики государств-участников;

- Совет министров обороны - высший консультативный орган Совета коллективной безопасности по вопросам военной политики и военного строительства государств-участников.

Для решения конкретных задач обеспечения коллективной безопасности могут создаваться и иные органы управления, действующие на постоянной или временной основе.

Государственными органами системы коллективной безопасности являются органы политического и военного руководства государств-участников.

В качестве сил и средств системы коллективной безопасности государства-участники рассматривают:

· вооруженные силы и другие войска государств-участников;

· коалиционные (объединенные) группировки войск (сил) в регионах, которые будут созданы для отражения агрессии против государств-участников;

· совместную (объединенную) систему противовоздушной обороны, другие системы.

Создание сил и средств системы коллективной безопасности направлено на сдерживание возможного агрессора, своевременное вскрытие подготовки возможной агрессии и ее отражение, обеспечение охраны границ государств-участников, участие в операциях по поддержанию мира.

Советом коллективной безопасности для операций по поддержанию мира, проводимых в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, могут создаваться коллективные миротворческие силы.

В качестве основных направлений создания системы коллективной безопасности государства-участники рассматривают:

· сближение основных положений законодательных актов государств-участников в области обороны и безопасности;

· проведение регулярных консультаций по проблемам военного строительства и подготовки вооруженных сил государств-участников;

· выработку общих подходов по вопросам приведения войск (сил) в высшие степени боевой готовности, форм и способов их обучения, оперативного и боевого применения, а также согласованной мобилизационной подготовки экономики государств-участников;

· достижение многосторонних договоренностей по использованию элементов военной инфраструктуры, воздушного и водного пространства государств-участников;

· согласование вопросов оперативного оборудования территорий государств-участников в интересах коллективной обороны;

· проведение совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки вооруженных сил и других войск государств-участников;

· согласование программ подготовки военных кадров и специалистов;

· координацию планов разработки, производства, поставок и ремонта вооружения и военной техники;

· выработку единых подходов к нормам создания и содержания запасов материальных средств.

Формирование системы коллективной безопасности осуществляется последовательно (поэтапно), с учетом развития военно-политической обстановки в мире.

На первом этапе:

· в основном завершить создание вооруженных сил государств-участников;

· разработать программу военного и военно-технического сотрудничества государств-участников и приступить к ее реализации;

· разработать и принять правовые акты, регламентирующие функционирование системы коллективной безопасности.

На втором этапе:

· создать коалиционные (объединенные) группировки войск (сил) для отражения возможной агрессии и провести планирование их применения;

· создать совместную (объединенную) систему противовоздушной обороны;

· рассмотреть вопрос о создании объединенных вооруженных сил.

На третьем этапе завершить создание системы коллективной безопасности государств-участников.

Государства-участники обязались в своей деятельности по обеспечению коллективной безопасности соблюдение Устава ООН и общепринятых международно-правовых норм и принципов.

Данная Концепция коллективной безопасности закрепляет приверженность государств-участников целям предотвращения войн и вооруженных конфликтов, устранения их из системы международных отношений, создания условий для всестороннего развития личности, обществ и государств на базе идеалов гуманизма, демократии и всеобщей безопасности [22].


3. Конфликты и их урегулирование ОДКБ

Конфликт — столкновение, серьезное разногласие, спор [19].

Сейчас на территории бывшего СССР существуют государства, на территории которых имеют место военные конфликты. Чаще всего это происходит в государствах, на территориях которых располагаются так называемые «непризнанные республики». Это территории таких государств, как Молдавия, где находится Приднестровская Молдавская Республика; Азербайджан с Нагорным Карабахом и Грузия с Южной Осетией и Абхазией. Так же, как было сказано выше, ОДКБ не остается равнодушным к конфликту, происходящему в Афганистане и даже рассматривает это государство как кандидата в члены Организации[12, 23].

Как было сказано выше, членами ОДКБ было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Данный шаг позволяет утверждать, что ОДКБ превращается отныне в действующую силовую структуру, способную противостоять практически любой угрозе – и пограничной и террористической. Для её создания все страны-участники выделяют вооруженный контингент из состава войск специального назначения, а также современное вооружение и технику. Документ был подписан всеми участниками. Однако Узбекистан при подписании данного документа сделал оговорку – было высказано сомнение в целесообразности выделения именно войск специального назначения. Кроме того, Беларусь высказала свою позицию так – было оговорено, что белорусские войска не могут быть отправлены за пределы страны, что в первую очередь связано с действующим законодательством Республики Беларусь[24].

Случившийся в августе 2008 года конфликт между Грузией и Южной Осетией затронул участницу ОДКБ- Россию, а следовательно, затронул и ОДКБ. Военные силы Организации в конфликте участия не приняли, но ОДКБ фактически воспроизвела позицию Москвы: «Под предлогом восстановления территориальной целостности, – говорилось в заявлении, – Грузия, по сути, осуществила геноцид осетинского народа. Все это привело к гуманитарной катастрофе. Военные акции Тбилиси, сорвавшие намечавшийся политический диалог между сторонами, разрушили перспективу мирного разрешения конфликта».

Южная Осетия и Абхазия объявили о своей независимости и Россия до сих пор остается единственным государством, это признание поддержавшим (кроме Никарагуа). Остальные участницы Организации от такого признания отказались, несмотря на признание правоты России.
Не менее сложным для разрешения остается и конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Проблема Нагорного Карабаха, пожалуй, посложнее для разрешения, чем конфликты вокруг Южной Осетии и Абхазии, поскольку здесь в полномасштабное боевое столкновение могут прийти две весьма неплохо вооруженные армии стран, состоящих, с одной стороны, в одном политико- экономическом объединении (СНГ), но при этом одна из них принадлежит к военной организации ОДКБ (Армения), а другая - нет (Азербайджан).

Исходя из тех позиций, которые на сегодня занимают официальные представители Баку и Еревана, какое-то устраивающее обе стороны дипломатическое решение проблемы Нагорного Карабаха вряд ли пока возможно. Но если раньше нынешний статус-кво и его сохранение, в принципе, соблюдали обе стороны конфликта, то сейчас в Азербайджане все чаще раздаются призывы решить проблему военным путем. Тем более после того, как нынешний президент Азербайджана И. Алиев получил право избираться на высший государственный пост неограниченное количество раз.

Не надо также забывать о том, что в Армении расположены российские военные базы, а у Москвы и Еревана есть договор о взаимной военной помощи на случай агрессии против территории одного из этих государств. Так что стоит боевым действиям здесь только вспыхнуть, в них окажется напрямую втянутой ОДКБ, и тогда их последствия предсказать никто не возьмется.

И еще более сложная головоломка складывается сейчас вокруг «европейского» конфликта на постсоветском пространстве - в Приднестровье, где в последнее время произошли события, которые самым серьезным образом могут повлиять не только на возможное мирное решение конфликта, но и на всю расстановку политических сил в европейских делах.
и каким вообще образом можно определить, где и чьи интересы учитываются или, наоборот - ущемляются на постсоветском пространстве, если Россия, к примеру, признает независимость Абхазии и Южной Осетии, а все остальные страны СНГ- нет. Армения как член ОДКБ имеет пакт о военной помощи с Россией, а Азербайджан - другое государство СНГ, с этой самой Арменией готов, в принципе, в любой момент воевать из-за Нагорного Карабаха. Или тот же Таджикистан пытается сооружать на своей территории высотную Рогунскую ГЭС, а Узбекистан готов «примерно проучить» строптивого соседа по СНГ за такую дерзость.

Касательно ситуации, складывающейся в Афганистане. На состоявшейся в 2009 году международной конференции в Гааге был обсужден ряд вопросов. Было озвучено конкретное предложение - предложение о сотрудничестве организации Договора коллективной безопасности с Североатлантическим альянсом. Это, несомненно, очень логично, поскольку Североатлантический альянс действует на территории Афганистана, а ОДКБ обеспечивала бы пояса наркотической безопасности по пути следования наркотрафика в Россию и дальше через Россию в Европу. Однако, к сожалению, по чисто идеологическим соображениям НАТО пока воздерживается от того, чтобы устанавливать какие бы то ни было контакты с ОДКБ, в том числе и в той сфере, в которой, у них есть очень серьезные интересы, а именно в сфере борьбы с наркотиками [25].