Смекни!
smekni.com

АТЭС: состояние и перспективы регионального экономического развития (стр. 4 из 5)

Был также затронут вопрос о членстве в АТЭС. Лидеры постановили продолжить рассматривать вопрос о членском составе АТЭС в будущем.

В заключение участники констатировали, что за более чем двадцать лет своего существования АТЭС стал локомотивом прогресса в наиболее динамично развивающейся части мира. Экономический рост в регионе способствовал повышению благосостояния всех народов мира. Благодаря самоотверженным усилиям экономик-участниц Форум достиг больших успехов в претворении в жизнь идеалов, предначертанных его основателями. В развитие этих успехов лидеры подтверждают свою приверженность достижению еще более тесной региональной экономической интеграции и содействию энергичному, устойчивому и сбалансированному росту в регионе, включая такие действия, как принятие конкретных шагов по формированию АТЗСТ, а также решению новых задач XXI века через реализацию Стратегии развития. Они обязались принять необходимые конкретные шаги, чтобы обозначенные перспективы стали реальностью, что, по их убеждению, повысит благосостояние и благополучие всех людей, проживающих как в АТР, так и за его пределами.

Главы государств и правительств поручили своим министрам и старшим должностным лицам активизировать в предстоящем году работу по усилению и углублению региональной экономической интеграции. В соответствии со сформулированным в декларации видением они также поручили им подготовить и осуществить конкретные инициативы в целях устранения барьеров в торгово-инвестиционной сфере и обеспечения высокого качества и устойчивости экономического роста в будущем [АТЭС-2010].

Кроме декларации главы государств и правительств стран АТЭС приняли «Политическое заявление о результатах работы по реализации «Богорских целей»».

Участие России в АТЭС

Кризис идентичности, который, по мнению некоторых участников и западных экспертов, переживает сегодня АТЭС, предоставляет Москве благоприятную возможность внести собственный вклад в его преодоление, уточнить свои цели и интересы в этой организации и активизировать приоритетные направления деятельности. Если Россия использует эту возможность, то вероятность выпадения ее экономики (в первую очередь, дальневосточной) из тихоокеанского экономического пространства существенно снизится. Главная же проблема на пути активизации участия России в АТЭС – слабая вовлеченность в экономическую жизнь региона и асимметрия в ее торгово-экономических связях со странами-членами Форума.

Доля России во внешнеторговом обороте стран АТР составляет примерно 1%, объем ее инвестиций в эти страны незначителен. Поэтому последние мало заинтересованы в обсуждении с представителями России в рабочих группах АТЭС конкретных положений, регулирующих торговлю и другие направления сотрудничества в регионе. В то же время доля стран АТЭС во внешнеторговых (прежде всего экспортных) операциях России достаточно высока (более 15%), что превышает объем экспорта в страны СНГ. Иными словами, Россия в большей степени зависит от торгово-экономических связей со странами-членами АТЭС, чем они зависят от нее [Якубовский 2004: 78].

В 1999 году на инициированной МИД РФ научной конференции «Россия в АТЭС и АТР», в частности, отмечалось, что объективные возможности российской экономической политики в рамках АТЭС весьма ограничены. Эксперты предупреждали, что роль России в деятельности АТЭС может свестись к участию в саммитах и встречах министров иностранных дел и торговли, тогда как с развертыванием реальной работы, в том числе в рамках рабочих групп, могут возникнуть сложности [Россия в АТЭС и АТР 1999].

Прогноз экспертов во многом оправдался. Ситуация начала меняться в лучшую сторону лишь в последние годы. С 1999 по 2007 годы В. Путин – сначала в качестве председателя правительства, а затем президента России – принимал участие во всех саммитах АТЭС (за исключением саммита 2002 года). Активная работа на высшем политическом уровне позволила донести до стран АТР российские приоритеты в регионе, к которым, в первую очередь, относится выведение регионального сотрудничества в области энергетики, транспорта, наукоемких технологий и т.д. на качественно новый уровень. Участие же России в рабочих группах по-прежнему отличалась пассивностью и отсутствием должной преемственности. Использование этих механизмов остается приоритетной задачей для российского Дальнего Востока, так как позволяет координировать экономическую деятельность со странами АТР в области торговли, рыболовства, инфраструктуры транспорта и связи, энергетики и т.д. [Севастьянов 2001].

Институциональный механизм АТЭС предусматривает активность всех участников, в том числе в организации мероприятий в рамках ежегодной весьма обширной программы. В 2001 году заседание Делового консультативного совета АТЭС прошло в Москве. В дальнейшем местом проведения большинства российских мероприятий из годовой программы АТЭС стал Владивосток. В 2002 г. в этом городе состоялись седьмой инвестиционный симпозиум и третья ярмарка инвестиций АТЭС. А в 2005 г. – ежегодное заседание Транспортной группы АТЭС.

Президент России Д. Медведев впервые принял участие в саммите АТЭС в ноябре 2008г. В преддверии этого мероприятия СМИ ряда стран АТР опубликовали его статью, в которой он поделился своим видением места и задач этой организации, а также перспектив участия в ней нашей страны. По его мнению, Форум АТЭС может и должен играть все возрастающую роль в обеспечении стабильности и процветания АТР. В период борьбы с мировым финансовым кризисом, отметил Медведев, укрепление международного взаимодействия является «ключом к решению первоочередной задачи – формирования многополярной международной финансово-экономической системы». При этом именно АТР в условиях сохранения многими государствами региона высоких темпов роста может стать «тем локомотивом, который в перспективе обеспечит устойчивое развитие мировой экономики» [Медведев 2008а]. Разделяя озабоченность членов Форума колебаниями цен на энергоносители, Медведев заявил о намерении России «содействовать созданию такой системы энергообеспечения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая позволит потребителям энергоресурсов диверсифицировать географию импорта, обеспечить надежные и бесперебойные поставки» [Медведев 2008а]. В этой же статье президент РФ подтвердил, что в ходе реализации задач Форума АТЭС Россия будет твердо придерживаться основополагающих для него принципов консенсуса и добровольности. Несколько дней спустя на пресс-конференции по итогам встречи глав государств и правительств стран-участниц АТЭС Медведев заявил о приверженности России еще одному краеугольному для этой организации принципу – «открытого регионализма». Он также выразил удовлетворение тем, что саммит в Лиме во многом стал продолжением встречи «Двадцатки» в Вашингтоне, наметившей основные пути выхода из финансового кризиса [Медведев 2008б].

Д. Медведев принимал участие в саммитах АТЭС в Сингапуре в 2009 годе и в Иокогаме в 2010 году. Регулярное участие российских президентов в саммитах, проведение мероприятий АТЭС на территории России свидетельствуют о приоритетности этого направления для высшего руководства страны. Еще одним подтверждением этого факта стало решение провести саммит АТЭС 2012 г. (в период председательства России в этой организации) во Владивостоке.

Разумеется, в тактическом плане превращение Владивостока в один из так называемых мировых, или «ключевых» городов, выполняющих интернациональные экономические и политические функции, имеет большое значение для российского Дальнего Востока. Идея сделать Владивосток местом встреч глав государств и министров иностранных дел стран Азиатско-Тихоокеанского региона высказывалась М. Горбачевым еще в конце 1980-х годов. Концепцию превращения столицы Приморья в «ключевой» город Северо-Восточной Азии выдвинул в 1993 году дальневосточный исследователь В. Михайлов [Михайлов 1993]. В то время, по его мнению, имелись все необходимые условия для того, чтобы сделать Владивосток политическим, культурным, образовательным, научным и туристическим центром не только российского Дальнего Востока, но и всего Тихоокеанского бассейна.

Однако к середине 1990-х годов Приморский край в целом и Владивосток в частности утратили расположение российского руководства и привлекательность в глазах иностранных инвесторов. В результате в городе не произошло реального улучшения состояния транспортной инфраструктуры и курортной зоны. Отставание стало особенно заметным на фоне качественного прорыва в этих областях ряда городов Северо-Восточной Азии, таких как Саппоро, Ниигата (Япония), Пусан (Республика Корея), Далянь и Тяньцзинь (КНР). Тяньцзинь, как и Владивосток, представляет собой крупный город-порт, в котором начинается трансконтинентальная железнодорожная магистраль. Именно этот город китайская сторона предлагает сделать своего рода столицей Северо-Восточной Азии.

Решение руководства России провести саммит АТЭС-2012 во Владивостоке и выделить в связи с этим на развитие городской инфраструктуры более 6 миллиардов долларов вселяет надежду, что через несколько лет Владивосток сможет по праву претендовать на звание одного из «ключевых» городов Северо-Восточной Азии. Проект «Большой Владивосток», рассчитанный на 2008-2012 годы, предусматривает, в частности, реконструкцию международного аэропорта, развитие автодорожной сети, портовой и инженерной инфраструктуры, коммуникаций, а также сооружение многофункционального административно-делового центра, включающего гостиницы и международный конференц-центр на 7 тысяч человек. На острове Русском предполагается открыть туристко-рекреационную зону и технопарк. После саммита несколько возведенных гостиниц планируется использовать для проживания студентов нового федерального университета, в том числе иностранных.