Смекни!
smekni.com

Современное состояние и перспективы развития ГУАМ (стр. 1 из 4)

Современное состояние и перспективы развития ГУАМ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГУАМ

2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГУАМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ — региональная организация, созданная в 1999 году (хартия организации подписана в 2001 году, устав — в 2006 году) республиками — Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.

Начало сотрудничеству Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии в рамках ГУАМ было положено на встрече президентов соответствующих стран 10 октября 1997 года в Страсбурге в ходе саммита Совета Европы. Тогда же было принято официальное коммюнике о признании союза ГУАМ со статусом «консультативный форум»[1]. В апреле 1999 года к форуму присоединился Узбекистан. Об этом событии было объявлено в ходе юбилейного саммита НАТО в Вашингтоне, в ходе которого главы государств уже ГУУАМ приняли Вашингтонскую декларацию, декларировавшую цель интеграции в европейские и евроатлантические структуры. В сентябре 2000 года в ходе саммита тысячелетия в ООН был также принят меморандум, регулирующий цели создания и деятельность ГУАМ. С 6 по 7 июля в городе Ялта на Украине прошёл саммит ГУУАМ, на котором главы государств-участников подписали Хартию. В результате консультативный форум получил статус международной региональной организации. В ней Хартии были перечислены не только цели ГУУАМ, но и также оговорены организационные структуры.

Однако, как показало время, организация не оказалась устойчивой: уже в 2002 году Узбекистан заявил о намерении выйти из ГУУАМ, после чего стал игнорировать ее мероприятия. Официально президент Ислам Каримов заявил о выходе его страны из организации лишь в мае 2005 года. Формальным поводом для выхода Узбекистана послужило «существенное изменение изначально объявленных целей и задач организации». Как было сказано в письме узбекского президента Каримова, Узбекистан не устраивают «акценты организации на решении замороженных конфликтов, формировании совместных вооруженных блоков и пересмотре существующих систем безопасности». Узбекские власти объяснили, что не способны активно участвовать в этих процессах в «силу географического положения».

29 декабря 2005 года президент Узбекистана Ислам Каримов денонсировал следующие документы, подписанные в рамках ГУУАМ:

· «Ялтинскую хартию»,

· «Меморандум по содействию торговле и транспортировке»,

· «Соглашение о взаимной помощи и сотрудничестве в таможенных делах между правительствами государств-участников ГУУАМ».

На Киевском саммите ГУАМ 23 мая 2006 года было принято решение о реформировании организации. В ходе саммита главы государств подписали Устав Организации за демократию и экономическое развитие — ГУАМ (ОДЭР-ГУАМ).

В 2009 году президент Молдавии Владимир Воронин на вопрос о перспективах организации заявил, что «ГУАМ как региональная организация нежизнеспособен и бесперспективен».

1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГУАМ

Западное сообщество стремилось сформировать региональный военно-политический блок, призванный стать «девиантными» к НАТО. Была налицо попытка создания «альтернативного полувоенного блока», интегрированного в альянс на определенных институциональных основаниях. При этом ГУАМ создавался под геоэкономической вывеской. Однако, как показывает современное состояние дел, этот крупномасштабный эксперимент оказался проваленным, что, несомненно, скажется на соответствующих решениях и взглядах бюрократии ЕС и НАТО. В ходе попыток объединить усилия стран-участниц ГУАМ выяснилось, что данный проект с самого начала является совершенно нереалистичным. ГУАМ так и не определился в части лидера. Украина, на которую возлагалось немало надежд, не выразила должной степени заинтересованности. Позднее начали проявляться другие противоречия. Грузия и Азербайджан наиболее заинтересованы в милитаризации блока, в том числе в связи с проблемами урегулирования военно-политических конфликтов, что явно не входит в намерения и интересы Украина (а ранее и Узбекистана). Украина заинтересована, прежде всего, в получении нефти и газа, а Узбекистан – в обеспечении эффективного функционирования коммуникаций. Молдова не располагала возможностями для обозначения своего присутствия на территории других государств ГУАМ, тем более, военного присутствия[1].

В отношении перспектив ГУАМ на Западе та и не сложилось единства мнений. Как известно, идея «ГУУАМ» (так блок назывался до выхода Узбекистана) появилась в Европе (конкретнее, в Германии), но очень быстро была абсорбирована США. ГУАМ мыслился, прежде всего, как геоэкономическое объединение новых независимых государств для более успешного и независимого сотрудничества с Западом. В Евросоюзе наблюдали за этапами формирования ГУАМ и оказали этой инициативе политическую поддержку. Но очень скоро выяснилось, что для подлинного развития этой организации необходимы не только общие цели в части функционирования коммуникаций. Необходима была более широкая деятельность по согласованию экономических и политических решений. Но на первых этапах страны-члены блока не были готовы к такому сотрудничеству, прежде всего, по экономическим причинам. Экономические возможности этих стран не позволили им предложить друг другу интересные проекты. Кроме того, развитие столь обширной организации и актуальная политическая ситуация в данных регионах требовали создания небольших мобильных воинских частей, которые могли бы обеспечить безопасность коммуникаций. Но данные государства не были заинтересованы решать эти вопросы, особенно два ведущих государства – Украина и Узбекистан. Последний отличался наибольшим пессимизмом по поводу этого проекта[2].

Следует отметить, что деятельность ГУАМ стала катализатором напряженности в регионах между странами ГУАМ, а также Россией, Арменией и Туркменистаном. В начале 2000-ых годов на Западе считали, что ГУАМ больше не существует. Некоторыми политическими проектировщиками в США и Великобритании предлагалось разработать новую конструкцию данного свойства и рассмотреть альтернативные предложения. Однако американцы постарались не допустить выдвижения альтернативных предложений, которые могли бы нанести ущерб ГУАМ, и в июле 2001 года организовали в Центре Вудро Вильсона в Вашингтоне представительный семинар, на котором была сделана не столько попытка вдохнуть новую жизнь в ГУАМ, сколько заявить, что данный блок все еще имеет перспективу. Это мероприятие означало, что начался новый этап формирования проекта, хотя присутствовавшие представители государств-членов ГУАМ были изрядно удивлены теми надеждами, которые обнаружили.

На саммите СНГ в Минске, который проходил в июне 2001 года, было объявлено о создании ЕврАзЭС - организации, нацеленной на создание межрегиональной рыночной инфраструктуры. Саммит в Ялте, завершившийся подписанием двух главных документов: «Хартии ГУУАМ» и «Соглашения об оказании взаимной консульской помощи в чрезвычайных ситуациях», показал, что эта организация стоит в положении противовеса ЕврАзЭС и затрагивает национальные интересы России[3].

Опыт ГУАМ продемонстрировал низкую способность новых независимых государств участвовать в объединительной деятельности, совместно решать актуальные экономические и политические задачи, строить отношения с западным сообществом и Россией посредством «командного поведения». Были выявлены иждивенческие настроения и устремления, отсутствие понимания в необходимости самостоятельных решений и материальных жертв ради достижения экономических успехов и политической безопасности. Страны ГУАМ не были готовы строить свои отношения друг с другом в рамках экономического и политического блока. Очень быстро выявились проблемы параллелизма. То есть, правящие элиты предполагали, что общие экономические проблемы между этими странами будут решаться отдельно, а проблемы в рамках ГУУАМ относятся к неким особым проблемам, которые следуют решать при патронаже Запада. Однако проблемы общеэкономического сотрудничества между данными странами вскоре сыграли крайне негативную роль и оттенили возможные перспективы, которые были открыты в рамках ГУАМ.

Негативное место в формировании ГУАМ заняло стремление участников «монополизировать» свои права в части стратегических интересов, что привело к ограничению процесса расширения состава стран-участниц ГУАМ. Участие Азербайджана закрывало двери для Армении, а Узбекистана – видимо, для Туркменистана и других государств Центральной Азии. Вместе с тем, Армения играет важную геостратегическую роль, если учитывать ее отношения с Россией и Ираном, а Туркменистан важен как обладатель мировых ресурсов природного газа. Неучастие даже этих двух небольших государств в ГУАМ вносило элементы дополнительной конфронтации в регионах Южного Кавказа и Средней Азии. Но главный конфронтационный потенциал накапливался в России и в Иране, которые сразу же стали рассматривать ГУУАМ в качестве враждебного прозападного блока. Аналогичные настроения исходили и от Китая, который развернул широкую деятельность, и не всегда публичную в Центральной Азии, по ограничению развития ГУАМ в регионе. Более того, проявились противоречия внутри ГУАМ, между государствами Южного Кавказа и Украиной, а также Узбекистаном. Украина, как поставщик вооружений, могла создать ситуацию военно-политического дисбаланса на Южном Кавказе. Политическая практика демонстрировала, что ГУАМ все более оказывается в изоляции, несмотря на участие пяти государств. При этом именно участие Узбекистана – «центрального государства» Центральной Азии, обусловило неучастие в блоке других государств региона, а участие Азербайджана – неучастие Армении. Эта конфронтационная перспектива никак не устраивала ни США, ни их европейских партнеров. Таким образом, ГУУАМ стал примером провала подобных начинаний, которые обусловливают «избранность» одних государств и «игнорирование» других.