Смекни!
smekni.com

Сепаратистко-сигхское движение в штате Пенджап в Индии (стр. 2 из 8)

В связи с этим, при подготовке к работе, проанализированы научные труды отечественных и зарубежных авторов. Следует назвать таких специалистов как: К.З. Ашрафян[17], чья статья в журнале “Народы Азии и Африки” представляет большой интерес для изучения внутрипартийных конфликтов в “Акали дал”; книга , А. Г. Бельского и Д. Е. Фурмана “Сикхи и индусы. Религия, политика и терроризм”[18] содержит наиболее полный анализ событий в Пенджабе с 40-х гг. до начала 90-х, однако, увлекшись политическими перепетиями, авторы совсем проигнорировали социальный аспект.

Статьи А. А. Празаускаса дают полную картину структуры индийского федерализма, однако, автор не дает анализа взаимоотношений центральной индийской и местной сикхской власти, хотя во вступлении об этом анонсирует[19].

В написании данной работы, мы использовали также такие общенаучные и историко-философские методы, такие как:

Во-первых, хронологический метод (т.е. описание событий во временной последовательности),

Во-вторых, историко-генетический (установление казуальных связей между происходящими событиями и явлениями),

В-третьих, историко-типологический метод (анализ причин возникновения и общих закономерностей проявления сепаратистских тенденций).

Научная новизна темы, определяется самой постановкой данной проблемы, в связи с усилением в различных частях планеты сепаратистских устремлений. Это очень важно, для нашей независимой Республики, которая вступает в мировое сообщество, в тот период, когда разрешение проблем сепаратизма ещё полностью не раскрыто.

Цели и задачи исследования: изучить истоки и причины возникновения сепаратизма в Пенджабе.

В соответствии с этой целью, были сформулированы следующие задачи:

Во-первых, проследить эволюцию сепаратизма в Пенджабе; постараться определить факторы, влияющие на проявление сепаратистских тенденций.

Во-вторых, проанализировать эффективность предпринимаемых мирных политических и силовых мер для подавления сикхского сепаратизма.

В-третьих, оценить современное состояние проблемы.

В-четвёртых, выявить тенденции дальнейшего развития и перспективы сикхского сепаратистского движения.

Практическая значимость работы видится в том, что на основании выявленных тенденции, применить способы разрешения проблем сепаратизма в политической жизни страны и для упрочения национального единства Республики Казахстан.

Исходя из вышеизложенного, структура работы состоит из введения трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Зарождение сикхского сепаратистского движения в Пенджабе.

1.1. Сикхизм – движение религиозного протеста.

Сикхизм - одна из религий Индии. Сикхизм сложился в XV в., когда страна стала местом встречи двух религиозных традиций, исламской и индуистской. Основателем сикхизма был Гуру Нанак (1469-1539).

Нанак, когда ему было предсказана слава великого духовного вождя, отправился в паломничество по индийским святыням, а затем совершил хадж в Мекку. После этого он заявил, что “нет на земле индусов и нет мусульман”. Сам он жил по определенным правилам, которые он выработал, изучая индуизм и ислам. Поэтому можно предположить, что сикхизм вобрал в себя как индуистские, так и мусульманские традиции.

Нанак отрицал деление людей на касты. Он считал, что жить нужно лишь своим собственным трудом, признавал лишь одного бога, но осуждал какое-либо поклонение его материальному воплощению, например, идолам (в сикхизме понятию “Бог” соответствует эпитет “бестелесный”). Впрочем, в сикхизме сохранились и черты, присущие именно индуизму: понятие перевоплощения душ. Последователи учения Нанака стали называть себя сикхами, т.е. учениками. Сикхизм принимали те, кто был недоволен своим социальным положением, т.е. принадлежал к какой-нибудь низкой касте, в основном это были мелкие ремесленники и земледельцы. Своими духовными предводителями после смерти Нанака они выбирали самых достойных, в историю они вошли под названием Гуру, т.е. учитель.

С 1469 по 1539 гг. было всего десять Гуру. При втором из них, Гуру Ангаде (1539-1552) , был введен шрифт гурмукхи (буквально: “из уст Гуру”), предназначенный для записи сикхского священного писания. Четвертый Гуру Рам Дас основал столицу сикхов - город Амритсар. При пятом гуру Арджуне (1581-1606) был составлен священный сикхский канон - “Ади Грантх”. Эта книга считается символичным представителем всех Гуру, сосредоточением их учения и всей божественной мудрости. В “Ади Грантх” содержатся сочинения сикхских Гуру, а также около 6 тысяч стихов религиозного характера. Чтение “Ади Грантх” является главным содержательным элементом сикхского ритуала.

Десятый Гуру Гобинд Сингх (1675-1708) произвел серьезную реорганизацию: упразднил пост гуру и создал новое сообщество сикхов - хальсу, а также армию хальсы. Тогда же были введены атрибуты сикхизма, именуемые “5к” (длинные нестриженые волосы и борода, кинжал, гребень, стальной браслет, кожаные штаны особого кроя).

1.2. Политический аспект движения сикхов в колониальной Индии

В конце XVIII в. правитель одного из сикхских княжеств Ранджит Сингх (1780-1839) создал военное государство сикхов, которое дольше других индийских княжеств сопротивлялось английским колонизаторам. В колониальный период сикхи входили в состав Колониальной Британии, а после объявления независимости Индии остались в составе этого государства.

В современной религиозной и общественно-политической жизни Индии сикхи играют заметную роль. Сикхское сепаратистское движение возникло в середине 40-х гг. ХХ века. Так, в 1944 году сикхская партия “Акали дал” впервые выдвигает требование о создании на территории штата Пенджаб независимого государства Сикхистан.

Несмотря на то, что сама партия была создана еще в декабре 1920 г., за эти 24 года ни разу не прозвучало ни одного предложения о независимости Пенджаба. К такому выводу можно прийти, изучив предвыборные программы лидеров “Акали дал” с 1920 по 1939гг..

В те годы партия занималась претворением в жизнь заявленных при создании целей: “координацией действий отрядов сикхского населения, которые вели борьбу за изъятие контроля над гурдварами из рук махантов”[20].

Почему же требования о независимости появились именно в 1944 году? Для этого я нахожу по крайней мере два объяснения:

- во-первых, в 40-е гг. уже стало ясно, что колониальной власти Британии скоро придет конец и Индия обретет независимость. Но ведь сикхи и до прихода английских колонизаторов имели свое независимое государство, т.е. существовал исторический прецедент “существования собственной государственности”.

- во-вторых, Мусульманская Лига (партия, представлявшая интересы мусульман в Индии) уже выдвинула требование об отделении от Индии территорий, где мусульмане составляли большинство с целью создания независимого государства, ядром которого будет штат Пенджаб.

Для сикхов в таком случае возникали следующие перспективы: или они будут жить в неразделенном Пенджабе, ставшем частью нового мусульманского государства, или Пенджаб будет разделен, и в таком случае в Пакистане останется значительная часть сикхов, или они останутся с Индией.

Ни одна из этих альтернатив сикхов не устраивала. В 1946 году “Акали дал” приняла резолюцию, в которой сказано: “Поскольку единство сикхов находится под угрозой из-за постоянных требований мусульман создания Пакистана, с одной стороны, и опасности абсорбции индуистами - с другой, “Акали дал” требует ради сохранения и защиты единства религиозных, культурных и экономических прав сикхской нации создать сикхское государство”[21]. По сути, утверждается, что сикхи не смогут ужиться с мусульманами или индусами.

В августе 1947 года была открыта новая страница в истории Южной Азии - Индия и Пакистан были объявлены независимыми государствами. Пятнадцатого августа было объявлено судьбоносное для сикхов решение: границу между Индией и Пакистаном провели так что, вся северо-западная часть Пенджаба была отделена от Индии.

60% процентов населения этой части составляли мусульмане, 26% - индусы, 13% - сикхи, однако именно в результате такого решения разразилась кровавая бойня между сикхами и мусульманами, итогом которой стало примерно 1 млн. погибших и 8 млн. (!) беженцев.

В новом государстве – Индии - индусы и сикхи остались один на один (ранее в их взаимоотношения вмешивались английские власти, которые относились к сикхам очень благожелательно). Теперь в Пенджабе проживало 20 млн. индусов, 16 млн. сикхов и лишь 600 тыс. мусульман. Сикхи отнюдь не составляли в Пенджабе большинства населения, но все административные и военные государственные посты были в их руках.[22].

Поначалу сикхи не спешили вновь выдвигать какие-либо сепаратистские требования. Только в конце 1948 года лидер “Акали дал” заявляет: “Мы хотим иметь провинцию, где бы мы могли сберечь нашу культуру и традиции”. Со временем требования стали расти, чему способствовал комплекс внутренних и внешних факторов:

1) Заметная диспропорция регионального развития. Англичане в свое время модернизировали сельское хозяйство Пенджаба, и уровень жизни в этом штате был выше, чем в целом по стране.

2) Заметны культурные и религиозные противоречия между индусами и сикхами.

3) Много лет существовала партия (“Акали дал”), ставящая своей главной целью обеспечение религиозных интересов сикхов и для достижения этой цели стремящаяся изменить существующие положение в культурно-языковой, социально-экономической и политической сферах жизни.

4) Имели место провокационные действия Пакистана (не без помощи США).

5) Сепаратистские настроения в Пенджабе стимулировала помощь сикхской диаспоры из-за рубежа. (Большое количество сикхских эмигрантов проживает в США, Канаде, Франции, Германии и Великобритании)