Смекни!
smekni.com

Палестино-израильский переговорный процесс до и после: начало Интифады (стр. 8 из 8)

Силовое давление Израиля на палестинскую администрацию продолжалось под требование о прекращении актов насилия. Оно носило явный политический характер, причем политическая составляющая этого давления проявлялась все больше.

Израильтяне продолжали нанесение ударов по объектам в зоне «А», более того, стали практиковать вторжение наземными войсками на территорию этой зоны, временную реоккупацию отдельных ее частей. Наиболее сильный резонанс во вне вызвала подобная акция в городе Дженине 13 августа.

Очередное обострение обстановки в августе в связи с новыми террористическими акциями на территории Израиля и израильскими «ответными» силовыми действиями (вторжение на территории «зоны А» в Дженине и других районах, захват Восточного дома (Orient House), продолжение «избирательных убийств» (targeted killings) палестинских активистов)53 стимулировало антикризисные посреднические усилия в пользу прямых контактов сторон на уровне политического руководства.

Эти усилия привнесли новый момент в механизм внешнего посредничества – появление Германии в качестве ключевого игрока, при том, что министр иностранных дел Германии Й. Фишер сыграл решающую роль в известном заявлении Я. Арафата 2 июня о прекращении огня. Правда, тогда вместе с ним действовал представитель генсекретаря ООН Т. Ларссен.

На сей раз Й. Фишер, находясь в регионе, передал Я. Арафату предложение Ш. Переса о «поэтапном плане реализации прекращения огня», который предусматривал его прекращение поочередно в отдельных районах (начиная с Газы) с параллельной отменой израильских «ограничительных» мер (restrictions) в отношении палестинцев там, где насилие прекращается.

США одобрили этот ход. Одновременно американцы блокировали попытки палестинцев провести в Совете Безопасности ООН очередную резолюцию, вновь противодействуя вовлечению ООН в урегулирование кризиса.

При том, что в связи с «немецкой инициативой» упоминался «мирный план Митчелла», акцент явно был выборочно сделан на той части доклада комиссии Дж. Митчелла, которая касается мер безопасности и нормализации, без политических аспектов. С самого начала было ясно, что полномочий на политические переговоры, о которых шла речь в «докладе Митчелла», Ш. Перес иметь не будет. Об этом заявили и американцы, причем в тот же день, 22 августа, когда Я. Арафат на совместной пресс-конференции с И. Фишером приветствовал его (И. Фишера) «хорошие идеи» и встречу с Ш. Пересом. Подтверждая заинтересованность США в диалоге между двумя сторонами (палестинцами и израильтянами), представитель госдепартамента Ф. Рикер «приветствовал усилия любого правительства организовать переговоры по вопросам безопасности».

Предложение Ш. Переса шло в русле попыток хоть как-то разблокировать запуск нормализации обстановки и реализации рекомендаций «доклада Митчелла», хотя понятно, что заложенная в предложении фрагментация «плана Тенета» вряд ли могла сама по себе облегчить выправление кризисной ситуации.

Так и произошло. Случилось новое обострение. 25 августа палестинцы атакуют военный израильский пост у поселения Гуш Катиф в Газе, в результате – жертвы среди военнослужащих, погибают и нападавшие. Израиль, возлагая ответственность на Я.Арафата, «отвечает» введением танков в Рафах – в Газе, неподалеку от границы с Египтом, на следующий день израильская авиация бомбила палестинские объекты и в Газе, и на Западном берегу р. Иордан. 28 августа в результате ракетного обстрела с вертолетов в Рамалле убит генеральный секретарь Народного Фронта освобождения Палестины (НФОП) Абу Али Мустафа, израильские войска оккупируют деревню Бейт-Джала, расположенную вблизи Вифлеема.

Эти события, при том, что они как бы продолжали серию репрессивных мер, похоже, означали качественно новое развитие палестино-израильской конфронтации.

И прежде израильтяне подвергали ударам территории в зоне «А», находящейся под полным контролем палестинской администрации. И раньше израильские войска совершали наземные рейды на эти территории. И уже не впервой израильтяне практиковали внесудебную расправу над палестинцами. Однако на сей раз, по существу, произошла реоккупация территории в зоне «А». Теперь преднамеренно, по решению, принятому правительством Израиля, был убит один из видных палестинских политических деятелей. Абу Али Мустафа долгие годы находился в оппозиции «мирному процессу», вернулся в Палестину в 1999 году, причем разрешение на его проезд давал и премьер-министр Израиля (тогда – Э. Барак). Пожалуй, с этого времени можно говорить о вступлении конфликта в стадию прямой военно-политической конфронтации между правительством Израиля и Палестинской Национальной Администрацией, ее выплескивании за рамки дипломатического урегулирования.

Видимо, осознание этой «рубежности» в ситуации вновь стимулировало посреднические усилия. С одной стороны, через находившегося в регионе министра иностранных дел Италии Р. Руджеро 29 августа удалось добиться развязки по Бейт-Джале: израильские войска были выведены из этого населенного пункта, Я. Арафат и Ш.Перес подтвердили готовность к прямым контактам. К. Пауэлл заявил, также 29 августа, о намерении США в ближайшие дни предпринять интенсивные усилия по преодолению кризиса. С другой стороны, появляется предложение Бельгии (страны, председательствующей на то время в ЕС) об организации переговоров по ближневосточной ситуации между США, Россией и Евросоюзом. 4 сентября в Иерусалиме состоялась встреча министра иностранных дел Израиля Ш. Переса с председателем Палестинского Совета (парламента) А. Крейя и министром местного самоуправления ПНА С. Эрейкатом. Посредничали европейцы (Х. Солана). По весьма скудным сообщениям, речь шла о согласовании повестки дня «серии встреч» между Я. Арафатом и Ш. Пересом. Просматривалось стремление восстановить политический диалог. Примечательно, конечно, что Европа стала проявлять больше политической самостоятельности. Но для нас важно другое обстоятельство: и отмеченные действия европейцев, и упомянутая реакция американцев, и установление все-таки прямых политических контактов, причем очень высокого уровня, между палестинцами и израильтянами, могут рассматриваться как симптомы осознания и самими сторонами, и во вне, непродуктивности попыток преодолеть кризис в Палестине в рамках принятой трактовки рекомендаций комиссии Дж. Митчелла. Т.е. сначала сбить напряженность, понизить уровень конфронтации мерами, носящими сугубо технический характер, причем ограниченными только сферой безопасности, затем – постепенно нормализовать ситуацию в палестино-израильских отношениях, вернуться к состоянию на 28 сентября 2000 г. и только потом – восстановить переговорный процесс. Кроме того, появились симптомы понимания необходимости искать решение кризиса вне этой схемы. В этой связи обратило на себя внимание высказывание иорданского короля Абдаллы о том, что «только мирные переговоры могут прекратить кровопролитие»54, сделанное в контексте налаживания, при европейском посредничестве, политических переговорных контактов.

Список источников и литературы

1.Middle East International. – 4 May 2001. – № 649. – С. 23.

2.Аль-Арабий (на араб. яз.). – Август 2001 г. – № 513. – С. 116.

3.Бюллетень Партии Ликуд. 14 ноября 2000 года.

4.Middle East Policy Council Journal: Middle East Policy. – March 2001. – Vol. VIII. – № 1.

5.The Jerusalem Post, 22.06.2001.

6.Правильная трактовка палестинской позиции состоит в том, что, не принимая саму формулировку «демилитаризованное государство», палестинцы согласны с тем, чтобы его вооруженные силы обладали только оборонительными вооружениями.

7.Middle East Policy Council Journal: Middle East Policy. – March 2001. – Vol. VIII. – № 1.

8.2000 Wienberg Founders Conference. Agenda 2001: Middle East Policy Planning for a New Administration, Washington Institute for Near East Policy. – W., 2001. – С. 92.

9.New Thinking About Jerusalem\D:\institiit\Jerusalem_event.htm\, p. 8.

10.Выступление Б.Клинтона на пресс-конференции в Вашингтоне 25 октября 2000 г.

11.The Jerusalem Post, 22.06.2001.

12.New Thinking About Jerusalem\D:\institiit\Jerusalem_event.htm\, p. 8.

13.Там же, с.9.

14.Там же, с.9.

15.The Jerusalem Post, 22.06.2001 г. (ИнтервьюД.РоссаХ.Кенону).

16.ВыступлениеЭ.Снэв Washington Institute for Near East Policy 13.11.2000.

17.Пресс-конференция Б.Клинтона в Вашингтоне 25.10.2000 г.

18.Международная жизнь. – М., 2001 г. – № 4. – С. 63.

19.Aluf Benn and David Landau. Barak Opts for Interim Agreement // Ha’aretz (On-line Edition), 28.11.2000.

20.Deborah Sontag. The Israelis and Arafat Get Together // New York Times, 15.12.2000. – С. 19.

21.Assaf Moghadam, Diplomacy and Force in the Middle East Crisis: Israeli Crisis Management Strategies, September – December 2000 // Middle East Review of International Affairs (MERIA). – March 2001. – Vol. 5. – № 1.

22.Аль-Кудс (на араб. яз.), 25.12.2000.

23.Middle East International, 12.01.2001. – С. 3.

24.Тамже, с. 4.

25.The Washington Institute for Near East Policy. Peacewatch, Number 302, 05.01.2001.

26.Аль-Кудс (на араб. яз.), 26.12.2001.

27.См.: The Washinlton Institute for Near East Policy. Peacewatch, 5.01.2001. – № 302.

28.Middle East International, 12.01.2001. – С. 6.

29.Dore Gold. Untenable Linkages: Tying a cessation of Palestinian Violence to an Israeli Settlement Freeze // Jerusalem Viewpoints. – 15 May 2001. – № 454.

30.Ha’aretz, 24.07.2001; Аль-Хаят (на араб. яз.), 20.07.2001.

31.The Jerusalem Post, 22.06.2001.

32.The Washington Institute for Near East Policy. Peacewatch, 14.08.2001. – № 340.

33.Akiva Eldar. What went wrong at Camp David – the official PLO version. 25.07.2001.

34.Аль-Кудс (на араб. яз.), 22.07.2001.

35.The Washington Institute for Near East Policy, Peacewatch, 14.08.2001. – № 340.

36.Тамже.

37.Yezid Sayigh, Arafat and the Anatomy of a Revolt.

38.Подробнее о ситуации в палестино-израильских отношениях в пост-выборный период см.: Чистяков А., Якушев М.: Мир на Ближнем Востоке только снится? // Международная жизнь. – М., 2001 г. – № 4. – С. 60-68.

39.Ha’aretz, 13.04.2001.

40.Комиссия во главе с бывшим американским сенатором Дж.Митчеллом была создана на основе решения саммита в Шарм аш-Шейхе (октябрь 2000 г.) под эгидой США. В ее состав также вошли бывший президент Турции С.Демирель, министр иностранных дел Норвегии Т.Ягланд, бывший американский сенатор У.Рудман и Верховный представитель ЕС в области безопасности и по внешней политике Х.Солнана. Web site http://www.meridian.org./.

41.http: //www.state.gov/secretary/RM/2001/index.cfm?docid=2965

42.htt: //download, meridian.org/statement.htm

43.http://www.state.gov/secretary/RM/2001/cfm?docid=2965

44.Middle East International. – 1.06.2001. – № 651. – С. 4.

45.Тамже, с. 3.

46.По существу, израильское правительство предъявило Я.Арафату ультиматум: правительство заявило, что Израиль вступит в зону «А», когда сочтет это необходимым. (См.: Ha’aretz, 2.06.2001).

47.Middle East International. – 15.06.2001. – № 652. – С. 5.

48.Тамже.

49.Ha’aretz, 15.06.2001.

50.Интервью К.Пауэлла 29 июня 2001 г. (http://www.state.gov/secretary/nn/2001/index.cfm?docid=3939)

51.Аль-Айям (на араб. яз.), 13.06.2001.

52.Middle East International. – 15.06.2001. – № 652. – С. 6.